Финансовое планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:12, реферат

Описание работы

процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

Файлы: 1 файл

Финансовое планирование и прогнозирование.docx

— 47.85 Кб (Скачать файл)

Финансовое планирование и прогнозирование

Необходимость, содержание и задачи финансового планирования

В процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов  управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и  местного самоуправления оценивают  состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и  способы увеличения их объема, направления  наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения  финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения  доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Таким образом реализуется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению  к материально-вещественным элементам  производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие  через распределение на процесс  воспроизводства обусловливают  необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования  финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются  параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень  соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень  дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения  и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством  финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования  на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение  между объемом и темпами роста  ВВП и консолидированного бюджета  страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового  планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает  источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования  бюджетов разных уровней, государственных  внебюджетных фондов; создает предпосылки  для обеспечения стабильности в  масштабах государства.

Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и не комерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных  процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами  и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется  на основе использования распределительной  функции финансов, позволяющей устанавливать  научно обоснованные пропорции при  определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений  их использования. Данные пропорции  находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ — финансовый план. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления  финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий  бизнес-планов и социально-экономических  прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все  процессы производства, распределения  и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом  являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение  финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.

Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных  финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования  финансовых ресурсов на планируемый  период.

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Вместе с тем в условиях динамично  развивающейся рыночной экономики  в отдельные конкретные периоды  на первый план могут выдвигаться  постоянно меняющиеся задачи, решение  которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового  планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия  для усиления воздействия финансового  механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

Задачи, решаемые в процессе финансового  планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями  формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях  должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов  хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций  между движением материальных и  финансовых ресурсов.

К основным задачам финансового  планирования можно отнести:

  1. определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
  2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
  3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
  4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов — к планам, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Финансовое прогнозирование, его содержание и значение

Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. К основной цели финансового прогнозирования, осуществляемого для научного обоснования показателей финансовых планов и способствующего выработке концепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления.

Задачами финансового прогнозирования  являются:

  1. увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;
  2. определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;
  3. обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;
  4. определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

Финансовое прогнозирование ведется  путем разработки различных вариантов  развития организации, отдельной административно-территориальной  единицы, страны в целом, их анализа  и обоснования, оценки возможной  степени достижения определенных целей  в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается  это двумя различными методическими подходами: 1) в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; 2) при втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда развертывается и исследуется цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.

В процессе финансового прогнозирования  для расчета финансовых показателей  используются такие специфические  методы, как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов и составление  сценариев, стохастические методы.

Математическое моделирование  позволяет учесть множество взаимосвязанных  факторов, влияющих на показатели финансового  прогноза, выбрать из нескольких вариантов  проекта прогноза наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финансовой политики.

Эконометрическое прогнозирование  основано на принципах экономической  теории и статистики: расчет показателей  прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при  одной или нескольких экономических  переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть  одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометри-ческие модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении экономет-рических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает количественные оценки усредненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками.

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку  оценок специалистов-экспертов по определенному  вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование  может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному  объяснению.

Трендовый метод, предполагающий зависимость  некоторых групп доходов и  расходов лишь от фактора времени, исходит  из постоянных темпов изменений (тренд  постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной  тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объективности, в них всегда ощущается влияние  политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет  оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование