Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается вопрос «Финансовое планирование на предприятии».
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что существующая на сегодняшний день система рыночных отношений предъявляет еще более высокие требования к финансовому планированию, чем система директивного управления, так как при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия деятельности, в том числе и за просчеты в финансовом планировании, ответственность несет непосредственно предприятие.

Файлы: 1 файл

39136.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

 

Чтобы стать жизнеспособным, стабильным и прибыльным, бизнес нуждается  в чём-то большем, чем деньги. Он нуждается  в планировании. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь своих целей и задач, в первую очередь повышения прибыльности работы. [15, с. 235]

Бизнес-планирование  (business planning) – процесс составления комплексного плана развития фирмы в целом или отдельного крупного проекта, предусматривающий описание основных направлений деятельности, планируемых к производству продуктов, потенциальных рынков, технологий, ресурсов (материальных, финансовых и др.), рисков и финансовых последствий. С позиции экономической теории бизнес-план выполняет как минимум четыре функции. Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для формирования концепции развития, т. е. стратегии бизнеса. Данная функция крайне необходима в период создания фирмы, а также при разработке принципиально новых направлений деятельности. В этом случае бизнес-план используется как некое формализованное средство качественного и количественного обоснования целесообразности и правильности выбранного курса. Вторая функция – собственно планирование. Она служит для экономической оценки выбранного направления деятельности и идентификации ключевых ориентиров, а в случае реализации бизнес-плана – для контроля его выполнения. Третья функция – привлечение займов и кредитов. Для того чтобы застраховать себя от вполне возможного невозврата предоставляемых кредитов, банки, как правило, требуют не только гарантий и реального залога, но и тщательно проработанной концепции, стратегии бизнеса. Ни один солидный кредитор или банк не выдадут под новое дело кредиты, если им не будет предоставлен убедительный и обоснованный план работы фирмы. Поэтому хорошо подготовленный бизнес-план становится одним из ключевых факторов в решении вопроса о привлечении источников финансирования. Четвертая функция – рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения к новому делу потенциальных партнеров, которые могут вложить в намечаемый проект собственный капитал или содействовать мобилизации иных источников. В этом случае бизнес-план может разрабатываться как документ, предназначенный для того, чтобы убедить потенциальных партнеров либо инвесторов в перспективности будущего дела и возможности личного участия в нем. Кроме общего плана будущей деятельности фирмы могут разрабатываться частные бизнес-планы, отражающие те или иные ее аспекты (реализация определенной идеи, выдвижение на рынок конкретных видов товаров, услуг и т. д.). Таким образом, бизнес-план используется как внутренний документ, являющийся ориентиром для принятия решений на всех уровнях управления. Жестко регламентируемых формы и структуры бизнес-плана, естественно, не существует. Они зависят от назначения бизнес-плана, особенностей предприятия, выпускаемой продукции и ряда других факторов. Однако любой бизнес-план должен достаточно четко и убедительно осветить следующие вопросы относительно предполагаемого бизнеса: сущность бизнеса (проекта); материальное, техническое, ресурсное и технологическое обеспечение; мероприятия в области маркетинга; организация дела, включая его кадровое обеспечение; степень надежности и мероприятия по ее повышению; финансовое обеспечение, включая оценку рисков. [13, с. 65-66]

Примерная структура бизнес-плана такова:

Титульный лист

1. Вводная часть.

2. Особенности и состояние выбранной сферы бизнеса.

3. Сущность предполагаемого бизнеса (проекта).

4. Ожидаемая квота рынка и обоснование ее величины.

5. План основной деятельности (производственный план, план сбыта продукции или предоставления услуг в зависимости от сферы деятельности).

6. План маркетинга.

7. Администрирование (организационный план).

8. Оценка предпринимательских рисков и их страхование.

9. Финансовый раздел (план).

10. Стратегия финансирования.

Процесс бизнес-планирования от возникновения  экономического замысла до получения  и распределения прибыли между его участниками показан на рис. 1.1














 

Рис. 1. Процесс бизнес-планирования

Состав и структура бизнес-плана зависят от целей и задач, поставленных перед ним. Оптимальная структура бизнес-плана, наиболее широко используемая в РФ, следующая:

  • Резюме (представление бизнес-плана);
  • План маркетинга;
  • План производства;
  • Организационный план;
  • План страхования;
  • Правовое обеспечение;
  • План управления инвестициями;
  • Финансовый план.

Выдержкой из реального  бизнес-плана является резюме проекта  деревообрабатывающего предприятия (см. Приложение 1).

Как видим проект по всем показателям является эффективным, приносит бюджетный эффект и создает новые рабочие места, способствует увеличению экспорта товаров из России2 (Бизнес-план ООО "Строй Экспо Сервис").

При разработке отдельных  разделов плана разработчики стремятся  к тому, чтобы в бизнес-плане  была сконцентрирована не только информация, необходимая руководителю для управления организацией, но и те данные, которые требуются заинтересованным специалистам. [8, с. 2-21]

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому план по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Для построения модели бизнес-процессов  желательно использовать компьютерные программы. Наиболее известными программами бизнес-моделирования являются: ARIS; BPwin; BAAN EME; Design; Visio. Разработанные программы позволяют осуществлять в короткие сроки сложные процессы моделирования и анализа инвестиционных проектов, анализ финансового состояния компании, оперативно получать необходимую информацию. [8, с. 25-26]

    1. Роль финансового плана в бизнес-плане

 

Финансовый план – это важнейшая часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.

В данном разделе бизнес-плана  рассматриваются потенциал проекта  и график его финансирования; он может также служить оперативным  планом для финансового управления проектом. Управление финансовой деятельностью  непосредственно связано с управлением  коммерческой и производственной деятельностью фирмы. В обоснование финансового плана должны быть подготовлены сроком на 3-5 лет три базисных прогноза: а) прогноз прибыли и убытков; б) проект распределения денежных потоков; в) проекты бухгалтерского баланса на начало и конец работ каждого года. Образцы форм для подготовки финансовых планов представлены в приложении 1 (см. ф. №1, 2, 3). После составления финансовых таблиц даётся краткое заключение о полученной картине, включающее объём требуемых кредитов и долгов, уровень прибыли в результате продаж, скорость возврата долгов и т.д. При расчётах необходимо указывать источники оценок тех или иных расходов (таблица 1)3.

Таблица 1

Сопоставление возможных вариантов  расходов и их покрытие

1

2

3

Самый скромный вариант (минимальная сумма расходов, максимальная экономия, например приобретение подержанного оборудования)

Разумный вариант (то, на чём, скорее всего, будет остановлен выбор)

Оптимистичный вариант (при  отсутствии ограничения в средствах)


Заполнение 1 и 3 колонок  помогает сделать разумный выбор.

Прогноз прибылей и убытков. Подготовка ф. №1 заключается в определении прибыльности проекта. Решающим является прогноз реализации (продаж). В данном разделе используются ранее составленные прогнозы размеров сбыта. Следует подчеркнуть главные рискованные моменты, способные воспрепятствовать достижению прибыльности и торгового успеха проекта, и чувствительность проекта к этим моментам.

Форма анализа денежных потоков. Для нового проекта прогноз  денежных потоков может быть более  важен, чем прогноз прибылей, из-за того, что в нём детально рассматриваются величина и время максимального денежного притока и оттока. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчёркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Наглядное представление нам даёт табл. 24.

Таблица 2

Укрупнённая форма прогноза движения денежных средств, тыс. руб.

Форма бухгалтерского баланса. Баланс детализует использование и вложение финансовых ресурсов, требуемых для поддержания проектируемого уровня производства. Инвесторы просматривают планируемые бухгалтерские балансы, устанавливая, не превышают ли долги допустимых размеров, рабочий капитал, текущие издержки, товарный оборот и т.д., и в зависимости от этого определяют будущее финансирование проекта.

График безубыточности. График безубыточности показывает уровень продаж (производства), необходимый для их покрытия. Он включает расходы, как зависящие от уровня производства (производственный труд, материалы, торговые издержки), так и не зависящие от него (арендная плата, уплата процентов, жалованье служащим и т.д.). Уровень продаж, при котором покрываются все расходы, является уровнем безубыточности проекта. Должен быть подготовлен график безубыточности (см. рис. 2)5 и обсуждена возможность снижения точки безубыточности в случае уменьшения планируемого начального уровня продаж. Процесс нахождения точки безубыточности можно проследить по рис. 2.

 

           
             
             
 

         
   

       
     

     
             
             
             
 

         
             
             
             
             
             
             
             

Рис. 2. Точка безубыточности

На оси ОQ графика представлен объём производства продукции, на оси ON – выручка от реализации и издержки производства. Точка безубыточности К показывает тот момент, когда доход равняется издержкам, т.е. убытки и прибыль равны нулю, и определяется пересечением кривых валового дохода и валовых издержек. Точка безубыточности может быть определена, как отношение постоянных издержек (TFC) к разнице между ценой (Р) и переменным издержкам (TVC):

,

На точку безубыточности большое влияние оказывают изменение  цен на продукцию, динамика постоянных и переменных затрат.

Контроль стоимости. Доходные планы будут зависеть от способности осуществлять управление и контроль за ценами. Поэтому финансовый план должен включать краткое описание того, как будет достигаться и поддерживаться уровень цен, кто будет отвечать за прослеживание колебаний элементов стоимости, как часто будут представлять соответствующую информацию и как это будет влиять на бюджет. [9, с. 45]

Кроме того финансовый план включает следующие документы:

Прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг). Основная задача  - дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Такой прогноз составляется на три года вперед с разбивкой по годам (помесячно, поквартально, за 12 месяцев).

План доходов и расходов, который включает следующие показатели. Основная задача – выявить доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли, прибыль после уплаты налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы финансового планирования

 

Стратегия финансового  планирования предусматривает определение центров доходов (прибыли) и центров затрат. Центр доходов - это подразделение, которое приносит максимальную прибыль. Центр затрат - это подразделение с максимумом издержек или имеющее убыток, но играющее важную роль в производственно-коммерческом процессе. Планирование финансовых показателей осуществляют с помощью нескольких методов. Методы планирования – это конкретные способы и приемы плановых расчетов. К таким методам относятся:

  1. расчетно-аналитический;
  2. нормативный;
  3. метод денежных потоков;
  4. балансовый;
  5. оптимизации плановых решений;
  6. экономико-математическое моделирование.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии