Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:18, реферат
В современном обществе нет человека, который ни разу не встречался с понятием бюджета в своей обычной жизни. Как правило, мы используем выражения «бюджет семьи», «бюджет мероприятия», вкладывая в это буквальное значение определенного количества денег, которое поступает и расходуется. В дословном переводе «bougette» (старонормандский яз.) -- кошель, сумка, кожаный мешок, следовательно, для понимания понятия бюджета необходимо ряд уточнений, а именно, кому принадлежит этот «кошелек», кем пополняется, на какие цели может быть потрачено содержимое? Конечно это вопросы уровня обывателя, однако стремление получить ответы именно на эти вопросы движет учеными финансистами и экономистами для наиболее полного и развернутого определения понятия и сущности бюджета.
По существу, бюджет - это основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой, а его значимость в макроэкономическом регулировании экономики проявляется при реализации принципов построения бюджетной системы.
1.Итоговый контроль исполнения бюджета организации 1
2.Понятие бюджета и бюджетного процесса на предприятии . 9
Определение длительности бюджетного периода
3.Особенности управления денежным потоком в зависимости от
стадии жизненного цикла предприятия 16
4.Список используемой литературы 28
Бюджет, его понятие и значение.
Бюджет - это схема доходов и расходов определенного лица ( семьи, бизнеса, организации, государства и т. д. ), устанавливаемая на определенный период времени, обычно на один год.
Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами.
Бюджет в Российской Федерации есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и его структур. В бюджетах концентрируются основные доходы и расходы государства и других его общественно - территориальных образований.
Бюджет объединяет основные
финансовые категории (налоги, государственный
и муниципальный кредит, расходы)
в их статике и динамике, т.е.
через бюджет осуществляется
постоянная мобилизация
Бюджет предприятия
Бюджет предприятия - система взаимосвязанных коммерческих, производственных, хозяйственных и финансовых планов развития организации в целом, так и отдельных структурных подразделений, исходя из текущих и стратегических целей функционирования.
Ограниченность материально-
Для российского
- прогнозирование финансовых
- установление целевых
- определение наиболее
- контроль выполнения бюджетных
показателей и анализ
Основные принципы разработки бюджета предприятия
В качестве основных требований к разработке бюджета предприятия можно определить следующие принципы:
Принцип точности означает,
что бюджет предприятия должен
быть составлен с такой
Принцип непрерывности
Принцип участия означает,
что все заинтересованные лица
становятся участником
Принцип оптимальности подразумевает составление бюджета на основе моделирования и выбора лучшего варианта из нескольких возможных альтернатив.
Принцип пропорциональности
означает сбалансированный
Принцип эффективности требует
разработки такого варианта
Виды бюджета предприятия
Общий бюджет (основной, генеральный бюджет)
Общий бюджет (основной, генеральный бюджет) - это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий частные бюджеты и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
В результате составления
- прогнозируемый баланс;
- план прибылей и убытков;
- план движения денежных
Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.
Наиболее широко используется структура генерального бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.
Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный)
Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) -- система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.
Составление общего бюджета начинается
именно с операционного бюджета.
Основой для него служат бюджеты:
-продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);
- производства;
- производственных запасов;
- прямых затрат на материалы;
- общепроизводственных расходов;
- прямых затрат на оплату труда;
- коммерческих расходов;
- управленческих расходов.
Финансовый бюджет
Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного (агрегированного) баланса.
В отличие от финансовой отчетности (формы № 1, 2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.
Помимо указанных бюджетов целесообразно подготовить еще и такие плановые документы, как:
- бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;
- бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;
- бюджет развития;
- инвестиционный бюджет.
На основе данных финансово-экономической стратегии предприятия, прежде всего, формируются целевые установки на заданный период планирования (год, месяц). Эти установки могут доводиться до отдела маркетинга, производственных подразделений, планово-экономической службы и т. д.
Руководители служб должны обеспечить выполнение целевых установок.
На следующем этапе разрабатывается бюджет продаж.
Этапы составления бюджета на предприятии
Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:
1. Подготовка прогноза и бюджета продаж.
2. Определение ожидаемого объема производства.
3. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
4. Расчет и анализ денежных потоков.
5. Составление плановых
Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и соответственно о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и самым сложным этапом.
Объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:
-деятельностью конкурентов;
- общим положением на национальном и мировом рынках;
-политикой ценообразования;
- сезонными колебаниями спроса и поставок;
- объемом платежеспособного спроса;
- результативностью рекламы;
- качеством продукции и т. д.
Расчет объема реализации осуществляется на основе статистических методов использования экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок.
На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих бюджетов необходимо:
1. определить объем затрат;
2. сгруппировать затраты с
3. вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период;
4. определить, сколько единиц продукции
или услуг необходимо
5. на основе оперативных
5. Бюджет движения денежных средств
Бюджет движения денежных средств (ДДС) предприятия состоит из доходной и расходной частей.
Доходный раздел бюджета движения денежных средств прогнозируется на основе плана продаж (реализации продукции) и плана денежных поступлений из прочих источников.
Расходный раздел бюджета ДДС прогнозируется на основе:
- бюджета производства;
-бюджета материальных затрат, составленного в соответствии с производственной программой;
- бюджета оплаты труда;
- плана-графика взносов во внебюджетные фонды;
- плана-графика налоговых выплат;
- плана-графика погашения кредитов;
- бюджета общепроизводственных и управленческих расходов;
- бюджета себестоимости готовой продукции;
- бюджета прочих расходов.
Бюджет финансовое планирование и экономика
Бюджетирование представляет собой систему оперативного планирования деятельности предприятия в целом и его подразделений на ближайший финансовый год в разбивке по кварталам, месяцам, декадам, неделям с выделением плановых заданий по обеспечению всех направлений финансово-хозяйственной деятельности организации.
В процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.
Можно выделить следующие цели бюджетирования: оценка предстоящих затрат по периодам; текущее планирование деятельности организации; внутриорганизационная координация действий по достижению намеченного результата; своевременное выполнение планов деятельности организации; формирование базы для расчетов эффективности деятельности организации по различным направлениям.
3.Особенности управления денежным потоком в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие.
Актуальность
работы объясняется тем, что в
современном бизнесе
Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Экономисты, как правило, рассматривают предприятие, как субъект хозяйствования, которое в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость и спад. На этапе роста иногда выделяют детство и юность. Вслед за стадией спада может последовать ликвидация или возрождение в результате реорганизации.
Целью работы является изучение особенностей деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла.
В нашей работе основное внимание мы уделим особенностям управления организацией в аспекте его экономической эффективности на основании показателей экономической эффективности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
· рассмотреть различные взгляды на концепцию жизненного цикла организации;
· подробно проанализировать особенности управленческой деятельности предприятия исходя из оценки эффективности его деятельности на различных стадиях жизненного цикла.
Основная концепция жизненного цикла предприятия
Жизненный цикл организации непосредственным образом связан с жизненным циклом продукции. Современные концепции жизненного цикла позаимствованы из изучения эволюции товара: замысел и разработка концепции, массовое производство, момент ликвидации средств производства этого товара. Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынка. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.
Информация о работе Финансовое планирование и бюджетирование