Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:18, реферат
В современном обществе нет человека, который ни разу не встречался с понятием бюджета в своей обычной жизни. Как правило, мы используем выражения «бюджет семьи», «бюджет мероприятия», вкладывая в это буквальное значение определенного количества денег, которое поступает и расходуется. В дословном переводе «bougette» (старонормандский яз.) -- кошель, сумка, кожаный мешок, следовательно, для понимания понятия бюджета необходимо ряд уточнений, а именно, кому принадлежит этот «кошелек», кем пополняется, на какие цели может быть потрачено содержимое? Конечно это вопросы уровня обывателя, однако стремление получить ответы именно на эти вопросы движет учеными финансистами и экономистами для наиболее полного и развернутого определения понятия и сущности бюджета.
По существу, бюджет - это основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой, а его значимость в макроэкономическом регулировании экономики проявляется при реализации принципов построения бюджетной системы.
1.Итоговый контроль исполнения бюджета организации 1
2.Понятие бюджета и бюджетного процесса на предприятии . 9
Определение длительности бюджетного периода
3.Особенности управления денежным потоком в зависимости от
стадии жизненного цикла предприятия 16
4.Список используемой литературы 28
Большинство авторов предлагают следующий вариант деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки.
1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.
2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.
З. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.
4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.
5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.
Методики изучения жизненного цикла организации
Согласно В. Акулову методологическая основа цикла - теория обретения равновесия комплекса со средой. Методологический принцип, лежащий в основе изучения жизненного цикла экономических организаций состоит в обретении экономическим субъектом динамического равновесия как с внешней средой (здесь и тип ведущей экономической организации, обуславливающий конкретную комбинацию рынка, контрактную систему и отношения внутрифирменной иерархии, и прочие неэкономические составляющие внешней среды, в которой функционирует экономический субъект), так и с внутренней средой организации (параметры, задаваемые менеджерами: фирменная идеология, структура, фирменная стратегия, корпоративная культура, управление персоналом, внутрифирменный учет и финансовые потоки, издержки и т. д.).
Именно динамический характер равновесия делает организационную структуру устойчивой, дает ей возможность существовать во времени и пространстве. Если возникает устойчиво неравновесное состояние, это может означать только одно - процесс разрушения фирмы и ее последующую ликвидацию.
Главный вывод, фирма, предприятие, организация - это реально существующее, но преходящее и «смертное» образование, которое функционирует не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут «сжиматься» и «растягиваться» в зависимости от конкретного временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет).
Принципиальной является т.н. «вилка», которая возникает на четвертой фазе. Если фирма работает успешно, то происходит переход в новое качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна - то переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность - это реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса), неудачная деятельность - прямой путь в направлении банкротства компании.
Жизненный цикл экономической организации связан с экономическим циклом организации. Исходя из этого, фазы жизненного цикла фирмы можно описывать при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда прибыль становится максимальной - прямой путь к переходу в новое качество. Нерешение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации.
Даже самые успешные фирмы, «живущие» долго, не могут похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их бизнес растёт. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их «жизни». Главное для них - получение прибыли в конечном итоге, т. е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).
Анализ стадий жизненного цикла.
На каждой стадии жизненного цикла у предприятия возникают конкретные потребности, как финансового, так и нефинансового характера. Многие из них остаются постоянными на протяжении всего жизненного цикла предприятия, но изменения конъюнктуры приводят к модификации большинства из них, соответственно меняются и способы решения финансовых и нефинансовых проблем. Одной из задач настоящей работы является рассмотрение финансовых вопросов, которые больше всего волнуют менеджеров на протяжении всего пути развития предприятия.
Состояние эффективно функционирующего предприятия не возникает само по себе, а, возникнув, не может существовать вечно. Это обусловлено постоянным изменением внешней и внутренней среды фирмы. Предприятие как финансово-экономический механизм имеет определенный жизненный цикл, поскольку всякая система обладает предельными возможностями, ограничивающими ее дальнейшее существование в первоначальном виде, определенным периодом времени. Продолжительность жизненного цикла предприятия для различных стран и отраслей будет разной, тем не менее, характер кривой для всех предприятий одинаков. Кривая жизненного цикла состоит из отдельных участков, каждый из которых описывает зависимость предприятия от внешних и внутренних условий, возникающих в тот или иной отрезок времени.
Задачей руководства предприятия является определение момента проведения комплекса мероприятий по увеличению эффективности его деятельности с учетом организационно-экономических особенностей этапа жизненного цикла.
На всех стадиях жизненного цикла предприятия важна эффективность его деятельности. Эффективность функционирования любого предприятия зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Повышение эффективности является решающим материальным фактором реализации высшей и конечной цели производства.
В современной экономической литературе имеется множество различных методик оценки эффективности. Их анализ может способствовать отбору оптимального количества показателей, которые наиболее точно будут отражать эффективность деятельности предприятия. Общая эффективность представлена совокупностью показателей, характеризующих оценку деятельности предприятий на определенном этапе жизненного цикла.
В условиях рыночной экономики, одним из важнейших элементов в системе управления предприятия, является анализ финансово-экономического состояния, поскольку он позволяет выявить проблемные стороны в деятельности предприятия и определить пути их решения.
Для каждого этапа характерен определенный набор финансово-экономических показателей, позволяющих определить эффективность его функционирования.
Первая стадия - создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение целей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления предприятием.
Этап зарождения характеризуется постепенным внедрением на рынок, в это время происходит технико-экономическое становление, накопление активов предприятия. На стадии становления предприятие начинает осуществлять продажу своей продукции или услуг.
Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов нового покупателя, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии - выживание, что требует от руководства организации таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность. Характерным для стадии рождения является небольшое количество компаньонов. Особое значение на этом этапе должно придаваться всему новому и необычному. Также необходимо определить нишу на рынке, возможности конкурентов, требуемые ресурсы и возможности их получения.
Очень важно отслеживать прогнозные показатели, характерные для фазы зарождения, сравнивать их с фактическими и корректировать их. Особое внимание следует уделять динамике структуры активов. Объемы производства и продаж на этапе зарождения растут медленными темпами. Так как каналы поставки сырья и продажи готовой продукции не отлажены, возникают трудности с производством и со сбытом. К новому предприятию относятся настороженно поставщики, кредиторы, потребители. Спрос мал, затраты на рекламу велики. На этапе зарождения предприятия особое внимание должно уделяться показателям платежеспособности и финансовой устойчивости. Так как в этот период предприятие еще не работает на полную мощность, делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости еще рано. В это время предприятие имеет довольно большую долю заемных средств, поэтому его финансовый риск довольно высок, что порождает требование стабилизировать финансовые показатели.
Становлению предприятия предшествует стадия исследований и разработок (ИиР). В процессе функционирования предприятие обязано поддерживать их на достаточно высоком уровне, если оно намерено идти в ногу со временем и сохранять конкурентоспособность на рынке. Если предприятие собирается расширяться, потребуется еще более высокий уровень исследований и разработок для создания новой продукции или совершенствования уже производимой. На всех стадиях жизненного цикла необходимо очень большое внимание уделять нематериальным активам.
Кроме расходов на ИиР, предприятию необходимы начальные расходы на аренду или покупку нового помещения, оборудования и др. Возможно, потребуется некоторое время для покрытия этих расходов и получения прибыли. Этот период в бизнесе называется «долина смерти», в этот момент бизнес является наиболее уязвимым.
Для вновь создаваемых предприятий особенно важен оборотный капитал. Зачастую весь первоначальный капитал идет на приобретение основных фондов, и, поскольку он пока еще не приносит никакой прибыли, потребуется поддержка в изыскании средств на оборотный капитал.
Важным условием для становления предприятия, как правило, является долевой капитал. С его помощью обеспечивается, по крайней мере, частичное финансирование начальных расходов, связанных с открытием предприятия. Речь идет, прежде всего, о затратах на юридическое оформление документов, организацию бухгалтерского учета, покупку оборудования и текущие расходы. Руководитель начинающего предприятия, его семья или друзья могут вложить свои личные средства, но, как правило, их будет недостаточно, и от него потребуются усилия для привлечения внешнего финансирования.
Одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются вновь создаваемые компании - это нежелание финансирующих организаций кредитовать новое предприятие, не имеющее хорошей кредитной репутации, притом, что процент банкротства новых предприятий особенно высок. Требуются определенные гарантии, и, если средства планируется затратить на приобретение материальных ценностей, недвижимости, проблем с гарантиями не будет. Однако если средства будут затрачены на приобретение нематериальных и оборотных активов, получить гарантии будет трудно. Часто долевое участие в капитале недоступно начинающим предприятиям, поскольку сопряжено со значительными рисками, в настоящее время существуют фонды венчурного капитала, которые готовы оказать помощь начинающим предприятиям именно таким способом.
Начинающая компания может оказаться в таком положении, когда она еще не получает кредит от поставщиков, но вынуждена предоставлять кредит своим клиентам с целью привлечения большего числа заказов, что вызывает дополнительные сложности с оборотным капиталом.
Руководители начинающих компаний зачастую неопытны в бизнесе и не имеют опыта работы на конкретном рынке. Более того, как правило, у них отсутствует квалифицированный консультант. Поэтому, для выживания и развития бизнеса на протяжении всего цикла работы предприятия жизненно важным является своевременная и профессиональная консультационная внешняя поддержка. Задача руководства организовать вовремя эту поддержку.
Уровень расходов будет в значительной мере зависеть от видов деятельности предприятия - например, предприятиям обрабатывающей промышленности нужны большие средства для приобретения основных фондов, однако всем предприятиям необходимо соответствующее оборудование.
Основные фонды потребуются для предприятия, находящегося на стадии становления и только начинающего производить продукцию. По мере физического и, главным образом, морального износа основных фондов, потребуется их обновление и, если предприятие развивается, ему необходимо дополнительное оборудование или большие производственные помещения. У предприятия могут быть собственные ресурсы в форме долевого капитала или нераспределенной прибыли, однако, возможно потребуется внешнее финансирование.
Обычные банковские кредиты имеют формальную схему погашения, и, как правило, доступны всем видам предприятий. Для вновь создаваемых предприятий наиболее выгодными будут кредиты с льготным графиком платежей (когда выплата основной части займа производится в течение более длительного срока). Более крупные и развитые предприятия могут воспользоваться кредитами, предоставляемыми по ставкам, привязанным к межбанковским, или в других валютах, что делает эту процедуру более гибкой и удобной. Доступность таких кредитов определяется степенью развития местного финансового рынка.
Информация о работе Финансовое планирование и бюджетирование