Финансовое планирование
и прогнозирование
Необходимость, содержание
и задачи финансового планирования
В процессе финансового планирования,
одного из функциональных элементов
управления финансами, субъекты хозяйствования,
органы государственной власти и
местного самоуправления оценивают
состав и структуру своих финансовых
ресурсов, определяют возможность и
способы увеличения их объема, направления
наиболее эффективного использования.
При этом задаются пропорции формирования,
распределения и перераспределения
финансовых ресурсов с целью достижения
и поддержания сбалансированности,
финансовой устойчивости экономики, получения
доходов, прибыли, финансового обеспечения
решаемых экономических и социальных
задач. Таким образом реализуется воздействие
органов управления на финансы, финансовые
процессы, финансовую деятельность как
на макро-, так и на микроэкономическом
уровнях.
Необходимость финансового планирования
как особой сферы плановой деятельности
обусловлена относительной самостоятельностью
движения денежных средств по отношению
к материально-вещественным элементам
производства. Обособленность движения
денежных средств и обратное воздействие
через распределение на процесс
воспроизводства обусловливают
необходимость планомерного управления
процессами формирования, распределения,
перераспределения и использования
финансовых ресурсов, которое и представляет
собой содержание финансового планирования.
Его специфика состоит в том, что объектом
планирования выступает не производственная
деятельность субъектов хозяйствования,
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, а их финансовая
деятельность, формирование и использование
финансовых ресурсов. Соответственно
субъектами финансового планирования
являются органы государственной власти
и местного самоуправления, коммерческие
и некоммерческие организации.
В ходе планирования финансовых ресурсов
и финансовой деятельности устанавливаются
параметры финансовой системы, величина
и источники финансовых ресурсов,
направления их расходования, степень
соответствия денежных доходов, накоплений
и поступлений затратам, уровень
дефицитности ресурсов. При этом информационной
базой для финансового планирования
являются прогнозы социально-экономического
развития (страны, региона, муниципального
образования), программы, бизнес-планы,
бизнес-проекты. В то же время в процессе
финансового планирования вносятся предложения
по уточнению пропорций и темпов развития
отраслей, территорий, организаций, их
отдельных подразделений, принимаются
меры к устранению выявляемых диспропорций.
В этой связи финансовое планирование
можно рассматривать как осуществляемое
субъектами власти и субъектами хозяйствования
планомерное управление процессами
создания, распределения, перераспределения
и использования финансовых ресурсов.
Оно направлено на достижение пропорционального
и сбалансированного развития экономики,
обеспечение устойчивых темпов экономического
роста.
Следовательно, финансовое планирование
создает условия для реализации
финансовой политики государства. Посредством
финансового планирования намечаются
пропорции распределения финансовых
ресурсов и их планомерного использования
на цели, обеспечивающие стабильность
экономики, определяются соотношение
между объемом и темпами роста
ВВП и консолидированного бюджета
страны, между объемом финансовых
ресурсов, остающихся в распоряжении
субъектов хозяйствования, и перераспределяемых
средств. При помощи финансового
планирования государство определяет
потребность в финансовых ресурсах,
необходимых для решения задач,
предусматриваемых прогнозами социально-экономического
развития страны, и устанавливает
источники их покрытия; намечает количественные
параметры формирования и использования
бюджетов разных уровней, государственных
внебюджетных фондов; создает предпосылки
для обеспечения стабильности в
масштабах государства.
Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет
собой совокупность мероприятий, проводимых
органами государственной власти и местного
самоуправления, коммерческими и не комерческими
организациями по планомерному формированию
и использованию денежных доходов, накоплений,
поступлений в соответствии с целями и
задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического
развития, бизнес-планах, документах, определяющих
финансовую политику.
Цель финансового планирования
— обеспечение финансовыми ресурсами
(по объему, направлениям использования,
объектам, во времени) воспроизводственных
процессов в соответствии с прогнозами
социально-экономического развития, бизнес-планами
и с учетом рыночной конъюнктуры,
тенденций развития. Она реализуется
на основе использования распределительной
функции финансов, позволяющей устанавливать
научно обоснованные пропорции при
определении источников и планировании
объемов финансовых ресурсов, направлений
их использования. Данные пропорции
находят выражение в конкретных
финансовых показателях, объединяемых
субъектами финансового планирования
в единый документ — финансовый
план. Необходимость расчета плановых
финансовых показателей и составления
финансовых планов связана с тем,
что натуральные показатели не отражают
экономической эффективности заданий
бизнес-планов и социально-экономических
прогнозов, не позволяют определить
затраты на производство ВВП на всех
уровнях хозяйственной деятельности,
а также охарактеризовать все
процессы производства, распределения
и потребления. Решить эти задачи
могут только показатели, полученные
в процессе финансового планирования.
Таким образом, его результатом
являются составление и принятие
финансовых планов, разработка и утверждение
финансовых разделов целевых программ,
бизнес-планов, бизнес-проектов.
Финансовый план — это документ,
представляющий собой систему взаимоувязанных
финансовых показателей, отражающих предполагаемый
объем поступления и использования
финансовых ресурсов на планируемый
период.
Финансовые планы служат инструментом
экономической проверки внутренней
сбалансированности и взаимоувязки
материально-вещественных, трудовых и
стоимостных показателей различных планов
и прогнозов, оценки их экономической
эффективности. Сбалансированность источников
и потребностей в финансовых ресурсах
свидетельствует о принципиальной возможности
достижения необходимой увязки производства
и потребления в материально-вещественных
и конкретно-адресных разделах прогнозов
социально-экономического развития, производственных
бизнес-планах.
