Финансовая система Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Официальное название Великобритании - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В административно-территориальном отношении Великобритания делится на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Денежная единица фунт стерлингов (100 песо). Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, является одной из наиболее развитых капиталистических стран. Именно эта страна является одной из самых "старых" стран с рыночной экономикой, именно в ней зародились капиталистические производственные отношения, возникли первые международные компании.

Файлы: 1 файл

финансовая система великобритании.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)

Расходы Консолидированного фонда включают в себя две основные группы:

1. расходы, ежегодно утверждаемые  Парламентом;

2. расходы из так называемого  Фонда для постоянного обслуживания, не рассматриваемые в Парламенте.

В утверждаемые расходы входят военные  ассигнования, затраты на промышленность, сельское хозяйство, содержание аппарата управления, социально-культурные мероприятия, субсидии местным органам власти, помощь развивающимся странам и  т. д. По фонду постоянных расходов проходят проценты по государственному долгу, расходы  по цивильному листу, а также отчисления в фонды Европейского Союза.

Суммы расходов имеют устойчивую тенденцию  к увеличению. Рост расходов при  невозможности постоянного увеличения налоговых поступлений вынуждает  Правительство Великобритании использовать займы. По структуре государственный  долг состоит из правительственных  и гарантированных правительством облигаций и векселей казначейства, обращающихся на рынке ценных бумаг  и внешнего долга. Основная часть  заемных средств приходится на государственные  ценные бумаги.

Доходная  часть Национального фонда займов создается за счет процентов, поступающих  от государственных корпораций и  местных органов власти за предоставленные  им Казначейством Ее Величества долгосрочные кредиты, прибыли эмиссионного департамента Банка Англии, средств, передаваемых из Фонда для постоянного обслуживания. Расходы Национального фонда  займов включают проценты по государственному долгу и управлению им, долгосрочные кредиты на капитальные вложения государственным корпорациям и  местным органам власти.

1.2.2 Местные бюджеты Великобритании

Каждый  местный орган Великобритании имеет  свой собственный стиль управления и работает в присущем ему ритме. Таким образом, не может быть универсальной  модели бюджетного процесса, структуры  местного бюджета и оформления бюджетных документов местного органа управления Великобритании.

Местный бюджет может быть определен как  предварительная оценка финансовых последствий предполагаемой деятельности органов местного управления на 12-месячный период. Эта деятельность определяется политикой, проводимой на местном уровне для достижения определенных целей  исходя из финансовых ресурсов, которыми располагают органы местного управления.

Вопросы, требующие предварительного решения, рассматриваются обычно специальной  комиссией - Комиссией по ориентации, состоящей из членов местного органа власти. Она изучает доклады, представленные местными органами и руководителем  финансовой службы, согласованные с  руководителями других служб. После  рассмотрения представленной информации и заслушивания мнений Комиссия определяет основные положения, по которым будет  проходить подготовка годового бюджета. При этом соответствующие полномочия Комиссии по ориентации, начальника финансовой службы и начальников служб местного органа обычно уточняются в финансовом регламенте, в котором закрепляются также порядок ведения бухгалтерской  отчетности и подробности подготовки бюджета, выплаты заработной платы  и пенсий, отношений с банками, страхования и т. д. Сроки подготовки местных бюджетов могут быть разными. Они зависят от существующих на местах структур, количества комиссий, а также  от того, как часто эти комиссии собираются.

Предложения по статьям местного бюджета могут  составляться двумя методами:

- финансовая служба готовит подробные  планы на основании данных, которые  ей представляют службы;

- службы сами составляют планы,  а финансовая служба производит  суммирование окончательных результатов.

Как правило, на практике используемый метод  составления предложений находится  между двумя крайностями и  может изменяться даже внутри одного органа местного управления в зависимости  от численности бухгалтерского персонала  различных служб. То же справедливо  и в отношении формы представления  бюджетных данных, а вот что  касается содержания, то оно едино  и включает в себя так называемые объективные разделы на каждый тип  расходов по каждой службе и субъективные разделы, которые в сгруппированном  виде представляют типовые разделы: персонал, транспорт, услуги и т. д. Содержатся в проектах местных бюджетов и  анализы колебаний между бюджетом предыдущего года и предполагаемым бюджетом. Этот анализ показывает изменения, вызванные инфляцией, обязательными  расходами и новыми статьями в  бюджете. До окончательного формирования проекта в годовой бюджет и  утверждением его Комиссией по ориентации производится корректировка различных  показателей с учетом возможных  темпов инфляции и непредвиденных расходов, которые, возможно, могут возникнуть в будущем году. После завершения подготовительных мероприятий бюджет передается на рассмотрение Комиссии представителей местного органа власти, которая рекомендует его Общему собранию совета. На этом этапе в  бюджете уже определены плановые и непредвиденные расходы, учтены государственные  дотации и уточнена квота местных  налогов. Местный бюджет представляет Председатель Комиссии по ориентации - как правило, руководитель финансовой службы. Представители вправе отклонить  или изменить предложения, представленные на их рассмотрение, но обычно сложных  вопросов на этом этапе не возникает, так как все согласуется в  ходе подготовки бюджета, и в большинстве  случаев принятие местного бюджета  Общим собранием совета является чисто формальной процедурой.

