Финансовая среда предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 11:04, контрольная работа

Описание работы

В условиях современной рыночной экономики предприниматели - производители, продавцы, покупатели - действуют в конкурентной среде самостоятельно, а значит, находятся в границах риска как предпринимательского, так и финансового. Поэтому изучение проблем финансовой среды предпринимательства, возможности возникновения рисковых ситуаций, их диагностики и успешного разрешения в условиях современного рынка представляется чрезвычайно актуальным и практически значимым.

Содержание работы

Введение

1. Понятие и содержание микросреды

2. Предпринимательские риски в условиях рыночных отношений

3. Количественные методы оценки риска

Литература

Файлы: 1 файл

фин сре предпр конт раб.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Местными контактными  аудиториями являются окрестные жители и их общинные организации. Из-за близости своего проживания они проявляют больший интерес к деятельности предприятия, например, к производствам повышенной степени опасности (химическим и др.) они, как правило, будут относиться предубежденно, особенно к инновационным проектам с повышенным предпринимательским риском.

Для взаимоотношений с местными контактными аудиториями предприятию  целесообразно иметь ответственного за связи с общиной, присутствовать на собраниях ее членов и взаимодействовать с представителями местных органов законодательной и исполнительной власти.

Широкая публика обычно не выступает  по отношению к предприятию в  качестве организованной силы, но от того, как она воспринимает образ предприятия, зависят результаты его коммерческой деятельности. Хозяйствующему субъекту следует постоянно внимательно следить за отношением широкой публики к производимой им продукции и к своей деятельности. В целях создания более благоприятного образа для широкой публики предприятию целесообразно делать пожертвования на благотворительные цели, избегать недобросовестной рекламы, разработать четкий порядок рассмотрения претензий покупателей и т.д.

К внутренним контактным аудиториям относятся собственные рабочие  и служащие предприятия, управляющие, а также добровольные помощники. Как правило, если собственные рабочие и служащие позитивно настроены по отношению к своему предприятию, это отношение распространяется и на другие контактные аудитории. Для этого предприятию целесообразно издавать информационные бюллетени, чтобы современно информировать собственных работников об актуальных проблемах производства.

Микросреда с позиции финансов предприятия и менеджмента включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру. Каждый из указанных факторов включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Производство. Организации нужно иметь адекватные материальные средства, соответствующие поставленным целям, как в отношении их срока службы, так и относительно их производственных характеристик, с тем чтобы затраты на производство были минимальными. К производственному фактору относят также изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка оборудования, осуществление исследований и разработок, эффективную работу с клиентами и заказчиками.

Финансы. В области финансовой деятельности организации необходимо иметь в виду два момента: финансовые возможности и степень риска предпринимаемой деятельности. Первый связан со способностью организации вовремя выручить или занять денежные средства с последующей оплатой кредита и процентов по нему. Риск связан с участием деятельности, которая может привести к разорению организации или к ее неожиданному взлету.

Маркетинг. Охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией  продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования и продвижения продукта на рынке, выбор рынка сбыта и систем распределения, обеспечения прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Управление персоналом. Люди являются центральным фактором в любой  модели управления. Управление персоналом состоит из процессов взаимодействия менеджеров и рабочих, найма, обучения и продвижения кадров, а также оценки результатов труда и его стимулирования, создания и поддерживания отношений между работниками и т.п.

Структура организации, которая включает организационное  устройство компании согласно ее организационно-штатному расписанию, это то, что отражено в документации, определяющей распределение  прав и ответственности, иерархию подчинения.

Организационная культура, под которой понимаются ценности, убеждения, установки и образ поведения. При сильной организационной культуре практически все работники имеют четкое представление, чем занимается их организация. Организационная культура может способствовать выживанию организации в конкурентной борьбе и усилению ее позиций. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал.

 

2. Предпринимательские риски в условиях рыночных отношений

 

 

В условиях рыночной экономики  риск -- ключевой элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя  рисковать, зачастую оказывается вознагражденным. В условиях политической и экономической  нестабильности степень риска значительно возрастает. В современных кризисных условиях экономики России проблема усиления рисков весьма актуальна, что подтверждается данными о росте убыточности предприятий промышленности.

 

Под предпринимательским  понимается риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.

 

Чтобы решиться на риск, предприниматель должен быть уверен, что возможная ошибка не может скомпрометировать ни его дело, ни его имидж. Вероятность ошибки следует расценивать как неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности. Имеется в виду ошибка, которая оказывается таковой вследствие не оправдавшего себя, хотя и рассчитанного риска.

Каждый предприниматель  должен оценивать величину того или  иного риска в своей хозяйственной  деятельности. Количественная мера предпринимательского риска определяется абсолютным и относительным уровнем потерь, возникающим при осуществлении предпринимательской деятельности.

В абсолютном выражении  риск может быть определен величиной  возможных потерь в материально-вещевом  или стоимостном измерении. В относительном выражении он определяется как величина возможных потерь, отнесенных к базе, в качестве которой принимается состояние предприятия, расход ресурсов или ожидаемый доход от предпринимательства.

Сложность классификации  предпринимательских рисков заключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации, но, наряду с общими, есть специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности.

Все предпринимательские  риски можно разделить на две  большие группы в соответствии с  возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности, обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом, некоторые виды риска, такие, как: риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и др., предприниматель может застраховать.

Риск страховой -- вероятное  событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование.