Вместе с тем в условиях динамично
развивающейся рыночной экономики
в отдельные конкретные периоды
на первый план могут выдвигаться
постоянно меняющиеся задачи, решение
которых может потребовать дополнительных
средств. Поэтому в рамках финансового
планирования обеспечивается не только
общее соответствие финансовых ресурсов
потребности в них, но и определяются
конкретные направления их использования.
Такой подход создает условия
для усиления воздействия финансового
механизма на темпы, пропорции социально-экономического
развития страны, отдельных территорий,
субъектов хозяйствования.
Задачи, решаемые в процессе финансового
планирования, сложны и многообразны,
они обусловлены особенностями
формирования и использования финансовых
ресурсов. В этом процессе на всех уровнях
должны обеспечиваться взаимная балансовая
увязка доходов и расходов субъектов
хозяйствования и субъектов власти,
показателей производственных планов
и прогнозов социально-экономического
развития, соблюдение плановых пропорций
между движением материальных и
финансовых ресурсов.
К основным задачам финансового
планирования можно отнести:
- определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
- определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
- обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
- создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов — к планам, а также маневрировать ресурсами.
Финансовое планирование направлено
на достижение устойчивого экономического
роста, поддержание сбалансированности,
создание условий для эффективного
управления финансами как на микро-,
так и на макроэкономическом уровнях.
Финансовое прогнозирование,
его содержание и значение
Финансовое прогнозирование представляет
собой исследование конкретных перспектив
развития финансов субъектов хозяйствования
и субъектов власти в будущем, научно обоснованное
предположение об объемах и направлениях
использования финансовых ресурсов на
перспективу. Финансовое прогнозирование
выявляет ожидаемую в перспективе картину
состояния финансовых ресурсов и потребности
в них, возможные варианты осуществления
финансовой деятельности и представляет
собой предпосылку для финансового планирования.
К основной цели финансового прогнозирования,
осуществляемого для научного обоснования
показателей финансовых планов и способствующего
выработке концепции развития финансов
на прогнозируемый период, можно отнести
оценку предполагаемого объема финансовых
ресурсов и определение предпочтительных
вариантов финансового обеспечения деятельности
субъектов хозяйствования, органов государственной
власти и местного самоуправления.
Задачами финансового прогнозирования
являются:
- увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;
- определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;
- обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;
- определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.
Финансовое прогнозирование ведется
путем разработки различных вариантов
развития организации, отдельной административно-территориальной
единицы, страны в целом, их анализа
и обоснования, оценки возможной
степени достижения определенных целей
в зависимости от характера действий
субъектов планирования. Достигается
это двумя различными методическими
подходами: 1) в рамках первого подхода
прогнозирование ведется от настоящего
в будущее на основе установленных причинно-следственных
связей; 2) при втором подходе прогнозирование
заключается в определении будущей цели
и ориентиров движения от будущего к настоящему,
когда развертывается и исследуется цепь
возможных событий и меры, которые необходимо
принять для достижения заданного результата
в будущем исходя из существующего уровня
развития организации, административно-территориальной
единицы и страны в целом.
В процессе финансового прогнозирования
для расчета финансовых показателей
используются такие специфические
методы, как математическое моделирование,
эконометрическое прогнозирование, экспертные
оценки, построение трендов и составление
сценариев, стохастические методы.
Математическое моделирование
позволяет учесть множество взаимосвязанных
факторов, влияющих на показатели финансового
прогноза, выбрать из нескольких вариантов
проекта прогноза наиболее соответствующий
принятой концепции производственного,
социально-экономического развития и
целям финансовой политики.
Эконометрическое прогнозирование
основано на принципах экономической
теории и статистики: расчет показателей
прогноза осуществляется на основе статистических
оценочных коэффициентов при
одной или нескольких экономических
переменных, выступающих в качестве
прогнозных факторов; позволяет рассмотреть
одновременное изменение нескольких
переменных, влияющих на показатели финансового
прогноза. Эконометри-ческие модели описывают
с определенной степенью вероятности
динамику показателей в зависимости от
изменения факторов, влияющих на финансовые
процессы. При построении экономет-рических
моделей используется математический
аппарат регрессионного анализа, который
дает количественные оценки усредненных
взаимосвязей и пропорций, сложившихся
в экономике в течение базисного периода.
Для получения наиболее надежных результатов
экономико-математические методы дополняются
экспертными оценками.
Метод экспертных оценок предполагает
обобщение и математическую обработку
оценок специалистов-экспертов по определенному
вопросу. Эффективность этого метода
зависит от профессионализма и компетентности
экспертов. Такое прогнозирование
может быть достаточно точным, однако
экспертные оценки носят субъективный
характер, зависят от «ощущений» эксперта
и не всегда поддаются рациональному
объяснению.
Трендовый метод, предполагающий зависимость
некоторых групп доходов и
расходов лишь от фактора времени, исходит
из постоянных темпов изменений (тренд
постоянных темпов роста) или постоянных
абсолютных изменений (линейный временной
тренд). Недостатком данного метода
является игнорирование экономических,
демографических и других факторов.
Разработка сценариев не всегда
исходит из научности и объективности,
в них всегда ощущается влияние
политических предпочтений, предпочтений
отдельных должностных лиц, инвесторов,
собственников, но это позволяет
оценить последствия реализации
тех или иных политических обещаний.