Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 18:04, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Содержание работы

Введение

1 Сущность, структура и функции финансовой системы………………………

1.1 Задачи и структура финансовой системы……………………………….

1.2 Бюджетная система как основное звено финансовой системы……….

2 Механизм функционирования финансовой системы……………………….

2.1 Влияние денежно-кредитной политики государства на финансовую систему……………………………………………………………………….

2.2 Влияние бюджетной политики государства на финансовую систему…

3 Финансовая система переходной экономики: её особенности и актуальные проблемы…………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

фин замена.docx

— 47.86 Кб (Скачать файл)

 

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

 

Доходная часть местных  бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана  не только с выполнением местных  задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство  из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция  – это государственная дотация  местному бюджету.

 

Несмотря на юридическую  самостоятельность бюджета, тем  не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут  быть сокращены либо совсем прекращены.

 

Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, государственный  сектор в экономике продолжает играть большую роль.

 

Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным  правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в  государственный и местный бюджет, с другой – получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах  в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий  центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).

 

Главной особенностью государственных  предприятий является их обычно невысокая  рентабельность, хотя в отдельных  фирмах эффективность производства не уступает частным предприятиям.

 

Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные  предприятия, которые в состоянии  действовать рентабельно, то есть не только возмещает свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном  государственном или местном  бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку  производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т.е. находятся на бюджетном  финансировании. В государственный  бюджет включаются их доходы и расходы.

 

Специальные правительственные  фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения.

 

Эти фонды создаются с  целью финансирования выполнения возникающих  задач. Поскольку каждая страна имеет  свои специфические задачи, постольку  нет единой классификации правительственных  фондов. К тому же их количество и  назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому  меняются.

 

Правительственные фонды  отличаются друг от друга в зависимости  от срока действия, цели использования, правового положения.

 

Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После  разрешения конкретной задачи необходимость  в конкретном фонде отпадает. Такие  фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

 

В зависимости от цели использования  государственные специальные фонды  подразделяют на следующие:

 

-        

 

-        

 

-        

 

-        

 

-        

 

-        

 

Основная часть специальных  фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования)  образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц. [ 8 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2            Бюджетная система как основное  звено финансовой системы

 

 

Центральное место в финансовой системе занимает государственный  бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство  для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть  здравоохранения, с его помощью  государство оказывает воздействие  на экономические процессы.

 

 Бюджет как экономическая  категория представляет собой  сложную систему социально-экономических  отношений,  развивающихся в обществе  в процессе формирования, распределения  и использования централизованных  финансовых ресурсов, создаваемых  на различных уровнях управления  народного хозяйства и предназначенных  для обслуживания общественных  потребностей.

 

            В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими звеньями финансовой  системы, оказывая им при необходимости  помощь. Она производится путем  передачи денежных средств из  центрального государственного  фонда муниципальным финансовым  фондам, фондам государственных  предприятий и специальным правительственным  фондам.

 

Государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства  больше всего из своих доходов. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

 

Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных  статей в государственном бюджете  стран с рыночной экономикой приблизительно следующие, %: [ 3 ]

 

 

 

Таблица 1.1  –  Структура  бюджетных расходов и доходов

 

                                                                                  

Расходы 

%

 

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных  властей на эти цели. 

40 – 50

 

Затраты на хозяйственные  нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы  на осуществление государственных  программ. 

10 – 20

 

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая  содержание дипломатических служб  и займы иностранным государствам. 

10 – 20

 

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и проч. 

5 – 10

 

Платежи по государственному долгу. 

до 7 – 8

 

Доходы

 

Налоги (в том числе  акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор). 

75 – 85

 

Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли. 

5 – 8

 

Взносы в государственные  фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы. 

10 – 12

 

 

 

 

 

 

 

В каждой стране структура  бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим  потенциалом страны, масштабностью  задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства  в экономике, состоянием международных  отношений и рядом других факторов.

 

Необходимость формирования централизованных фондов (госбюджета) обусловлена, прежде всего, потребностями, возникающими у государства в  связи с выполнением своих  экономических, политических, национальных, экологических, внешнеэкономических  и других функций. Финансовые отношения, возникающие у государства с  предприятиями, учреждениями и населением в целом называются бюджетными. Им присущ объективный характер, т.к. исторически  и логически финансовые средства всегда формируются в руках государства  для выполнения своих непосредственных функций - обеспечения существования  государства.

 

Бюджетные отношения - это  производственные отношения, поэтому  они являются элементом базиса общества. В любом случае они выражают отношения  конкретных групп и слоев населения, и здесь бюджет представляет собой  философию и идеологию общественного  развития. Являясь частью финансовых отношений, бюджет имеет те же характеристики, что и финансы в целом, но в  то же время характеризуется определёнными  особенностями:

 

- бюджет является особой  формой перераспределительных отношений,  связанных с обособленной частью  национального дохода в руках  государства;

 

- посредством бюджета  осуществляется перераспределение  НД на всех уровнях народного  хозяйства и по всем сферам  экономики;

 

- область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов.

 

Как экономическая категория  бюджет связан со многими другими  категориями, среди которых можно  выделить два уровня:

 

1) валовой общественный  продукт (ВОП), совокупный общественный  продукт (СОП), НД - бюджет служит  средством перераспределения этих  категорий;

 

2) финансы, прибыль, налоги, кредит, заработная плата, материальное  стимулирование и др. - бюджет  служит результатом распределения  этих категорий по отраслям  производства, сферам деятельности  и т.д.

 

Сущность госбюджета как  экономической категории реализуется  через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению  существования государства

 

Благодаря распределительной  функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства  и их дальнейшее использование с  целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение  денежных средств происходит между  отдельными отраслями и сферами  деятельности, между отдельными слоями населения, внутри слоев населения, между некоторыми видами услуг. В  результате распределения и перераспределения  осуществляется формирование различных  фондов денежных ресурсов - государственных  и местных бюджетов, фондов соцстрахования, пенсионного обеспечения, соцзащиты, занятости населения, Чернобыльского и инновационного фондов. Посредством  бюджета государство воздействует не только на перераспределение НД, но  и на его производство; накопление денежных средств; сферу потребления; процессы демонополизации экономики  и обобществления производства.

 

Существенно, что содержание распределительной функции бюджета  определяется процессами перераспределения  финансовых средств между различными подразделениями общественного  производства и слоями населения.

 

Контрольная функция заключается  в том, что бюджет через формирование и использование денежных средств  государства отражает экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью  взимания различных видов налогов, мобилизацией других источников доходов, соблюдением установленных пропорций  между ними, определением налоговой  базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При  расходовании бюджетных средств  контролируется эффективность их использования, их соответствие целевому назначению. Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением СОП и НД, за пропорциями, складывающимися  в процессе перераспределения НД.

 

Функция обеспечения существования  государства ставит своей задачей  создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской  власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, налоговой  службы.

 

Важное значение имеет  осуществление внешнеэкономической  деятельности: содержание бюджета дипломатических  представительств  за рубежом, взносы в международные организации, членом которых является страна.

 

Под госбюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части СОП. Это есть результат практического использования  объективных экономических отношений, возникающих в обществе.

 

Государственный бюджет - это  экономические отношения между  государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного  фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных  задач и функций.

 

Госбюджет - это особая форма  государственного плана, имеющего силу закона и устанавливаемого для народного  хозяйства в целом, для всех структурных  подразделений общественного производства бюджетного взаимоотношения по ассигнованиям  из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий  Госплана экономического и социального  развития страны. Госбюджет входит в общую систему финансовых планов страны.

 

Рассматривая бюджет как  основной финансовый план, следует  отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана: денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным источникам поступлений; денежные расходы (использование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение денежных доходов и расходов на основе балансовых расчетов.

Информация о работе Финансовая система