Закон о местном управлении 1972 г. предписывает (ст. 151) каждому местному органу принимать  меры в целях эффективного управления финансами, и одно из должностных  лиц данного органа должно нести  ответственность за это управление. По традиции руководитель финансовой службы местного органа является должностным  лицом, назначенным для финансового  управления. Он является также и  казначеем. В его функции входит обеспечение доходов, расчеты по финансовым обязательствам, выплата  заработной платы, пенсий и т. д. В  его ведении находится и управление казначейством, т. е. всеми операциями на валютном и финансовых рынках, связанными с финансовыми потоками на местном  уровне.

Институт  контроля за исполнением местных  бюджетов в Великобритании был введен в 1844 г. Раньше для этой цели создавался специальный аппарат чиновников, который отслеживал все выплаты  из местного бюджета. При этом согласно ст. 86 (2) Закона о местном управлении 1933 г., Совет графства мог расходовать  суммы, превышающие 50 ф. ст., только по смете, утвержденной финансовым комитетом. Выплаты  по приказу, подписанному тремя членами  финансового комитета, не производились  до тех пор, пока чеки не были подписаны  клерком Совета графства или иным уполномоченным на то лицом. Такие же правила применялись и к городским  советам. В настоящее время все  они отменены, и Закон о местном  управлении 1972 г. просто требует сохранять  счета (ст. 148(5)), проверка которых является лучшим периодическим методом контроля. Вопросы контроля за расходами являются наиболее сложной проблемой во взаимоотношениях центральной и местной власти Великобритании. При этом правовое регулирование данной сферы характеризуется  постоянными изменениями, отменой  или дополнением ранее действовавших  правил, введением новых. Наиболее бурно  этот процесс проходил в 80-е годы.

В 1980 г. консервативное Правительство  Великобритании приняло Закон о  планировании и земле, который ввел некоторые дополнительные инструменты  контроля, такие, как единые суммы  субсидий - блок - гранты. По сути, это  была попытка упрощения системы  представления средств местным  властям. Однако часть местных органов, находившихся под контролем лейбористской  партии, была против, что вызвало  напряжение во взаимоотношениях центра и мест. Кроме того, местные органы имели возможность увеличивать  собственные доходы, и контроль за расходами, осуществляемый Правительством Великобритании, терял свою эффективность. В 1981 г. была введена система "лимита расходов", но она не принесла ожидаемых  результатов и вскоре была отменена. В 1982 г. были приняты очередной Закон  о местных финансах и Приказ об отчетности и ревизии, которыми также  были внесены ряд изменений в  систему контроля. В частности, местные  власти потеряли право выбора между  местным ревизором (назначаемым  Государственным секретарем по согласованию с Министром гражданской службы Великобритании) и так называемым утвержденным частным ревизором (назначаемым  проверяемым подразделением и утверждаемым Государственным секретарем), которые  вправе проверять их счета. На смену  им пришли ревизоры, назначаемые Ревизионной  комиссией для местных властей  Англии и Уэльса.

1.3 Система межбюджетного выравнивания Великобритании

Система межбюджетного выравнивания в Великобритании достаточно сложна и различна в разных составных частях страны. В то же время, выделение финансовой помощи базируется на единых для всего государства  принципах. Существует два основных вида финансовой поддержки: блок - гранты, которые в Англии и Уэльсе называются грантами для увеличения доходов, и  гранты на специальные цели.

Гранты  для увеличения бюджетных доходов  выделяются ежегодно, причем в период, предшествующий определению суммы  финансовой помощи. Центральное Правительство  с учетом проекта центрального бюджета  и прогноза макроэкономической ситуации устанавливает расходные нормативы  для местных органов власти на планируемый период. Затем объем  финансовой поддержки определяется прямым счетом как разница между  суммой расходов бюджета муниципального образования, рассчитанной на основе расходных  нормативов, и суммой доходов местного бюджета от закрепленных за ним доходных источников.

Если  центральное Правительство считает  приоритетным финансирование какой-либо конкретной статьи местного бюджета, то выделяются средства в рамках целевого гранта, которые не могут быть потрачены  на цели, не оговоренные в условиях гранта.

2. Доходы и расходы государственного бюджета Великобритании

2.1 Доходы государственного бюджета Великобритании

Налоговые поступления являются главным источником доходов бюджетной  системы страны. Великобритания первой вступила на путь налоговых реформ среди ведущих стран Запада. Существенные изменения в налоговую систему  Великобритании внесла реформа 1973 г., в  результате которой произведена  перестройка подоходного налога и обложения прибыли корпораций, введен налог на добавленную стоимость, что приблизило структуру налоговой  системы к системам других стран  общего рынка.