К рискам, которые целесообразно  страховать, относятся:

 

вероятные потери в результате пожаров и других стихийных бедствий;

 

вероятные потери в результате автомобильных аварий;

 

вероятные потери в результате порчи или уничтожения продукции  при транспортировке;

 

вероятные потери в результате ошибок сотрудников фирмы;

 

вероятные потери в результате передачи сотрудниками фирмы коммерческой информации конкурентам;

 

вероятные потери в результате невыполнения обязательств субподрядчиками;

 

вероятные потери в результате приостановки деловой активности фирмы;

 

вероятные потери в результате возможного заболевания, смерти или несчастного случая с сотрудником фирмы. Однако существует группа рисков, которые не берутся страховать страховые компании, но при этом именно взятие на себя нестрахуемого риска является потенциальным источником прибыли предпринимателя. Но если потери в результате страхового риска покрываются за счет выплат страховых компании, то потери в результате нестрахуемого риска возмещаются из собственных средств предпринимательской фирмы. Основными внутренними источниками покрытия риска являются: собственный капитал фирмы, а также специально созданные резервные фонды. Кроме внутренних, есть еще и внешние источники покрытия вероятных потерь, например, за дочерние банки отвечает материнский банк.

Факт наличия нестрахуемых предпринимательских рисков означает, что безрисковая предпринимательская деятельность в принципе невозможна.

С точки зрения текущего управления, предпринимательские риски  удобнее делить на риски внешние  и внутренние.

 

3. Количественные методы  оценки риска

 

 

Основной задачей оценки предпринимательских рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на деятельность предпринимателя.

 

В общем виде система  методов оценки предпринимательских  рисков делится на две группы:

 

1) качественные методы оценки предпринимательских рисков -- с их помощью осуществляется выявление рисков, присущих реализации предполагаемого решения; определение количественной структуры рисков; выявление наиболее рискоопасных областей в разработанном алгоритме принимаемого решения;

 

2) количественные методы  оценки предпринимательских рисков -- их применение базируется на  основе данных, полученных при  качественной оценке, то есть  оцениваются только те риски,  которые присутствуют при осуществлении  конкретной операции алгоритма принимаемого решения.

 

Наиболее существенным инструментарием количественного  анализа признается анализ относительных  показателей (коэффициентов) -- расчет отношений отчетности, определение  взаимосвязи показателей. Далее, для  сравнения абсолютных, относительных, либо средних величин используется горизонтальный (временной) анализ -- сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Развитием горизонтального является трендовый анализ -- сравнение позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда (основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и особенностей отдельных периодов). Сравнительный метод также предполагает сравнение показателей изучаемого субъекта с показателями конкурирующих предприятий, отрасли, региона и т.п. Вертикальный (структурный) анализ определяет структуру финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В этом смысле незаменимым является метод группировки, предполагающий некоторую классификацию явлений и процессов, причин и факторов, их обусловливающих. Более же мощными средствами, определяющими меру влияния определенных факторов на результативные показатели, являются индексный метод, метод цепных подстановок и другие.

Все вышеперечисленные методы объединяются в группу традиционно-логических. В настоящее время широкое распространение получили математические методы, являющиеся важным рычагом совершенствования финансового анализа. Кроме того, существует альтернативная укрупненная классификация методик анализа финансового состояния предприятия, предполагающая их отнесение к одной из четырех следующих групп:

 

трансформационные методики направлены на преобразование отчетности в более удобный для восприятия вид (агрегирование статей, трансформация в зарубежные формы).

 

качественные методики оценки финансового состояния подразделяются на вышеописанные методики вертикального, горизонтального анализа, анализа  ликвидности баланса; а также  формализованные анкетные схемы, предполагающие балльную оценку ответов на некоторый набор вопросов.

 

коэффициентный анализ является наиболее распространенным инструментом в аналитической практике оценки финансового состояния фирмы.

 

интегральные методики оценки финансового состояния предполагают синтезирование финансовых индикаторов в комплексные конструкции.

 

Главнейшим источником информации для проведения анализа  финансовой устойчивости и ликвидности  предпринимательской фирмы служит финансовая отчетность. Применительно  к российской хозяйственной практике основные формы бухгалтерской отчетности, используемые в целях финансового анализа, включают: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»; ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала»; ф. № 4 «Отчет о движении денежных средств»; ф. № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»; аудиторское заключение (если организация по законодательству подлежит аудиту).

 

Данные методики позволяют  оценить прежде всего финансовую составляющую предпринимательских  рисков и часто используются на практике, однако они неполноценны и должны применяться только для анализа текущих рисков предприятия (например, при принятии банком решения о размерах и условиях текущего овердрафта).

Именно поэтому в  международной практике проектного менеджмента и создания новых  предприятий при оценке рисков используется комплекс более широких методов.

К наиболее распространенным из них следует отнести:

 

метод корректировки  нормы дисконта;

 

метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности);

 

анализ чувствительности критериев эффективности (чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR) и др.);

 

метод сценариев;

 

анализ вероятностных  распределений потоков платежей;

 

деревья решений;

 

метод Монте-Карло (имитационное моделирование) и др.

 

Метод корректировки  нормы дисконта. Достоинства этого метода -- в простоте расчетов, которые могут быть выполнены с использованием даже обыкновенного калькулятора, а также в понятности и доступности. Вместе с тем метод имеет существенные недостатки.

 

Метод корректировки  нормы дисконта осуществляет приведение будущих потоков платежей к настоящему моменту времени (т.е. обыкновенное дисконтирование по более высокой норме), но не дает никакой информации о степени риска (возможных отклонениях результатов). При этом полученные результаты существенно зависят только от величины надбавки за риск.

Информация о работе Финансовая среда предпринимательства