Финансовая система: сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время во всем мире, независимо от политического устройства и уровня экономического развития того или иного государства, финансы вступили в очередной период своего развития, связанный с большим количеством звеньев финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Финансовая система: сущность и структура………………………….…………….4
Глава 2. Характеристика звеньев финансовой системы:
2.1 Государственный бюджет ……………………………………………………………….…7
2.2 Специальные внебюджетные фонды………………………………………………..8
2.3 Финансы предприятий различных форм собственности………………..13
2.4 Государственный кредит……………………………………………………….…………14
2.5 Фонды личного и имущественного страхования…………………………....17
Глава 3. Проблемы развития финансовой системы в современных условиях……………………………………………………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………………………….…………..25
Литература……………………………………………………………………………………………..…………27

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 43.03 Кб (Скачать файл)

1) усилить контроль представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения;

2) передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;

3) создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;

4) снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше давалась дотация на социальную защиту населения.

Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального  дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп  населения и приоритетных сфер экономики. Общественные фонды потребления  используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых  граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным  и др.). Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит  от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального  производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются  мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный  трудоспособными гражданами и прошедший  затем перераспределение через  бюджеты и внебюджетные фонды. Для  внебюджетных фондов существует также  особая система формирования и расходования денежных средств. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий.

Внебюджетные  фонды появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют  ряд преимуществ:

1) автономность фондов от бюджета, что позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий;

2) лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

1) обязательные  платежи, установленные законодательством  страны;

2) добровольные  взносы юридических и физических  лиц;

3) доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

4) другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Наиболее  весомый источник средств государственных  социальных внебюджетных фондов - единый социальный налог.

Проекты бюджетов внебюджетных фондов составляются органами соответствующих фондов и  представляются органами исполнительной власти на рассмотрение представительных органов в составе  документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих  бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются  и утверждаются Федеральным Собранием  РФ в форме федеральных законов  одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год.

2.3 Финансы предприятий  различных форм собственности

Финансы предприятий различных форм собственности  в совокупности являются составным звеном финансовой системы. Здесь формируются финансовые потоки, отражающие созданный ВВП, подлежащий в дальнейшем перераспределению через бюджетную систему в производственную и социальную сферы, сферу домашних хозяйств и др.

Финансы предприятий – совокупность денежных отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов в процессе формирования собственного капитала, иных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

Финансы предприятий различных форм собственности  составляют основу финансов. Именно здесь  создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется  прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального  развития общества. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое положение страны.

Финансы предприятий представляют собой  систему экономических отношений, связанных с формированием и  использованием денежных фондов и накоплений на общегосударственные цели, финансирование затрат самих предприятий.

Особенности финансов предприятий определяются организационно-правовой формой; формой собственности; масштабами деятельности; сферами вложения капитала предприятий.

В зависимости  от форм собственности финансы предприятий  подразделяют на финансы государственных  предприятий и финансы субъектов негосударственных форм собственности (частные, кооперативные, совместные предприятия).

Гражданский кодекс РФ по организационно-правовому  признаку разделяет предприятия  и организации на коммерческие и  некоммерческие.

 

 

 

2.4 Государственный кредит

Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором  выступают физические и юридические  лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг.

Данная  форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Государственный кредит используется также в целях  стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Необходимость использования государственного кредита  обусловлена

невозможностью  удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного,

просветительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости  от заемщика государственные займы  делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Исходя  из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие  дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных

государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Внутренний  долг состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Обслуживание  государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов.

В России эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.

Огромный  государственный долг России, как  внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

 

 

2.5 Фонды личного и имущественного страхования

Каждое  звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, его различные стадии и фазы. Так, например, социальное страхование, осуществляемое посредством внебюджетных фондов, обеспечивает защиту личных интересов граждан  по инвалидности, старости, временной  нетрудоспособности.

Государственный кредит влияет на страховую систему, так как государство может  быть как заемщиком, так и кредитором страховых организаций. Государство  также может быть гарантом финансовой устойчивости страховых организаций.

Страхование транспортных, имущественных, финансовых и промышленных рисков коммерческих организаций, общественных организаций  и фондов служит фактором обеспечения  непрерывности и стабильности экономических  процессов и их финансовой устойчивости.

Таким образом, страхование – это очень важное звено финансовой системы, которое выступает регулятором воспроизводственных процессов на макро и микро-уровне. Оно является важным инструментом обеспечения непрерывности, стабильности развития общественного производства и главным образом средством защиты бизнеса и благосостояния граждан.

Осуществление страхования по защите имущественных  интересов, предупреждению и возмещению материального ущерба происходит за счет средств страхового фонда. Страховой  фонд создается в форме резерва  материальных или денежных средств. Его экономическая природа определяется отношениями производства и распределения  материальных благ, а также объективно существующими противоречиями между  человеком и природой.

В страховом  фонде реализуются коллективные и личные интересы членов общества, выражаются разносторонние экономические и социальные аспекты их жизнедеятельности.

 В условиях рыночной экономики наиболее приемлемы следующие организационные формы страхового фонда:

- централизованный страховой (резервный) фонд (формируется как в натуральной, так и в денежной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства). Создание общественных резервов в наибольшей степени связано с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением чрезвычайного ущерба (от стихийных бедствий, катастроф, крупных производственных аварий, экологических нарушений и т.п.) и в наименьшей степени - с факторами экономической несбалансированности и бесхозяйственности;

- фонд самострахования (создается в децентрализованном порядке каждым самостоятельно хозяйствующим субъектом).

 В  сельскохозяйственном производстве  через механизм самострахования  образуются семенные, продовольственные,  фуражные и другие натуральные  фонды, предназначенные для покрытия  различных убытков и частичного  возмещения ущерба от стихийных  бедствий.

 Для  свободных предпринимателей, коммерческих  структур объективно возникает  потребность в создании фонда  риска для осуществления деятельности  в условиях неблагоприятной экономической  конъюнктуры. Предприятия как  самостоятельные хозяйствующие  субъекты несут имущественную  ответственность по всем обязательствам  и в соответствии с Законом  "О предприятии и предпринимательской деятельности", положением "Об акционерных обществах" обязаны создавать страховой резервный фонд на покрытие собственных потерь и убытков в размере не менее 15% Уставного фонда. Средства данного фонда используются в первую очередь на преодоление производственных срывов и финансовых потерь.

С позиций  экономической целесообразности временно свободные средства резервного фонда  должны находиться в ликвидной форме (в виде депозитов в банках, акций, финансовых обязательств и т.д.); страховой  фонд страховщика создается непосредственно засчет страховых взносов участников страхового процесса - страхователей: предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан. Данный фонд выступает только в денежной форме и имеет строго целевой характер расходования средств (на возмещение ущерба и выплату страховых сумм в соответствии с правилами и условиями договора страхования).

 Страховой  фонд страховщика отличается  значительной мобильностью, так  как позволяет достигать высокой эффективности в использовании средств методом раскладки убытков на всех участников создания страхового фонда.

Информация о работе Финансовая система: сущность и структура