Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Финансовое планирование в коммерческой организации» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, со сложной экономической обстановкой на рынке. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
высокая нестабильность внешних условий и факторов;
новый стиль руководства персоналом;
усиление центробежных сил в экономической организации.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, методы и виды финансового планирования
на предприятии 5
1.1. Сущность финансового планирования на предприятии 5
1.2. Методы планирования финансовых показателей 10
1.3. Виды финансовых планов и их роль в управлении
предприятием 16
2. Анализ финансового планирования в коммерческой организации 29
2.1. Характеристика предприятия
ООО «Максима-Электромонтаж» 29
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 30
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

0932539_A4EA5_finansovoe_planirovanie_na_predpriyatii.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Планирование  и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

 

1.2. Методы планирования финансовых показателей

В условиях планово-директивной  экономики целью составления финансового плана хозяйствующего субъекта являлось определение суммы излишка его доходов с тем, чтобы изъять этот излишек в госбюджет. При рыночной экономике хозяйствующий субъект обладает полной самостоятельностью. Изъятие прибыли в бюджет производится с помощью налогов. Хозяйствующий субъект сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Целью составления финансового плана становится определение возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К последним относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли, и т. п.

Содержанием стратегии  финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его  центров доходов и центров  расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта – это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов – это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», то есть 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Нормативный метод

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что на основе заранее установленных норм и  технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и  в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

  • федеральные нормативы;
  • республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;
  • местные нормативы;
  • отраслевые нормативы;
  • нормативы хозяйствующего субъекта.

Федеральные нормативы  являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые  нормативы действуют в масштабах  отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые  непосредственно хозяйствующим  субъектом и используемые им для  регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Расчётно-аналитический  метод

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового  показателя, принимаемого за базу, и  индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 1.).

Расчетно-аналитический  метод широко применяется при  планировании суммы прибыли и  доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.

 

 

Отчётные данные  за предплановый период

Экспертная оценка динамики отчётных данных

 

Экспертная  оценка перспектив развития

Расчёт планового  показателя


Рис. 1. Схема расчётно-аналитического метода планирования

Балансовый  метод

Сущность балансового  метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что путем  построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности  в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.

Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид :

Он + П = Р + Ок,

где Он – остаток  средств фонда на начало планового  периода, руб.;

П – поступление  средств в фонд, руб.;

Р – расходование средств фонда, руб.;

Ок – остаток  средств на конец планового периода, руб.

Метод оптимизации плановых решений

Сущность метода оптимизации плановых решений заключается  в разработке нескольких вариантов  плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать  из них наиболее оптимальный. При  этом могут применяться разные критерии выбора:

  • минимум приведённых затрат;
  • максимум приведённой прибыли;
  • минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;
  • минимум текущих затрат;
  • минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;
  • максимум дохода на рубль вложенного капитала;
  • максимум прибыли на рубль вложенного капитала;
  • максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).

Например, в  качестве критерия выбора принимается  минимум приведённых затрат, которые  представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведённых к одинаковой размерности, в соответствии с нормативными показателями эффективности. Они исчисляются по формуле

И + Ен * К = min,

где И – текущие  затраты, руб.;

К – единовременные затраты (капиталовложения), руб.;

Ен – нормативный  коэффициент эффективности капиталовложений.

В настоящее  время нормативный коэффициент  капиталовложений установлен в размере 0,15, что соответствует нормативному сроку окупаемости 6,6 года.

Экономико-математическое моделирование

Сущность экономико-математического  моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми  показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

Модель может  строиться по функциональной или  корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

Y = f(x),

где Y – показатель;

х – факторы.

Алгоритм разработки планового показателя может быть представлен в виде следующей схемы (рис. 2).

 

Отчётные данные за пред-плановый период

Построение экономико-математи-ческих моделей планового показателя

 

Прогнозирование показателя на основе экономико-математической модели и разра-ботка различных  вариантов плано-вого показателя

Экспертная  оценка перспектив

развития


 

Принятие планового  решения, выбор одного варианта планового показателя


Рис. 2. Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели

В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей  производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.

 

1.3. Виды финансовых планов и их роль в управлении организацией

Финансовое  планирование можно классифицировать на перспективное (стратегическое), текущее (годовое) и оперативное.

Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта

В условиях рыночных отношений предприятия стали  свободны от опеки со стороны государства, но резко повысилась их ответственность  за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали  обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта. 2

Планирование  развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования.

Слабость распространения  стратегического планирования в  российских фирмах, несмотря на его существенные преимущества, обусловлена причинами как объективного, так и субъективного характера. Наиболее важные факторы таковы:

Объективные факторы:

  • высокая нестабильность внешней среды;
  • низкий уровень общей финансовой культуры фирм;
  • высокая зависимость от государственного бюджета.

Субъективные  факторы:

  • дефицит времени, приоритеты текущих дел;
  • мнение об отсутствии влияния планирования на результаты деятельности;
  • недостаточная квалификация управляющих и служащих;
  • отсутствие методической базы;
  • негативное отношение к планированию;
  • теоретический подход к планированию со стороны плановиков.

Представляется, что коренное изменение ситуации возможно при переориентации руководящего звена с пассивного подхода к  управлению на активный (целевое управление), для чего необходимы изменение управленческого менталитета и повышение финансовой культуры менеджеров и специалистов экономических служб российских компаний.

Примерно на половине предприятий России система  планирования неэффективна. Неэффективной  можно считать такую систему, в которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20 - 30%3 . Подобная ситуация представляет собой серьёзную проблему, так как стратегия компании является основой для управления её деятельностью.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии