Финансовое планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Финансовое планирование, его содержание, принципы и задачи.
Система финансовых планов и прогнозов, их взаимосвязь.
Методы финансового планирования.
Исторические аспекты финансового планирования (самостоятельно).
Пути совершенствования финансового планирования в современных условиях (самостоятельно).

Файлы: 1 файл

finansovoe_planirovanie_i_prognozirovanie.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Финансовое  планирование и прогнозирование.

 

  1. Финансовое планирование, его содержание, принципы и задачи.
  2. Система финансовых планов и прогнозов, их взаимосвязь.
  3. Методы финансового планирования.
  4. Исторические аспекты финансового планирования (самостоятельно).
  5. Пути совершенствования финансового планирования в современных условиях (самостоятельно).

 

  1. Планирование и прогнозирование -  это важнейшие элементы управления экономическими и социальными процессами. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста отдельных отраслей, звеньев хозяйства, культуры.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций, как и результативность многих хозяйственных  решений, достигается  в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются. Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях)

Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определяются конкретные пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также намеченные прогнозы, определяются конкретные курсы, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое планирование - это процесс  обоснования на определенный период движения соответствующих ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Его необходимость вызвана тем, что следует предусмотреть определенные денежные средства, без наличия которых невозможно непрерывное функционирование предприятий, поскольку их следует постоянно расходовать для приобретения сырья, материалов, уплаты налогов, отчислений в специальные фонды, выполнения финансовых обязательств перед поставщиками, заказчиками, членами коллектива.

Главным значением финансового  планирования и прогнозирования  становится предвидение поступлений  доходов, определение расходов, результативность каждой хозяйственной  и финансовой ситуации, обоснование наиболее выгодного направления финансовых ресурсов, установление на некоторое время равновесия в поступлении (наличии) денежных средств и расходов для обеспечения платежеспособности, устойчивого финансового положения.

Объектом финансового  планирования выступает финансовая деятельность государства или хозяйствующего субъекта, заключающаяся в мобилизации  денежных поступлений и использовании  их на текущие нужды, расширение, обновление производства, социальные нужды.

Главная цель составления финансовых планов заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному м социальному развитию с финансовыми возможностями.

В процессе составления  финансовых планов:

    1. Определяется предполагаемое поступление денежных средств, исходя из намеченного объема производства и реализации продукции, оказания услуг с учетом заключенных договоров и реальной конъюнктуры рынка.
    2. Обосновывается необходимость затрат.
    3. Рассчитывается эффективность каждой крупной  хозяйственной или финансовой  операции (до или после ее проведения) с точки зрения конечных финансовых результатов.
    4. Обосновывается финансовая стратегия, прогнозируются оптимальные пропорции в распределении финансовых ресурсов.
    5. Изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов, благотворительных взносов.
    6. Выявляются внутренние резервы производства и повышения его рентабельности на базе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей, а также перспективы внедрения достижений НТП и совершенствования производства.

На всех этапах исторического  развития и уровнях управления финансовое планирование обладало общими признаками, которые позволяют выделить его  из единой системы планирования.

К ним можно отнести особые объекты, сферы планирования, цель и характер планирования, форму основных показателей:

    • объектом  финансового планирования всегда выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования на любом уровне управления, на которое оказывает существенное влияние движение финансовых ресурсов, опосредующих их финансовых отношений и возникающих стоимостных пропорций;
    • сфера его действия охватывает в основном перераспределительные процессы, осуществляемые посредством финансов при образовании, распределении и использовании финансовых средств;
    • финансовое планирование обращено к стоимостной стороне воспроизводства, его основной целью является обоснование финансовых возможностей обеспечения намеченных проектов и их эффективности;
    • финансовые показатели задания, планы всегда рассчитываются в стоимостной форме, носят синтетический характер, базируются на производственных показателях, но не являются их пассивным выражением. В процессе обоснования финансовых заданий производится не просто перерасчет натуральных данных в стоимостные, а определяется эффективность намечаемых затрат, выбор рациональных форм мобилизации доходов, их распределения исходя из целесообразности и конечных результатов.

Организация финансового  планирования, отвечающая объективным  потребностям, предполагает более осознанное применение его основных принципов.

Методология финансового  планирования базируется на следующих  принципах:

    • объективной необходимости использования финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования. Это означает, что данный процесс необходим, становится обязательным как важнейший инструмент и способ определения финансовых возможностей, прогнозирования рациональных стоимостных пропорций, отношений, соответственно и движения денежных ресурсов для выполнения намеченных программ, заданий;
    • принципе эффективности, отражающем качественную сторону данного процесса и ориентирующем его на получение положительных финансовых результатов по отдельным операциям от деятельности каждого хозяйствующего субъекта, на достижение должного экономического или социального эффекта;
    • принципе комплексности и единства цели, предполагающем согласование производственных и финансовых заданий, движение материальных и финансовых ресурсов, планов на разных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и личных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетании с другими возможно определение эффективной, разумной финансовой политики государства и каждого самостоятельного субъекта;
    • принципе причинности, который как бы подытоживает основные черты планирования, обеспечивает реальность, эффективность намеченных заданий. Понятие научности широкое и включает в себя обоснованность планируемых заданий с учетом общественных и личных потребностей, закономерностей развития общества, тенденций в движении денежных средств, объективной оценки сложившейся экономической и социальной ситуации,  а также наличия ресурсов, координация финансовых заданий во времени и пространстве.

Научная обоснованность финансовых планов означает не только их реальность, но и предполагает выбор  лучших решений с учетом долгосрочной выгоды. Это в свою очередь зависит  от прогрессивности методов обоснования  источников и способов финансирования намеченных мероприятий, рационального распределения ресурсов, оптимизации стоимостных пропорций и финансовых взаимоотношений, стимулирующих прогрессивные процессы. Поэтому целесообразно использовать многовариантные расчеты по всем заданиям, обеспечивающие выбор наилучшего решения с точки зрения влияния финансовых стимулов, оптимизации уровня затрат, максимизации доходов, прибыли.

Принципы, как основные стадии управления остаются едиными  для всех эпох, этапов развития. Меняются не принципы планирования, а лишь механизм их реализации, методы в зависимости от уровня развития производственных сил, науки и других факторов.

 

    1. Система финансовых планов и прогнозов, их взаимосвязь.

 

Основным продуктом  финансового планирования являются финансовые планы.

Финансовый план – особая форма  плана, показатели которой всегда отражаются в денежном выражении и обосновывают движение финансовых ресурсов на определенный период. Тем самым финансовые планы  обеспечивают нормальную деятельность субъектов хозяйствования, их непрерывное функционирование.

Многообразие задач, решаемых звеньями финансовой системы, отдельными ведомствами, предприятиями, организациями в  области финансов, вызывает существенное различие в образовании, распределении финансовых денежных средств и опосредующих их финансовых отношений. Это, естественно, находит отражение в разработке многочисленных финансовых планов, отличающихся по форме и содержанию. Для приведения большого количества финансовых планов, разрабатываемых на всех уровнях управления, в определенную систему, их целесообразно классифицировать по многим признакам. В экономической литературе они объединяются в две основные группы: централизованные (общегосударственные) и децентрализованные.

Централизованные финансовые планы  – обосновывают движение общегосударственных финансовых ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы, осуществляемые финансовыми системами государства. По форме они всегда являются сводными планами. Централизованные финансовые планы отличаются своим содержанием, объектом и сферой движения ресурсов, методами планирования и назначением. Централизованные финансовые планы содержат следующие существенные признаки:

    • объект – общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне;
    • охват – сфера финансовой деятельности государства, соответственно и его финансовые взаимоотношения с участниками воспроизводственного процесса и образующиеся при этом стоимостные пропорции;
    • основная цель – обоснование финансовой политики государства на конкретный период, базирующееся на определении его финансовых возможностей удовлетворения общегосударственных потребностей. Их основные задания – намечают доходы и расходы всех централизованных фондов денежных средств, создаваемых на макроуровне, определяют источники, пути их формирования и использования.

Количество централизованных планов, их формы, содержание во многом зависит от построения финансовой системы  соответствующего государства, а также  от особенностей перераспределительные процессов, осуществляемых в конкретном периоде с помощью финансов.

Важнейшим центральным  финансовым планом является ГБ. Необходимость  его разработки вызвана потребностью определения источников и объема денежных ресурсов государства и их рационального распределения для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджет разрабатывается в форме  баланса, в котором планируется  все доходы и расходы на текущий  период в соответствии с программой экономического и социального развития страны, ее регионов. При этом особое внимание уделяется полной аккумуляции источников поступлений, рациональному распределению бюджетных ассигнований и бездефицитному сбалансированию бюджета.

Кроме бюджета, составляются и другие централизованные финансовые планы в виде финансового обеспечения общегосударственных программ, а также бюджетов централизованных фондов. Их финансовые планы представляют собой стоимостные балансы, определяющие все поступления на текущий год и расходы. Финансовый план соответствующих фондов состоит из 2-х частей: доходы и расходы. Например, в финансовом плане фонда социальной защиты в доходах отражаются остатки средств на начало года и все поступления страховых взносов от юридических и физических лиц, ассигнования из республиканского бюджета (на выплату пенсий и пособий военнослужащим и на другие расходы в соответствии с законодательством), средства от инвестиционных вложений, операций с ценными бумагами. В расходной части планируется направление ресурсов на выплату пенсий, пособий по социальному страхованию, оздоровлению населения, оказанию материальной помощи нетрудоспособным гражданам.

Централизованные финансовые планы различаются не только по звеньям финансовой системы, но и по уровню движения финансовых ресурсов: общегосударственные или отдельных регионов (местные).

Количество децентрализованных финансовых планов значительно больше и разнообразней по форме и содержанию, чем централизованные. Это финансовые планы многочисленных, разнообразных по своей деятельности, типу организации, методам управления и финансирования предприятий, организаций, учреждений, ведомств. Общность децентрализованных финансовых планов заключается в их способности обосновать индивидуальный кругооборот денежных средств конкретного субъекта хозяйствования, Отсюда следует их особое назначение – определенность доходов и расходов данного объекта, финансовые результаты его деятельности соответствующие отношения, опосредующие движение финансовых ресурсов.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование