Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных положений по финансовому планированию.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи, подлежащие разработке: - рассмотреть сущность, роль и задачи финансового планирования; - охарактеризовать принципы и методы финансового планирования;
- рассмотреть модели финансового планирования и прогнозирования; - проанализировать процесс бюджетирования корпоративных расходов, доходов и капитала; - рассмотреть организацию контрольно-аналитической работы корпорации; - определить перспективы развития финансового планирования и эффективности финансового контроля на корпорации на 2012-2014 годы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 4
1.1 Сущность, роль и задачи финансового планирования 4
1.2 Принципы и методы финансового планирования 8
1.3 Модели финансового планирования и прогнозирования 11
2 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КОРПОРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОО «МИТРА НС») 17
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 17
2.2 Бюджетирование корпоративных расходов, доходов и капитала 20
2.3 Контрольно-аналитическая работа на предприятии 21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КОРПОРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОО «МИТРА-НС») 25
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Приложения 32

Файлы: 1 файл

КР Финансовое планирование.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

Министерство науки  и образования Республики Казахстан

 

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

 

 

 

КАФЕДРА _________________________________________________

(наименование кафедры)

 

 

 

Курсовая работа

 

НА ТЕМУ «ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

 

 

                                  Выполнил(а): студент(ка) _ курса

                                                                                 ___________________

        (Ф.И.О.)

                                            Проверил(а): ___ __________________

                                                          (ученая степень, Ф.И.О. преподавателя)

 

 

      Курсовая работа  допущена к защите               ___________________

                                                                                                                          (роспись преподавателя)                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               АСТАНА 2011

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовая стратегия  хозяйствующих субъектов в последние  годы приобретает особую значимость. Поэтому финансовый менеджмент должен включаться в один из основных вопросов организации деятельности производственных структур. Иначе, оценка финансового состояния предприятия, финансовое планирование ее деятельности и составление бюджета, контроль исполнения финансового плана и бюджета не может лавировать изменениями, что может привести к развалу.

Финансовая служба должна существовать всегда. В странах с развитой рыночной инфраструктурой, финансовая служба строится так, где бухгалтерский учет направлен на нужды собственника, а затем акционера. Иначе, должен быть направлен на осуществление стратегии, а исполняющий обязанности финансовый работник — уметь проводить финансовый анализ.

С переходом в рыночную экономику все финансовое планирование отдано на самостоятельность предприятий, отменены все формы расчетов, осталась только система государственного регулирования состояния финансовых планов. Теоретически методологическая база перенесена на составление бизнес-планов, а финансовый план - составная часть бизнес-плана. Опыт зарубежных предприятий и казахстанских предприятий, перешедших на бизнес-план, неправильный перевод терминов, показателей и т.д. привели к обратному эффекту при составлении бизнес-планов.

Финансовое планирование тесно связано и опирается  на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде.

Целью данной курсовой работы является изучение основных положений по финансовому  планированию.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи, подлежащие разработке:

- рассмотреть сущность, роль и  задачи финансового планирования;

- охарактеризовать принципы и  методы финансового планирования;

- рассмотреть модели финансового  планирования и прогнозирования

- проанализировать процесс бюджетирования корпоративных расходов, доходов и капитала;

- рассмотреть организацию контрольно-аналитической  работы корпорации;

- определить перспективы  развития финансового планирования  и эффективности финансового  контроля на корпорации на 2012-2014 годы.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность, роль и задачи финансового планирования

 

Планирование - одна из важнейших функций управления, представляющая собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем для использования ресурсов и получения доходов. В настоящее время планирование деятельности предприятия стало серьезной проблемой, поскольку:

- планы и средства  более не спускаются «сверху», предприятие должно самостоятельно  ориентироваться в условиях рынка;

- процесс планирования  затянут во времени, что делает  его непригодным для принятия  оперативных управленческих решений;

- на многих предприятиях  отсутствует система достоверной  и своевременной информации о конъюнктуре рынка, о потребностях в текущих ресурсах и финансовых источниках их обеспечения;

- при планировании  преобладает затратный механизм  ценообразования; цены формируются  без учета рыночных условий,  исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности;

- экономическое планирование традиционно подготавливает такие плановые документы, большинство из которых непригодно для анализа финансовой устойчивости предприятия.

