Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:
-содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;
-дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
-служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов

Содержание работы

1.Необходимость и содержание планирования на предприятии……….2
2. Структура финансового плана………………………………………….13
Библиографический список……………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Lakustyakfinorg_2.docx

— 44.55 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа по предмету финансы организаций

Лакустяк Е.А.  тема 10 и задача №2 .

Тема:   ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

Содержание:

1.Необходимость и содержание  планирования на предприятии……….2

2. Структура финансового  плана………………………………………….13

Библиографический список……………………………………………….20

Задача  №2………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Необходимость  и содержание планирования на  предприятии.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов  и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Значение финансового  плана на предприятиях заключается  в том, что он:

-содержит ориентиры, в  соответствии с которыми предприятие  будет действовать;

-дает возможность определить  жизнеспособность проекта в условиях  конкуренции;

-служит важным инструментом  получения финансовой поддержки  от внешних инвесторов

Бюджет является инструментом, как для планирования, так и  для контроля. В самом начале периода  действия бюджет представляет собой  план или норматив; в конце периода  действия он служит средством контроля.

Цели планирования могут  быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться  разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Разработка предприятиями  финансовых планов занимает важное место  в системе мер по стабилизации их финансового состояния. Основные понятия, связанные с финансовым планированием.

1. Финансовый план –  обобщенный плановый документ, отражающий  поступление и расходование денежных  средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России он обычно составляется в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год, пятилетие).

2. Бюджет предприятия  – оперативный финансовый план, составленный, как правило, на  период до одного года, отражающий  расходы и поступления средств  по текущей, инвестиционной и  финансовой деятельности предприятия.  В практике управления финансами  фирмы используются два основных  вида бюджетов – оперативный  (текущий) и капитальный.

3. Бюджетирование – процесс  разработки конкретных бюджетов  в соответствии с целями оперативного  планирования (например, платежный  баланс на последующий месяц).

Значение внутреннего  финансового планирования заключается  в следующем:

- намеченные стратегические  цели предприятия преломляются  в форме финансово-экономических  показателей: объем продаж, себестоимость  проданных товаров, прибыль, инвестиции, денежные потоки;

- устанавливаются стандарты  для поступления финансовой информации  в форме финансовых планов  и отчетов об их исполнении;

- определяются приемлемые  границы финансовых ресурсов, необходимых  для реализации оперативных и  долгосрочных планов предприятия;

- оперативные финансовые  планы (на месяц, квартал) предоставляют  полезную информацию для разработки  и корректировки финансовой стратегии  предприятия.

В современных условиях роль финансового планирования принципиальной изменилась по сравнению с той, что  была в централизованной управляемой  экономике. Теперь предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально  представлять свое финансовое положение сегодня и на ближайшую перспективу, во-первых, во-вторых, для того чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом системой, социальными фондами, банками, другими кредиторами и тем самым оградить себя от штрафных санкций. В этих целях целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъектуры, нарушения договорных обязательств партнерами.

Ключевой целью финансового  планирования является определение  возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования  величины денежных потоков, формируемых  за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников.1

Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-плана, т.е. с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, инвестициям, исследованиям и разработкам, рекламе  долгосрочной финансовой перспективы, а также с определением текущих  доходов и расходов.

Принципы финансового  планирования базируются на общих принципах теории планирования в сложных системах.

Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный  характер. Понятие «система» означает совокупность элементов (подразделений); взаимосвязь между ними; наличие  единого направления развития элементов, ориентированных на общие цели предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений  становятся возможными в рамках вертикального единства.2

Координация планов отдельных  подразделений выражается в том, что нельзя планировать деятельность одних подразделений фирмы вне  связи с другими; всякие изменения  в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений. Следовательно, взаимосвязь  и одновременность – главные  черты координации планирования на предприятии:

-принцип участия означает, что каждый специалист предприятия  становится участником плановой  деятельности независимо от должности  и выполняемой функции.

-принцип непрерывности  заключается в том, что процесс  планирования должен осуществляться  систематически в рамках установленного  цикла; разработанные планы должны  непрерывно приходить на смену  друг друга (план по маркетингу  – план закупок – план производств). В то же время взаимодействие  и наличие непредусмотренных  изменений внутри обстановки  требуют корректировки и уточнения  планов фирмы.

-принцип гибкости тесно  связан с предыдущим принципом  и заключается в придании планам  и процессу планирования в  целом способности изменяться  в связи с возникновением непредвиденных  обстоятельств. Поэтому планы  должны содержать так называемые  «резервы безопасности» (ресурсы,  производственных мощностей и  т.д.).

-принцип точности предполагает, что планы предприятия должны  быть конкретизированы и детализированы  в той степени, в какой позволяют  внешние и внутренние условия  деятельности фирмы.3

В развитие этих общих положений  целесообразно выделить именно принципы непосредственно финансового планирования на предприятиях.

-принцип финансового  соотношения сроков – получение  и использование средств должны  происходить в установленные  сроки, капитальные вложения с  длительными сроками окупаемости  целесообразно финансировать за  счет долгосрочных заемных средств.

-принцип платежеспособности  – планирование денежных средств  должно обеспечивать платежеспособность  предприятия в любое время  года. В данном случае у предприятия  должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.

-принцип рентабельности  капиталовложений – для капитальных  вложений необходимо выбирать  самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг и др.). Заемный  капитал выгодно привлекать лишь  в том случае, если он повышает  рентабельность собственного капитала. 4

-принцип сбалансированности  рисков – особенно рисковые  долгосрочные инвестиции целесообразно  финансировать за счет собственных  средств (чистой прибыли и амортизационных  отчислений).

-принцип приспособления  к потребностям рынка – для  предприятия важно учитывать  конъектуру рынка – для предприятия  важно учитывать конъектуру рынка  и свою зависимость от предоставления  кредитов.

-принцип предельной рентабельности  – целесообразно выбирать такие  капиталовложения, которые обеспечивают  максимальную (предельную) рентабельность.

Методы финансового  планирования

В последние годы наибольшее распространение на практике получили три метода финансового планирования:

- метод процента от  реализации;

- расчетно-аналитический  метод;

- бюджетное планирование.

Сущность метода процента от реализации заключается в решении  двуединой задачи: 5

1. На основе запланированного  роста объема продаж на предстоящий  хозяйственный год, выраженного  в процентах, определить будущие  расходы, активы и обязательства  в виде процента от продаж.

2. На основе полученных  финансовых параметров составить  сбалансированные форматы прогнозной  информации:

- прогнозного отчета о  прибылях и убытках (плана доходов  и расходов);

- прогнозного баланса;

- прогнозного отчета о  движении денежных средств;

- сметы наличности (календарного  плана).

Решение первой задачи не вызывает особых затруднений и выполняется  в следующей последовательности:

1. Увеличение всех связанных  активов из отчетного баланса  на процент от продаж.

2. Определение объема  нераспределенной прибыли. Нераспределенная  прибыль планового года равна  нераспределенной прибыли на  конец отчетного периода плюс  чистая прибыль планового года  за вычетом прибыли на потребление.

3. Определение суммы долга.

4. Вычисление дефицита  источников финансирования как  разности между приростом активов  и суммой изменения источников (долга и нераспределенной прибыли).

Главное достоинство этого  метода - простота и ясность. Основные недостатки планирования методом процента от продаж:[11.С.59]

- сомнительное предположение,  что предприятие постоянно работает  на полную мощность, все связанные  ресурсы сбалансированы, а для  роста объема продаж нужны  лишь капитальные вложения;

- при наличии у предприятия  недогруженных активов использование  данного метода вызовет усиление  степени недозагрузки, что может  привести к серьезным искажениям  в конечных параметрах всего  финансового плана.

Однако при всех перечисленных  недостатках этот метод популярен  не только потому, что он прост, но и  потому, что для использования  других методов финансового планирования предприятия порой, и не располагает  достаточным количеством данных.

Нормативный цикл потока денежных средств предприятия открывает путь другому методу финансового планирования - расчетно-аналитическому. В методе процента от продаж корректировка отдельных элементов связанных ресурсов осуществляется простым умножением их фактической величины из отчетного баланса на рост объема выручки в плановом периоде. Отсюда возникает масса погрешностей в расчетах.6

Расчетно-аналитический  метод финансового планирования на базе матричного баланса всегда вызывал наибольший интерес у  российских специалистов

Алгоритм финансового  планирования данным методом предполагает:

- подбор источников финансирования  в прогнозном матричном балансе  с одновременным их отражением  в прогнозе денежного потока (в  ходе этой операции выявляется  необходимая структура и объем  источников финансирования, которая  в дальнейшем подлежит оптимизации);

- подбор недостающих источников  финансирования и обоснование  их содержания в ходе формирования  третьего раздела прогноза денежного  потока, предназначенного для завершения  окончательной балансировки всех  параметров финансового плана, (поэтому  прогнозный баланс выполняется  до завершения прогноза денежного  потока). Обратная последовательность  в алгоритме планирования нарушает  общую логику финансового планирования;

- оценку эффективности  спланированного сценария с помощью  финансовых коэффициентов и оформление  сводной аналитической записки.

Расчетно-аналитический  метод финансового планирования опирается на следующие исходные бюджеты и допущения:7

а) бизнес-план развития предприятия  на ближайшие несколько лет вперед, построенный по стандартной схеме;

б) бюджет инвестиций на предстоящий  год;

в) кредитный план на предстоящий  год (по существу это расчет доступного объема заемного капитала);

г) операционные бюджеты  и сметы;

д) нормативный цикл денежного оборота предприятия.

С методической точки зрения наибольшую сложность вызывает построение прогнозного баланса. Его назначение и методология построения опирается  на два финансовых постулата:

- ликвидность как фактор  финансового равновесия баланса  предприятия;

- ликвидность как функция  времени и риска.

Исходными посылками конструирования  прогнозного матричного баланса  с позиций первого постулата  являются:8

- критерии банкротства;

- необходимость конструировать  структуру матричного баланса  в расчете на возможную трансформацию  данных баланса в формат отчета  или прогноза потока денежных  средств (практическая реализация  этой посылки предполагает учет  в матричном балансе корректировок,  отражаемых в стандартной схеме  потока денежных средств).

В отличие от первого метода, как видим, этот метод более требователен к объему, содержанию, структуре  информации, используемой для планирования.

И, тем не менее, сама технология финансового планирования основана на хорошо известном в России методе планирования от достигнутого, успешно  используемом на Западе не только по отношению  прогнозирования прибыли и убытков, но и прогнозирования изменений  в активах и пассивах предприятия.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии