Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 18:04, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Содержание работы

Введение

1 Сущность, структура и функции финансовой системы………………………

1.1 Задачи и структура финансовой системы……………………………….

1.2 Бюджетная система как основное звено финансовой системы……….

2 Механизм функционирования финансовой системы……………………….

2.1 Влияние денежно-кредитной политики государства на финансовую систему……………………………………………………………………….

2.2 Влияние бюджетной политики государства на финансовую систему…

3 Финансовая система переходной экономики: её особенности и актуальные проблемы…………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

фин замена.docx

— 47.86 Кб (Скачать файл)

 

         Как  крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни  страны, государственные расходы  играют центральную роль при  определении структуры потребления,  инвестиций и прибыли в экономике.

 

         Изменение  государственных расходов и налогов  оказывает влияние на величину  дохода. Это повышает возможности  использования фискальной политики  для стабилизации экономики. Когда  экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует  снижать налоги или увеличивать  государственные расходы. А когда  экономика на подъёме, следовало  бы повышать налоги и сокращать  расходы, чтобы вернуть экономику  к состоянию полной занятости.

 

          На практике фискальная политика  активно используется в целях  стаби-лизации  экономики. Расширение  государственных расходов и снижение  налогов применяется, когда надо  помочь экономике выбраться из  кризиса. Снижение расходов и  увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный  подъём.

 

          В настоящее время бюджетно-налоговая  политика и бюджет неотделимы  друг от друга. Эта политика  является важнейшим инструментом  формирования государственного  бюджета. С другой стороны она  включает в себя теоретическую  основу и на практике определяет  статьи расхода бюджетных средств.

 

        Однако  не во всех странах бюджетно-налоговая  политика способна обеспечить  стабильное поступление денежных  средств в государственную казну.  Ряду стран, особенно развивающихся,  приходится сталкиваться с таким  явлением, как бюджетный дефицит.  В настоящее время очень насущной  является проблема государственного  долга. Особенно остро этот  вопрос стоит в странах с  развивающейся экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3            ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ПЕРЕХОДНОЙ  ЭКОНОМИКИ: ЕЁ                       ОСОБЕННОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

 

Переходная экономика  – экономика, осуществляющая переход  из одного состояние в другое, в  процессе которого происходит радикальное  преобразование всей социально-экономической  системы, трансформируются отношения  собственности, институты и инструменты  управления, цели и средства экономического развития. [ 11 ]

 

Совокупность финансовых институтов, объединяющих определенные финансовые отношения по образованию  и использованию соответствующих  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, представляет собой финансовую систему Украины.

 

В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам финансовой системы придается большое значение, т. к., они вносят определенный вклад  в развитие экономики государства. Однако, в институтах, где финансовые отношения регулируются нормами, не согласованными с действиями экономических  законов, либо смежными финансовыми  институтами, они создают предпосылки  или непосредственно действуют  на углубление экономического кризиса. В настоящее время такими институтами  являются институты банковского  кредитования, государственного бюджета, а также действующая система безналичных расчетов, как внутри страны, так и в расчетах с зарубежными странами.

 

После распада Советского Союза административно-командная  система к 1992г. оставила в наследство тотальное огосударствление экономической  сферы, сверхмонополизацию и деформированность  структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации, подавленную  инфляцию и скрытую безработицу, тотальный дефицит товаров и  услуг, отсутствие экономических мотивов  к трудовой деятельности и господство социального иждивенчества, эгалитаристской  и партеналистической психологии подавляющего большинства населения.

 

Финансовый кризис обуславливает  необходимость осуществления ряда срочных административных мер антикризисного характера. Речь идёт о разумном ограничении  вывоза валюты, о взятии под полный государственный контроль производства алкогольных напитков и оптовой  торговли ими, и т.п. Вместе с тем  перед Украинским государством стоит  ряд острых проблем средне- и долгосрочного  характера по регулированию переходных процессов, по созданию такого вектора  экономического развития, который в  перспективе позволит перейти от дикого, стихийно сложившегося, нецивилизованного  рынка к «социальному рыночному  хозяйству», то есть к высокоэффективной  и социально-ориентированной рыночной экономике, успешно функционирующей  в развитых странах Запада и Востока. Главная из этих проблем – первоначальное накопление капиталов. Оно привело  к глубокой социальной дифференциации населения: появилась прослойка  очень богатых людей («новые русские», «новые украинцы» или, одним словом, нувориши) и, соответственно, очень  бедных. Поэтому процесс первоначального  накопления капиталов остро нуждается  в государственном регулировании, что позволит придать ему более  цивилизованный характер. Государство  должно оптимизировать налоговую систему. Щадящие налоги с производителей материальных благ и услуг должны сочетаться с высокими налогами со спекулянтов-перекупщиков. Налоги с  физических лиц должны не только пополнять  доходы бюджета, но и способствовать смягчению социальной дифференциации, поэтому налоги с физических лиц  должны взиматься по прогрессивной  шкале, резко увеличиваясь по мере роста  их доходов. Первоочередной задачей  государства является обеспечение  регулярных выплат пенсий и зарплаты бюджетникам. Их многомесячные задержки не допустимы в принципе, поскольку  отбрасывают значительную часть  населения за грань нищеты и порождают  активное противодействие рыночным реформам.

 

Одним из главных кризисных  факторов является налоговая система. С одной стороны, она не обеспечивает бюджет государства достаточными и  надёжными доходами, что порождает  финансовый кризис государства на макроуровне, а с другой – подрывает финансовую базу предпринимательских структур, чем обуславливает кризис в микроэкономической среде. Сложившаяся система налогообложения  не удовлетворяет ни государство, ни плательщиков.

 

Каковы же основные проблемы, которые должны быть решены в переходной период? Это – приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей и социальная политика, направленная на защиту лиц с низкими доходами.

 

В государствах рыночной ориентации различают государственные и  частные финансы, которые, в свою очередь, разделяют на общегосударственные  финансы, финансы государственных  предприятий, финансы частных предприятий  и финансы домохозяйств, что можно  представить в виде схемы:

 

 

Таблица 3.2

 

 

Государственные финансы 

 

Частные финансы 

 

 

Общегосударственные финансы 

Финансы государственных  предприятий 

Финансы частных предприятий 

Финансы домохозяйств

 

 

Финансы предпринимательства 

 

 

 

 

Финансовые системы государств с развитой рыночной экономикой включают в свой состав лишь государственные  финансы . Финансовая система Украины  в современном ее виде существенным образом отличается от финансовых систем зарубежных государств:

 

- в распределении финансовых  ресурсов приоритет отдан общегосударственным  финансам;

 

-  финансовая деятельность  государственных предприятий не  совсем и не всегда ассоциируется  с принципами предпринимательской  деятельности;

 

-  негосударственный сектор  экономики только начал развиваться;

 

-  о финансах домохозяйств  к недавнему времени в Украине  вообще

 

язык не велся.

 

Вопрос сути финансовой системы  как в отечественной литературе, так и в литературе ближнего зарубежья  является дискуссионным.

 

Финансовая система государства - это совокупность отделенных, но взаимосвязанных  между собою элементами финансовых отношений, которые возникают в  разных сферах производственной и непроизводственной деятельности в процессе стоимостного распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта и  национального дохода с целью  формирования, распределения и использования  финансовых ресурсов (что осуществляется в фондовой и безфондовой формах при преимуществе первой) для удовлетворения общественных интересов и потребностей.

 

Не останавливаясь детально на дискуссии по вопросу сути финансовой системы, пересчитаем лишь несколько  точек зрения:

 

- финансовая система - это совокупность звеньев финансовых  отношений и органов, которые  осуществляют управление ними;

 

-  финансовая система  Украины - это разнообразные виды  фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных  в распоряжении государства, а  также у хозяйственных субъектов  и других финансовых институтов  с целью экономической и социального  развития ; [ 9 ]

 

-  финансовая система  Украины - это совокупность учреждений  конституционного влияния государства  на распределение совокупного  общественного продукта и перераспределение  валового внутреннего продукта; [ 9 ]

 

-  финансовая система  - это сферы и элементы финансовых  отношений, хотя термин может  употребляться также и в другом  значении - как совокупность финансовых  учреждений государства; [ 10 ]

 

-  финансовая система  - это совокупность разных сфер  финансовых отношений, в процессе  которых получаются и используются  фонды денежного средства, другими  словами, финансовая система - это совокупность форм и методов  образования, распределения и  использования фондов денежного  средства государства и предприяти.[ 6 ]

 

Учитывая на подготовку законопроекта  по финансовой системе Украины, считаем  целесообразным на основе обобщения  и обсуждения существующих точек  зрения, учитывая зарубежные достижения в разработке теории финансовой системы, определиться в дефинициях.

 

Возвращаясь к данному  определению финансовой системы, укажем, что основное отличие финансовой системы от финансов - деление совокупности финансовых отношений на элементы. Учитывая на то, что речь идет о базисных отношениях, считаем за нецелесообразное включать в понятие финансовой системы  органы управления финансовыми отношениями, так как эти уже отношения  надстроечные. Что же касается объединения  базисных и надстроечных отношений, то они рассматриваются при определении  сути финансового механизма и  всех его составляющих. Кроме того, следует иметь в виду, что к  управлению финансами причастны  не только "финансовые учреждения государства", но и органы законодательной и  исполнительной власти, широкий перечень министерств и ведомств, предприятия, учреждения, организации.

 

В основу построения финансовой системы Украины положены принципы:

 

1.           Принцип деления финансовых ресурсов  на централизованную и децентрализованную  части / принцип демркратичного  централизма/.

 

2.           Принцип самостоятельности / каждое  звено финансовой системы является  самостоятельным и отличным от  других/.

 

3.           Принцип единства / элементы финансовой  системы тесно взаимосвязанны  между собой через систему  финансовых отношений по поводу  распределения и перераспределения  финансовых ресурсов/.

 

Для государственных финансов характерным есть:

 

4.           Принцип функционального назначения  звена.

 

5.           Административно-территориальный принцип.

 

Каждое звено финансовой системы имеет свою особенность, которая обусловленное спецификой:

 

1/ состава финансовых отношений;

 

2/ состава фондов денежного  средства;

 

3/ источников формирования  фондов денежного средства и  методов аккумуляции средства;

 

4/ направлений использования  фондов денежного средства;

 

5/ целевого назначения  фондов денежного средства;

 

6/ участников формирования  фонда денежного средства;

 

7/ участников распределения  и использования фонда денежных  фондов;

 

8/ собственника или распорядителя  фонда денежного средства;

 

9/ роли в процессе создания, распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта  и национального дохода;

 

10/ части в распределении  финансовых ресурсов.

 

В том виде, в котором  она сложилась, финансовая система  Украины может быть представлена таким образом:

 

Дальше рассмотрим финансовую систему Украины. Её составляющими  являютя:

 

- Финансы областей народного  хозяйства / в перспективе –  финансы предприятий/

 

- Общегосударственные финансы

 

- Финансы общественных  организаций

 

- Финансы предприятий,  областей материального производства

- Финансы учреждений, организаций,  областей непроизводственной сферы

 

 Бюджетная система  Украины состоит из:

 

- Системы государственных  внебюджетных фондов

 

- Финансов НАСК "Оранта"

 

- Государственного кредита

 

Составные финансовой системы  Украины тесно взаимосвязаны  между собой и взаимообусловленны. Финансовое состояние каждого его  элемента, с одной стороны, зависит, а с другой - влияет на финансовое состояние других. Первоначальное, восходящее положение в финансовой системе занимают финансы предприятий  областей материального производства, так как, в основном, здесь создается  валовой внутренний продукт и  национальный доход -  основные объекты  распределения и перераспределения, основной источник формирования финансовых ресурсов. Учитывая на то обстоятельство, что распределение национального богатства, созданного продукта, национального дохода, финансовых ресурсов осуществляется между элементами финансовой системы, не следует акцентировать внимание на части одной из них (например, общегосударственных финансов) за счет уменьшения части других, что приводит к нежелательным экономическим, социальным и политическим последствиям.

Информация о работе Финансовая система