Финансовая система Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Официальное название Великобритании - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В административно-территориальном отношении Великобритания делится на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Денежная единица фунт стерлингов (100 песо). Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, является одной из наиболее развитых капиталистических стран. Именно эта страна является одной из самых "старых" стран с рыночной экономикой, именно в ней зародились капиталистические производственные отношения, возникли первые международные компании.

Файлы: 1 файл

финансовая система великобритании.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Официальное название Великобритании - Соединенное  Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В административно-территориальном  отношении Великобритания делится  на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Денежная единица фунт стерлингов (100 песо). Соединенное Королевство  Великобритании и Северной Ирландии, является одной из наиболее развитых капиталистических стран. Именно эта  страна является одной из самых "старых" стран с рыночной экономикой, именно в ней зародились капиталистические  производственные отношения, возникли первые международные компании. На протяжении длительного времени  Великобритания являлась крупнейшим экспортером  капитала. В наше время Великобритания остается по-прежнему одной из крупнейших держав, имеет серьезное влияние  на развитие международных экономических, политических и валютных отношений.

Великобритания - парламентская монархия. В стране нет конституции в виде единого  основного закона. Конституционное  значение имеют законодательные  акты, принятые Парламентом, судебные прецеденты. Королева считается верховным  носителем исполнительной власти.

Государственный законодательный орган - Парламент, состоящий из палаты лордов и палаты общин. В условиях отсутствия конституции  и по положению "парламентского суверенитета" Парламент не связан принятыми ранее  решениями и может отменять акты конституционного значения. Британские суды лишены права пересматривать или  отменять акты Парламента и обязаны  при этом применять не положения, вытекающие из международно-правовых обязательств Великобритании, а нормы  парламентского статуса.

 

1. Финансовая система Великобритании

1.1 Структура финансовой системы Великобритании и ее особенности

Финансовая  система Великобритании включает в  себя 4 традиционных звена: государственный  бюджет, местные бюджеты, специальные  внебюджетные фонды, финансовые государственных  предприятий.

Государственный бюджет страны состоит из двух частей:

· консолидированного фонда, который  включает текущие поступления средств  и их расходование;

· национального фонда займов, куда входят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала.

Местные органы власти в трёх частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии - имеют  различную структуру. В Англии двухступенчатая  система местных органов власти, включающие графства и округа сельской местности и городах. В 1992г. в Уэльсе и Шотландии была введена одноступенчатая  система местных органов управления.

После Второй мировой войны в компетенцию  органов местного самоуправления входило  финансирование социальных услуг, транспорта, образование, жилищно-коммунального  хозяйства. Позже их полномочия были значительно сужены. Местные органы власти утратили право на строительство  и приобретение жилья, приватизацию местного транспорта и коммунальных сетей, из-под их контроля выведены некоторые типы образовательных  учреждений, расходные обязательства  муниципалитетов существенно сократились. В настоящее время из местных  бюджетов финансируется всего 36% всех государственных расходов.

Система межбюджетного выравнивания Великобритании достаточно сложная и разная во всех составных частях страны. В тот  же время финансовая помощь основана на принципах, единых для всей страны. Существует два основных вида финансовой поддержки - блок - гранды (которые в  Англии и Уэльсе называются грантами для увеличения доходов) и гранты на специальные цели. Гранты для  увеличения бюджетных доходов выделяются ежегодно. Перед определением суммы  финансовой помощи центральное правительство, исходя из проекта центрального бюджета  и прогноза макроэкономической ситуации, устанавливает расходные нормативы  для местных органов власти на планируемый год. Затем объект финансовой поддержки определяется как разница  между суммой расходов бюджета муниципального пользования, рассчитанной на основе расходных  нормативов, и суммой доходов местного бюджета от закреплённых за ним доходных источников. Если центральное правительство  видит приоритетным финансирование какой-либо конкретной статьи местного бюджета, то средства выделяются в рамках гранта, т.е. они могут быть потрачены  только на оговоренные цели.

Третьим звеном финансовой системы являются специальные фонды. Их более 80. ведущее  место занимает фонд национального  страхования. Он создается за счёт взносов  населения, государственных предприятий  и дотаций правительства. Аккумулированные средства идут на выплату пенсий, пособий  по безработице и болезни.

