Финансовое планирование и бюджетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:18, реферат

Описание работы

В современном обществе нет человека, который ни разу не встречался с понятием бюджета в своей обычной жизни. Как правило, мы используем выражения «бюджет семьи», «бюджет мероприятия», вкладывая в это буквальное значение определенного количества денег, которое поступает и расходуется. В дословном переводе «bougette» (старонормандский яз.) -- кошель, сумка, кожаный мешок, следовательно, для понимания понятия бюджета необходимо ряд уточнений, а именно, кому принадлежит этот «кошелек», кем пополняется, на какие цели может быть потрачено содержимое? Конечно это вопросы уровня обывателя, однако стремление получить ответы именно на эти вопросы движет учеными финансистами и экономистами для наиболее полного и развернутого определения понятия и сущности бюджета.
По существу, бюджет - это основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой, а его значимость в макроэкономическом регулировании экономики проявляется при реализации принципов построения бюджетной системы.

Содержание работы

1.Итоговый контроль исполнения бюджета организации 1
2.Понятие бюджета и бюджетного процесса на предприятии . 9
Определение длительности бюджетного периода
3.Особенности управления денежным потоком в зависимости от
стадии жизненного цикла предприятия 16
4.Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

финансовое планирование и бюджетирование.docx

— 60.51 Кб (Скачать файл)

 

     Бюджет, его понятие и значение.

     Бюджет - это схема доходов и расходов определенного лица ( семьи, бизнеса, организации, государства и т. д. ), устанавливаемая на определенный период времени, обычно на один год.

     Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами.

Бюджет в Российской Федерации есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и его структур. В бюджетах концентрируются основные доходы и расходы государства и других его общественно - территориальных образований.

   Бюджет объединяет основные  финансовые категории (налоги, государственный  и муниципальный кредит, расходы) в их статике и динамике, т.е. через бюджет осуществляется  постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное  расходование. Бюджет как основная  финансово-правовая и отправная  для бюджетной деятельности категория  по своей сущности многоаспектен, что находит свое отражение, как  в законодательстве, так и в  научных формулировках.

    Бюджет предприятия

Бюджет предприятия - система взаимосвязанных коммерческих, производственных, хозяйственных и финансовых планов развития организации в целом, так и отдельных структурных подразделений, исходя из текущих и стратегических целей функционирования.

    Ограниченность материально-финансовых  ресурсов усиливает роль правильного  выбора приоритетов деятельности  хозяйствующего субъекта. В связи  с этим бюджетирование призвано  обеспечить конкурентоспособный  процесс производства продукции  при условии оптимального использования  всех ресурсов, эффективное развитие  предприятия в соответствии с  изменениями внешних условий.

   Для российского предпринимательства  актуальными являются следующие  вопросы, на которые обычно отвечает  бюджетирование:

- прогнозирование финансовых результатов  хозяйственной деятельности и  финансовой состоятельности отдельных  видов деятельности и продуктов;

- установление целевых показателей  эффективности деятельности и  лимитов затрат ресурсов;

- определение наиболее предпочтительных  для дальнейшего развития организации  бизнес-проектов и решений об уровнях их финансирования из внутренних и внешних источников;

- контроль выполнения бюджетных  показателей и анализ эффективности  работы структурных подразделений.

    Основные принципы разработки  бюджета предприятия

В качестве основных требований к разработке бюджета предприятия можно определить следующие принципы:

   Принцип точности означает, что бюджет предприятия должен  быть составлен с такой степенью  точности, которая совместима с  определенным уровнем неизвестности, в пределах которого приходится  принимать управленческие решения. Планы должны быть конкретизированы  и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние  и внутренние условия деятельности  компании.

   Принцип непрерывности предполагает, что процедура формирования бюджета и контроля его исполнения должна осуществляться постоянно в рамках установленного регламента.

    Принцип участия означает, что все заинтересованные лица  становятся участником плановой  деятельности (центрами планирования) - структурные подразделения или  должностные лица, определяющие  основные направления развития  предприятия в пределах своей  компетенции.

Принцип оптимальности подразумевает составление бюджета на основе моделирования и выбора лучшего варианта из нескольких возможных альтернатив.

   Принцип пропорциональности  означает сбалансированный учет  ресурсов и возможностей предприятия.

   Принцип эффективности требует  разработки такого варианта производства  товаров и услуг, который при  существующих ограничениях используемых  ресурсов обеспечивает получение  наибольшего экономического эффекта.

    Виды бюджета предприятия

   Общий бюджет (основной, генеральный бюджет)

   Общий бюджет (основной, генеральный бюджет) - это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий частные бюджеты и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

   В результате составления генерального бюджета создаются:

- прогнозируемый баланс;

- план прибылей и убытков;

- план движения денежных средств.

   Генеральный бюджет любой  организации состоит из двух  частей: операционного и финансового  бюджетов.

Наиболее широко используется структура генерального бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.

   Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный)

  Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) -- система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.

Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета.                         

      Основой для него служат бюджеты:

-продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);

- производства;

- производственных запасов;

- прямых затрат на материалы;

- общепроизводственных расходов;

- прямых затрат на оплату труда;

- коммерческих расходов;

- управленческих расходов.

   Финансовый бюджет

   Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного (агрегированного) баланса.

В отличие от финансовой отчетности (формы № 1, 2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

   Помимо указанных бюджетов целесообразно подготовить еще и такие плановые документы, как:

- бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;

- бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;

- бюджет развития;

- инвестиционный бюджет.

    На основе данных финансово-экономической стратегии предприятия, прежде всего, формируются целевые установки на заданный период планирования (год, месяц). Эти установки могут доводиться до отдела маркетинга, производственных подразделений, планово-экономической службы и т. д.        

   Руководители служб должны обеспечить выполнение целевых установок.

На следующем этапе разрабатывается бюджет продаж.

    Этапы составления бюджета на предприятии

    Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:

1. Подготовка прогноза и бюджета  продаж.

2. Определение ожидаемого объема  производства.

3. Расчет затрат, связанных с  производством и реализацией  продукции.

4. Расчет и анализ денежных  потоков.

5. Составление плановых финансовых  отчетов

   Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и соответственно о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и самым сложным этапом.

Объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:

-деятельностью конкурентов;

- общим положением на национальном и мировом рынках;

-политикой ценообразования;

- сезонными колебаниями спроса и поставок;

- объемом платежеспособного спроса;

- результативностью рекламы;

- качеством продукции и т. д.

   Расчет объема реализации осуществляется на основе статистических методов использования экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок.

   На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих бюджетов необходимо:

1. определить объем затрат;

2. сгруппировать затраты с учетом  специфики процесса производства  и изменений объема реализации  продукции;

3. вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих  и административных расходов  на предстоящий период;

4. определить, сколько единиц продукции  или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные  продажи и требуемый уровень  запасов;

5. на основе оперативных бюджетов  составить бюджетный отчет о  прибылях и убытках (информация  берется из бюджета продаж).

5. Бюджет движения денежных средств

   Бюджет движения денежных средств (ДДС) предприятия состоит из доходной и расходной частей.

   Доходный раздел бюджета движения денежных средств прогнозируется на основе плана продаж (реализации продукции) и плана денежных поступлений из прочих источников.

Расходный раздел бюджета ДДС прогнозируется на основе:

- бюджета производства;

-бюджета материальных затрат, составленного в соответствии с производственной программой;

- бюджета оплаты труда;

- плана-графика взносов во внебюджетные фонды;

- плана-графика налоговых выплат;

- плана-графика погашения кредитов;

- бюджета общепроизводственных и управленческих расходов;

- бюджета себестоимости готовой продукции;

- бюджета прочих расходов.

   Бюджет финансовое планирование и экономика

   Бюджетирование представляет собой систему оперативного планирования деятельности предприятия в целом и его подразделений на ближайший финансовый год в разбивке по кварталам, месяцам, декадам, неделям с выделением плановых заданий по обеспечению всех направлений финансово-хозяйственной деятельности организации.

   В процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.

   Можно выделить следующие цели бюджетирования: оценка предстоящих затрат по периодам; текущее планирование деятельности организации; внутриорганизационная координация действий по достижению намеченного результата; своевременное выполнение планов деятельности организации; формирование базы для расчетов эффективности деятельности организации по различным направлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

        3.Особенности управления денежным потоком в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия

 

       Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений.        Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие.

        Актуальность  работы объясняется тем, что в  современном бизнесе преуспевающий  менеджер должен четко ориентироваться  в окружающем нас мире и  своевременно реагировать на  складывающуюся ситуацию. Очевидно, что вопросы управления жизненным  циклом относятся к стратегическим  задачам. Не зная, на какой стадии  развития находится предприятие, руководитель предприятия не  сможет разработать верную стратегию, не сможет оценить, насколько  принятый стиль руководства соответствует  этому этапу. Эти знания имеют  большую практическую ценность  независимо от того, являетесь  ли вы менеджером государственного, частного или (в особенности) своего  собственного предприятия.

    Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

     Экономисты, как правило, рассматривают предприятие, как субъект хозяйствования, которое в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость и спад. На этапе роста иногда выделяют детство и юность. Вслед за стадией спада может последовать ликвидация или возрождение в результате реорганизации.

           Целью работы является изучение особенностей деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла.

В нашей работе основное внимание мы уделим особенностям управления организацией в аспекте его экономической эффективности на основании показателей экономической эффективности.

         Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

· рассмотреть различные взгляды на концепцию жизненного цикла организации;

· подробно проанализировать особенности управленческой деятельности предприятия исходя из оценки эффективности его деятельности на различных стадиях жизненного цикла.

     Основная концепция жизненного цикла предприятия

     Жизненный цикл организации непосредственным образом связан с жизненным циклом продукции. Современные концепции жизненного цикла позаимствованы из изучения эволюции товара: замысел и разработка концепции, массовое производство, момент ликвидации средств производства этого товара. Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынка. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.

Информация о работе Финансовое планирование и бюджетирование