Финансовое планирование нефтегазового предприятия ОАО «АК «Транснефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы анализ финансового состояния нефтегазового предприятия ОАО «АК «Транснефть».

Для достижения цели определены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и теоретические основы финансового планирования на предприятии;
2) рассмотреть сущность бюджетирования, как наиболее эффективного метода финансового планирования;
3) оценить общую экономическую характеристику деятельности предприятия ОАО «АК «Транснефть»
4) проанализировать систему финансового планирования на данном предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ: ВИДЫ, ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ
5
1.1
Сущность финансового планирования
5
1.2
Методы, принципы и этапы финансового планирования
8
1.3
Виды финансового планирования
13
Глава 2
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПАНИИ
ОАО «АК Транснефть»
15
2.1
Краткая характеристика деятельности компании
ОАО «АК «Транснефть»
15
2.2
Основные финансово - экономические показатели
ОАО «АК «Транснефть»
19
2.3
Анализ финансового планирования компании
ОАО «АК Транснефть»
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 75.94 Кб (Скачать файл)

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные. Например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию. 

Методы экономико-патетического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Принципы финансового планирования определяют характер и содержание этого вида управленческой деятельности на предприятии.

Общепризнанными являются следующие принципы финансового планирования на предприятии:

- финансовое соотношение сроков («золотое банковское правило») - получение и использование средств  должно происходить в установленные  сроки. Капитальные вложения на  длительный срок целесообразно  финансировать за счет долгосрочных  заемных средств;

- платежеспособность - финансовое  планирование должно обеспечивать  платежеспособность предприятия  на всех этапах деятельности;

оптимальность капитальных вложений - для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (например, финансовый лизинг). Привлекать кредиты банков выгодно лишь в том случае, если обеспечивается действие эффекта финансового рычага;

сбалансированность рисков - наиболее рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных источников;

- соответствие условий и потребностей  рынка - для предприятия необходимо  учитывать конъюнктуру рынка, реальный  спрос на производимую продукцию (услуги) и возможную реакцию на  изменения на рынке;

- предельная рентабельность - целесообразно  выбирать те объекты и направления  инвестирования, которые обеспечивают  максимальную (предельную) рентабельность.

Процесс финансового планировании включает несколько этапов:

На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс организации входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс служит исходной базой на первой стадии планирования. Западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляемый для публикации, по ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и др.), показывает уменьшенные размеры прибыли.

На втором этапе составляются основные прогнозные документы: прогнозы баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов. На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование. Процесс финансового планирования завершается практическим внедрением планов контролем за их выполнением.

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий, или этапов. В европейском бизнесе принято выделять четыре основных этапа, или уровня, планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их выполнением. Планирование всегда опирается на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени.

Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических или иных  целей.

Во внутрифирменном планировании, как и в микроэкономике, обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты.

В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных исследований.

Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов.

Второй — дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается.

Индуктивный метод изучения экономических процессов идет от фактов к теории, от частного явления к общему положению. Дедуктивный, наоборот, идет от общего к частному, от теории к фактам. В рыночном планировании дедукция и индукция — не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований. Сформулированные дедуктивным способом научные гипотезы служат экономистам-менеджерам ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь научное обобщение фактов, правильное представление о реальном мире является предпосылкой для формулирования новых содержательных экономических положений и принципо.

Следовательно, современная экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, дедукция и индукция, служат фундаментом внутрифирменного планирования и перспективного прогнозирования развития отечественных предприятий.

    1. Виды финансового планирования

 

Временные периоды, на которые составляются финансовые планы, могут быть различны. Обычно финансовые планы составляются на какой-то округленный период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, 1–3 года и более). Данная традиция обусловлена удобством работы: гораздо лучше составить план и пользоваться им в течение года, чем года и 10 дней.

В зависимости от срока, на который составлен план, различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы.

 

Таблица 1 – Виды планов и их особенности

Вид финансового плана

Наименование планирования

Срок, на который составлен финансовый план

Краткосрочный

Оперативное

1 год

Среднесрочный

Тактическое

1–3 года

Долгосрочный

Стратегическое

свыше 3 лет


 

Обоснованно можно заметить, что предлагаемая классификация имеет свои недостатки. К примеру, среднесрочным финансовым планом мы называем план, составленный на период от 1 года до 3 лет. Но если взять, предположим, строительную компанию, то окажется, что для возведения одного объекта ей необходимо в среднем от 1 года до 3 лет, и получается, что план, составленный на 3 года, формально называясь среднесрочным, будет для этой компании краткосрочным. Временной промежуток, на который составляется финансовый план, имеет существенное значение. 