Основным среди прямых налогов является подоходный налог, который дает 2/3 поступлений от прямых налогов. В Великобритании действует  шедулярная форма построения подоходного  налога, которая предполагает деление  дохода на части (шедулы) в зависимости  от источника дохода (жалованье, дивиденды, рента и т.п.). Каждая из шести шедул облагается особым порядком:

· А-доходы от имущества: собственности  на землю, строений, арендной платы  от сдачи в наем жилых домов;

· В-доходы от лесных массивов, используемых в коммерческих целях;

· С-доходы от государственных  ценных бумаг, по которым выплачиваются  проценты;

· Д-прибыль от производственно-коммерческой деятельности в торговле, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; доходы лиц свободных профессий; доходы от ценных бумаг, не облагаемых по шедуле;

· С-доходы, полученные в  виде процентов по займам; доходы, полученные за границей и переведенные в Великобританию;

· Е - трудовые доходы: заработная плата, пенсии, пособия;

· F-дивиденды и другие распределяемые доходы компаний.

В английском государственном  бюджете в статье формирования доходной части около 90% занимают налоги. Подоходный налог с населения составляет 64% поступлений в бюджет государства. Доля налогообложения доходов компаний - 19%. Ставка подоходного налога в  зависимости от дохода составляет 20% с доходом до Ј 2500, основная - 25% при  сумме от Ј 2501 до Ј 23700, максимальная - 40% при сумме свыше Ј 23700 фунтов стерлингов. Также Налог на прибыль  корпораций 33%,налог на прибыль для  малого бизнеса, т.е. для компаний с  доходом до Ј 250000 - 25%. Налог на наследство, до Ј 150000 - 0%, свыше Ј 150000 - 40%.

В особую категорию выделены нефтедобывающие комплексы, которые  вносят в бюджет 50% дохода, оставшегося  после уплаты налога по обычной ставке (раньше - 75%).

Среди косвенных налогов  все возрастающую роль играет налог  на добавленную стоимость. Он дает около 17% бюджета страны и занимает второе место после подоходного налога. Лишь очень немногие товары освобождены  от налогообложения НДС (продовольственные  товары, детская одежда, обувь и  некоторые другие). С января 2011 г. основная ставка налога повышена с 17,5% до 20%. В зависимости от видов поставляемых товаров и услуг ставки налога существенно варьируются.

Существует три категории  ставок:

1. стандартная ставка (standard rate)- 17,5% (с 1 декабря 2008 года до 1 января 2010 года ставка снижена до 15%);

2. пониженная ставка (reduced rate)- 5% (применяется к топливу и электроэнергии, используемым в домашнем хозяйстве и благотворительных заведениях и т.п.);

3. "нулевая ставка" (zero rate)- 0% (применяется, в частности, к большинству продуктов питания, детской одежде и обуви, книгам и газетам, продаже новых жилых зданий и домов, используемых в благотворительных целях, услугам общественного транспорта, медикаментам и инвалидным принадлежностям. Если компания реализует только эти товары или услуги, она вправе не регистрироваться для уплаты НДС, однако на это необходимо получить разрешение местных налоговых органов.

Крупные поступления дают акцизы на горючее, табак, пиво и спиртные напитки. Они занимают второе место  среди косвенных налогов (ставка 10-30%). Кроме того, к косвенным налогам  относятся таможенные пошлины, гербовый сбор (от 0 до 3.5%), дорожный сбор, налог с игорного бизнеса, сборы с бегов. С июля 1977 г. все таможенные барьеры по торговле Великобритании с другими странами Общего рынка были отменены, и страна перешла к единому внешнему тарифу Сообщества по торговле с третьими странами.

В доходах местных бюджетов доля местных налогов снижалась  и росла доля финансовой помощи, составляющей более 50%, в Шотландии - еще выше. В соответствии с законом  о местном правительственном  финансировании 1987 г. система местных  бюджетов базируется на четырех источниках:

1) налоге на хозяйственную  деятельность;

2) муниципальных налогах;

3) правительственных дотациях;

4) взносах и сборах.

Основными источниками финансирования, на которые приходится 75% местных  бюджетов, являются налог на хозяйственную  деятельность и муниципальный налог.

Система налогообложения  предпринимательства была скорректирована  в 1990 г., когда была произведена переоценка всей недвижимости и установлены  ставки налога на объекты хозяйственной  деятельности на местном уровне. В 1995 г. была проведена еще одна переоценка. Вся сумма налогов от хозяйственной  деятельности поступает в государственный  бюджет и перераспределяется затем  между местными бюджетами исходя из численности взрослого населения  территорий. Для расчета налога используется унифицированная ставка, которая  в настоящее время равна 3,3% от стоимости объекта. Ее размер утверждается на каждый финансовый год правительством по данным о стоимости недвижимости, представляемым службой по оценке недвижимости.

Информация о работе Финансовая система Великобритании