Кроме фонда национального страхования, в финансовую систему Великобритании входят пенсионные фонды государственных  предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов. Эти фонды создаются за счёт средств  и дотаций предприятий и осуществляют расходы в соответствии со своим  функциональным назначением.

Государственные предприятия Великобритании делятся  на 3 вида: государственные корпорации, смешанные предприятия и ведомственные. Государственные корпорации в большинстве  своём функционируют в национализированных  отраслях промышленности. Деятельность государственных предприятий Великобритании отвечает стратегическим интересам  государства и не всегда основывается на рыночных механизмах, вследствие чего они, как правило, убыточны.

1.2 Бюджетная система Великобритании

Бюджетная система Великобритании сформировалась в прямой зависимости от государственного устройства и включает следующие  звенья:

· центральный бюджет;

· местные бюджеты (бюджеты графств, округов, городов).

В конце 19 в. в Англии была осуществлена первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получила название бюджет (от англ. budget - сумка казначея, мешок  с деньгами).

На  сегодняшний день госбюджет - это  основной финансовый план государства. Определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). финансы бюджет налогообложение великобритания

Бюджет  состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходной и расходной.

Государственная финансовая система Великобритании включает три звена:

1) бюджетную систему;

2) внебюджетные специальные фонды;

3) финансы государственных предприятий.

Бюджетная система, состоящая из двух уровней, включает государственный бюджет и  бюджеты местных уровней. В период с 1973 по 1975 гг. в стране была проведена  реформа местных органов власти, в результате которой вместо трехзвенной  стала действовать в основном двухзвенная система управления местными органами власти (графства и  округа). Произошли существенные изменения  в структуре и функциях местных  административных единиц. Так, территория Англии и Уэльса стала подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов (вместо 1400 до реформы). Всего в стране 56 графств  и 482 округа.

Свою  систему управления имеет Лондон: в его состав входят особый район  Сити (финансовый центр страны) и 32 муниципальных  района. К ведению местных властей (графств и муниципалитетов) относится  общественная безопасность.

В Великобритании насчитывается несколько  десятков крупных внебюджетных специальных  фондов:

- фонд национального страхования;

- пенсионные фонды государственных  предприятий;

- уравнительный валютный фонд (для  поддержания курса фунта стерлингов);

- фонд департамента гарантии экспортных  кредитов;

- фонд национальной корпорации  по развитию научных исследований;

- фонд главного казначея (министра  финансов), создаваемый из остатков  фондов министерств и ведомств  с целью поддержки равновесия  во всех фондах и др.

Важнейшее значение имеет Фонд национального  страхования. Он создается за счет взносов  работников, предпринимателей и государственных  дотаций. Взносы на нужды социального  страхования дифференцируются в  зависимости от четырех классов:

· первый класс - лица наемного труда  и их работодатели (заработная плата  до 54 фунтов стерлингов в неделю освобождена  от уплаты взносов);

· второй класс - "самозанятые", не наемные  работники (фермеры, торговцы, лица свободных  профессий, заработная плата которых  составляет 5,35 фунтов стерлингов в  неделю);

· третий класс - взносы добровольно перечисляются  неработающими гражданами или гражданами, которые не могут быть отнесены к  первым двум классам;

· четвертый класс - лица, уплачивающие взносы по второму классу, если их доход  превышает определенную сумму, в  размере 6,3% от дохода.

Положение пенсионеров в Великобритании значительно  хуже, чем в других странах Западной Европы (Германии, Франции и др.). Размер пенсии одинокого мужчины  составляет менее четвертой части  среднего заработка промышленного  рабочего.

В Великобритании имеются государственные  предприятия, взаимодействующие с  бюджетом:

- государственные корпорации;

- смешанные предприятия;

- ведомственные предприятия.

Наибольшее  развитие получили государственные  корпорации, к которым относятся  национализированные отрасли промышленности - угольная, электроэнергетическая, газовая, сталелитейная, а также железнодорожный  транспорт, воздушные авиалинии, почтовое ведомство и др. Государственные  корпорации находятся в ведении  центрального правительства, поэтому  их финансовые отношения осуществляются с государственным бюджетом. С  местными бюджетами они связаны  только по линии уплаты местных налогов. Деятельность государственных предприятий  Великобритании отвечает стратегическим интересам государства и не всегда основывается на рыночных принципах, вследствие чего они, как правило, убыточны. Наряду с государственными корпорациями существует большое число предприятий общественного  пользования, некогда созданных  на местном уровне в сфере коммунального  хозяйства.

Бюджетный процесс в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Он включает четыре стадии.

1. Проект государственного бюджета  составляет казначейство. При обсуждении  бюджета канцлер казначейства (министр  финансов) дает оценку закончившегося  финансового года, состояния платежного  баланса, сообщает о перспективах  развития страны, денежной политике, изменениях в налоговой политике  в новом финансовом году.

2. Проект государственного бюджета  рассматривается кабинетом министров.

3. Одобренный правительством проект  бюджета поступает в парламент,  сначала в Палату общин.

4. В начале сессии Палата общин  создает два финансовых комитета:

1) комитет путей и средств изыскания  доходов;

2) комитет снабжения.

В Палате общин бюджет утверждается голосованием по главам. В заключение выносится  общее постановление, в котором  указываются размеры ассигнований на соответствующие цели.

Утверждение бюджета палатой лордов и подписание его королевой имеет чисто  формальное значение.

Кассовое  исполнение бюджета возложено на банк Великобритании. Для получения  отпущенных по бюджету средств расходные  требования проходят через управление главного плательщика. Генеральный  контролер-ревизор осуществляет не только предварительный и текущий, но и последующий контроль.

Заключительная  стадия бюджетного процесса - составление  отчета об исполнении бюджета и предоставление его для утверждения в парламент.

В современных условиях дефицит госбюджета - превышение расходов бюджета над  его доходами - превратился в характерную  черту, постоянное явление госфинансов. Великобритания не является исключением. Бюджетный дефицит здесь рос  на протяжении двух десятилетий с  начала 60-х гг., стабилизировавшись на короткое время в конце 80-х  гг., а затем, вновь продолжив расти. Устойчиво высокий уровень дефицита привел к увеличению госдолга (даже без учета невыплаченных пенсий).

На  современном этапе в основе бюджетной  политики Великобритании лежит неоконсервативное  направление, ограничивающее государственное  вмешательство в экономические  и социальные процессы. С начала 80-х гг. в Великобритании стала  проводиться политика прямого сокращения социальных расходов. Она в наибольшей мере затронула развитие образования, здравоохранения, жилищного строительства, социального обеспечения. В нынешней бюджетной политике страны взят курс на борьбу с бюджетным дефицитом, который породил огромные государственные долги и расходы по их устранению.

1.2.1 Структура государственного бюджета и его составление

Государственный бюджет Великобритании можно кратко определить как финансовый план, содержащий "экономические прогнозы и предполагаемые изменения в налогообложении  на предстоящий период". Он состоит  из двух частей: Консолидированный  фонд и Национальный фонд займов.

Основная  часть ресурсов государственного бюджета  проходит по Консолидированному фонду, который представляет собой счет текущих поступлений средств  и их расходования. А Национальный фонд займов - бюджет капиталовложений. Превышение доходов над расходами  Консолидированного фонда зачисляется  в доходную часть Национального  фонда займов. Если же в Консолидированном  фонде имеется дефицит, то он покрывается  ссудой из Национального фонда займов, на эту сумму Правительство увеличивает  государственный долг.

Консолидированный фонд - специальный счет Министерства финансов Великобритании в Банке  Англии. Средства с данного счета  могут выделяться только с разрешения Парламента и под контролем специального должностного лица Палаты общин - Контролера и генерального аудитора, или, как  его еще называют, - Генерального контролера и ревизора. Любое перечисление средств из указанного фонда без  разрешения Парламента рассматривается  как незаконное, а выделенные средства подлежат возврату. Основными доходами Консолидированного фонда являются налоги, на которые приходится порядка 95 % этой части бюджета.

Информация о работе Финансовая система Великобритании