Краткосрочные планы являются наиболее точными. Наименее точные - долгосрочные планы. И это можно легко объяснить. Ведь гораздо сложнее дать точный прогноз на месяц, чем на один день. Чем длительнее планируемый период, тем больше может возникнуть факторов, малозначимых или неизвестных на данный момент, которые могут существенно повлиять на ситуацию в будущем. Необходимо подчеркнуть важность наличия механизма корректировки финансового плана с учетом изменения различных внутренних и внешних факторов. Финансовый план, составленный на 5 лет, при отсутствии такого механизма, может стать нереальным уже через несколько месяцев. 

Итак, краткосрочные планы составить легче, и они более точны. Поэтому краткосрочные и долгосрочные планы составляются несколько по-разному. Обычно краткосрочные финансовые планы более подробны. Ведь на относительно короткий период времени более реально учесть значение и достаточно мелких показателей, чем при составлении долгосрочного финансового плана. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «АК «Транснефть»

 

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ОАО «АК «Транснефть»

 

Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Трaнснефть" (далее именуется - Компания) учреждено в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. № 810 "Об учреждении акционерной компании по транспорту нефти ОАО «АК «Транснефть» во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. № 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения".

Задачами Компании являются:

- координация и управление процессом  транспортировки нефти, газа и  продуктов их переработки потребителям, включая транспортировку за пределы  таможенной территории Российской Федерации;

- координация деятельности по  комплексному развитию сети магистральных  трубопроводов, перевалочных нефтебаз, железнодорожных эстакад и других  объектов системы магистральных нефтепроводов;

- обеспечение соблюдения требований  промышленной и экологической  безопасности в целях надежной  работы системы магистральных нефтепроводов;

- осуществление прав акционера  в дочерних и зависимых акционерных  обществах системы магистральных нефтепроводов;

- координация деятельности в  решении задач научно-технического  прогресса в трубопроводном транспорте  нефти, внедрение передовых технологий, новых видов техники и материалов;

- взаимодействие по вопросам  транспортировки нефти с трубопроводными  предприятиями различных отраслей  Российской Федерации, а также  других государств, в том числе  в соответствии с межправительственными соглашениями;

- развитие внешнеэкономических  связей Компании и ее дочерних  акционерных обществ системы магистральных нефтепроводов;

- осуществление инвестиционной  деятельности для развития производственной  базы, расширения, реконструкции и  технического перевооружения дочерних  акционерных обществ системы магистральных нефтепроводов;

- руководство системой предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций на нефтепроводном транспорте;

- организация охраны труда на  предприятиях системы магистральных  нефтепроводов;

- обеспечение сохранности имущества  Компании, объектов жизнеобеспечения  системы магистральных нефтепроводов, защита экономических интересов Компании;

- организация работ по целевой  подготовке и переподготовке  кадров 

- мобилизация финансово-материальных  ресурсов системы магистральных  нефтепроводов на удовлетворение  ее потребностей, в том числе  путем создания централизованных  фондов для общесистемных нужд.

Основные направления деятельности ОАО «АК «Транснефть»:

  • перекачка, координация и управление транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам по территории России и за ее пределы;
  • профилактические, диагностические и аварийно-восстановительные работы на нефте- и нефтепродуктопроводах;
  • координация деятельности по комплексному развитию сети магистральных трубопроводов и других объектов нефтепроводного транспорта;
  • взаимодействие с нефтепроводными предприятиями других государств по вопросам транспортировки нефти и нефтепродуктов в соответствии с межправительственными соглашениями;
  • координация деятельности организаций в решении задач научно-технического прогресса в трубопроводном транспорте нефти, во внедрении новых технологий и материалов;
  • привлечение инвестиций для развития производственной базы, расширения и реконструкции объектов дочерних обществ, входящих в структуру системы АК "Транснефть";
  • организация работы по обеспечению охраны окружающей среды в районах объектов магистрального трубопроводного транспорта.

Компания может также осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Уставный капитал и акции Компании 
Уставный капитал Компании составляет 7 101 722 рубля. 
Уставный капитал Компании разделен на 7 101 722  акции номинальной стоимостью 1 рубль каждая, в том числе: 
- 1 554 875 привилегированных акций, что составляет 21,8943 %уставного капитала; 
- 5 546 847 обыкновенных акций, что составляет 78,1057 % уставного капитала.

Информация о работе Финансовое планирование нефтегазового предприятия ОАО «АК «Транснефть»