Назначение планирования состоит в том, чтобы предвидеть проблемы в деятельности предприятия до того, как они возникнут, исключить вероятность поспешных решений, имеющих сиюминутную целесообразность. Планирование как особый тип процесса принятия решений охватывает деятельность всего предприятия в целом. Основная цель планирования -определение необходимых для деятельности предприятия производственно-финансовых операций, их конкретизация во времени и по подразделениям предприятия, определение нужного размера ресурсов и источников финансирования, обеспечивающих реализацию поставленных целей деятельности.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде.

В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс  планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность. Разумеется, эта система должна базироваться на подходах и технологиях, используемых на западных предприятиях, имеющих многолетний опыт планирования.

Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения  и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования (рисунок 1) и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия.

Рисунок 1 - Система внутрифирменного планирования

Его главными этапами являются следующие:

  • анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;
  • прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;
  • обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);
  • оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде. Общая идеология финансового планирования представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Комплексный характер финансового планирования на предприятии

 

С общей точки зрения можно выделить следующие уровни финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное планирование. Долгосрочное планирование связано с приобретением основных средств, которые планируется использовать в течение длительного времени. Разделение производят по следующим критериям:

  • группа активов и обязательств, с которыми связаны вопросы финансового планирования (долгосрочные обязательства);
  • решения долгосрочного финансового планирования нелегко приостановить, они влияют на деятельность компании на длительное время;
  • плановый период (как правило, у краткосрочного планирования – до 12 месяцев, у долгосрочного – более одного года, обычно более трех лет).

Однако в такой классификации  имеются два ограничения: 1) отнести  период к той или иной срочности в различных отраслях народного хозяйства весьма трудно, например, долгосрочный период судостроительной компании не равнозначен долгосрочному периоду супермаркета; 2) в некоторых случаях проблемы краткосрочного периода могут приобрести стратегическое значение. Так, например, внезапные трудности с текущими платежами часто приобретают фундаментальную значимость, так как могут неожиданно поставить вопрос о выживании предприятия.

В процессе предпринимательской  деятельности предприятий возникает  потребность в прогнозных оценках  финансовых поступлений и их использования. Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы и, прежде всего, чистый доход (прибыль). Распределение прибыли отражается в финансовом плане и сметах образования и расходования фондов денежных средств. Финансы предприятий включают анализ и контроль за процессом распределения и использования прибыли в динамике с учетом воздействия многочисленных внутренних и внешних факторов.

Финансовый план —  важнейший элемент бизнес-планов, составляемых как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью. Финансовый план можно рассматривать как задание по отдельным показателям, а также как финансовый документ, обеспечивающий взаимоувязку показателей развития предприятия с имеющимися ресурсами, взаимодействие совокупной стоимостной оценки средств, участвующих в воспроизводственных процессах, и используемого денежного капитала.

Основные задачи финансового  планирования:

- обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;

- соблюдение интересов  акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подробное финансовое обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;

- гарантия выполнения  обязательств предприятия перед  бюджетом и внебюджетными фондами,  банками и другими кредиторами.  Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет;

- выявление резервов  и мобилизация ресурсов в целях  эффективного использования прибыли  и других доходов, включая и  внереализационные;

- контроль рублем за  финансовым состоянием, платежеспособностью  и кредитоспособностью предприятия.

1.2 Принципы и методы финансового  планирования

 

В практике финансового  планирования применяют следующие  методы:

  • экономического анализа;
  • нормативный;
  • балансовых расчетов;
  • денежных потоков;
  • метод многовариантности;
  • экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Нормативный метод заключается  в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами есть ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие нормативы, устанавливающиеся либо самим субъектом, либо для субъекта государством в виде специальной нормативной или законодательной базы. Нормативы самого хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Существуют современные методы калькулирования затрат: стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг. Они основаны на использовании внутрихозяйственных норм.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии