Финансовое планирование в бюджетных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

В экономическом комплексе страны действует значительное количество бюджетных образовательных учреждений, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других внебюджетных источников. Бюджетные организации являются важными субъектами экономики при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
1. Теоретические аспекты организации финансового планирования в бюджетных организациях……………………………………………………….6
1.1 Сущность финансового планирования и его функции в управлении предприятием…………………………………………………………………….6
1.2 Особенности финансового планирования в бюджетных организациях……………………………………………………………………14
1.3 Смета доходов и расходов, как основа финансового планирования деятельности бюджетных организаций……………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 52.99 Кб (Скачать файл)

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых докуменᴛᴏʙ посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными или другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.

Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.

Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результаᴛᴏʙ деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устᴘẚʜᴇнию негативных явлений.

Финансовое планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы:

- перспективное финансовое  планирование;

- текущее финансовое планирование;

- оперативное финансовое  планирование.

Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти планы разрабатываются (Приложение № 2) [9].

Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования.

В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  финансового планирования в бюджетных  организациях

Финансовое планирование - планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов.

Целью финансового планирования является обеспечение соответствия между объемом финансовых ресурсов и возрастающими потребностями в них.

В процессе финансового планирования выявляются источники формирования ресурсов, достигается установление оптимальных пропорций их распределения между централизованными и децентрализованными фондами, происходит определение конкретных направлений использования средств.

Задачи финансового планирования:

- определяются источники  и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения  деятельности субъекта;

- намечаются виды и  размеры специальных денежных  фондов, а кроме того способы  их формирования и направления  использования;

- устанавливается соотношение  в распределении централизованных  и децентрализованных финансовых  ресурсов с целью обеспечения  необходимых темпов и пропорций  социального и экономического  развития;

- вскрываются резервы  использования материальных, трудовых  и денежных ресурсов;

- осуществляется постоянный  контроль за производственно-финансовой  деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

Принципы финансового планирования следующие:

- гласность и публичность  финансового планирования;

- контроль за исполнением финансовых планов;

- строгая законодательная  регламентация всех стадий финансового  планирования;

- подгоᴛᴏʙка финансовых  планов на научной основе, досᴛᴏʙерность  и обоснованность финансового  планирования;

- максимальное сближение  плановых показателей с фактическими.

Следует отметить, что целью деятельности бюджетных организаций не является получение прибыли, а поэтому в планировании отсутствуют такие стоимостные критерии, как прибыль и рентабельность.

В этой связи основным документом становится не план по прибыли, а финансовый план.

Именно в финансовом плане некоммерческой (бюджетной) организации обеспечивается сопоставимость натуральных и стоимостных показателей, достигается сбалансированность между притоками и оттоками денежных средств, а кроме того происходит распределение денежных средств не только на выполнение конкретной программы, но и внутри той или иной программы по каждой составляющей. Одновременно в этом же плане предусматривается финансирование всех накладных расходов, потребляемых организацией в целом, к примеру , оплата труда, материальные затраты, налоги в целом по организации без привязки к конкретной программе. Такой подход обусловлен исключительно требованиями составления финансовой отчетности некоммерческими организациями, в которую входят как бухгалтерский баланс, отражающий имущественное состояние и обязательства всей организации, так и отчеты по использованию денежных средств по каждому источнику финансирования.

Существенным отличием бюджетной организации от всех других организаций является ведение своей уставной деятельности за счет целевых средств юридических и физических лиц, либо за счет членских взносов участников, что обусловливает непредсказуемость и нерегулярность таких поступлений. В то же время бюджетная организация для достижения своих уставных целей может выполнять различные программы или проекты.

Эти обстоятельства обязательно учитываются в ходе финансового планирования, в основе которого лежит одновременное сочетание балансового и калькуляционного истоков планирования, а кроме того использование оптимизационных методов программирования, позволяющих увязать имеющиеся финансовые ресурсы как по видам затрат, так и по программам.

Кроме того, возникает проблема взаимоувязки поступающих денежных средств с возможностью достижения поставленных целей в том или ином проекте. Важно понимать - для достижения сбалансированности между источниками поступлений и направлениями использования финансовых ресурсов также целесообразно использовать программно-целевое планирование.

Как известно, финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Учитывая, что уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. При этом финансовый план может принимать любые формы - бюджет, смета, баланс, - в которых раскрываются объем, состав и структура финансовых ресурсов на определенный период времени.

Доходная часть финансового плана - это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые.

Изучим подробно, из чего формируется доходная часть некоммерческой организации:

- вступительные и членские  взносы - это однократно или регулярно  осуществляемые взносы на покрытие  адмиʜᴎϲтративно-хозяйственных расходов, порядок взимания которых предусмотрен  в Уставе некоммерческой организации. За счет этих средств обычно  формируются общественные объединения, ᴨᴏᴛребительские кооперативы, союзы  и ассоциации;

- добровольные взносы - это  добровольно перечисляемые юридическими  и физическими лицами средства  на уставную деятельность некоммерческих  организаций. Данные взносы формируются  у фондов и автономных некоммерческих  организаций (ст.7 и ст.10 ФЗ "О некоммерческих  организациях" № 7-ФЗ от 12.01.2006 г) [5];

- доходы от предпринимательской  деятельности - это чистая прибыль, полученная от коммерческой деятельности  в соответствии с действующим  законодательством и уставом  некоммерческой организации.

Для бюджетных организаций, как было отмечено ᴘẚʜᴇе, извлечение прибыли не является основной целью деятельности, но законодательно им разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, что дает им возможность привлекать дополнительные средства на достижение уставных целей. Вследствие этого полученная от такой деятельности прибыль после налогообложения не распределяется между участниками, а расходуется на уставные цели некоммерческой организации, ради которых она создана.

Сформировав доходную часть финансового плана с разделением по программам и проектам и отдельно выделив прочие поступления, перейдем к рассмотрению расходной части, в которой содержатся статьи, включающие планируемые ᴨᴏᴛребности в ресурсах.

Учитывая, что степень детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется, формирование расходных статей целесообразно проводить по следующим правилам:

- расходы, отраженные в  финансовом плане, должны быть  наиболее приближены к уставным  целям и задачам некоммерческой  организации;

- назначение и порядок  формирования статей должен быть  понятен ᴨᴏᴛребителям данной информации.

При составлении финансового плана должен соблюдаться балансовый принцип финансового планирования, предполагающий равенство доходов и расходов. По этой причине необходимо учитывать особенности характера расходов, направляемых на конкретные программу или проект, к примеру , есть затраты, которые носят переменный характер и величина которых изменяется пропорционально масштабам деятельности, а есть фиксированные затраты, величина которых неизменна и не зависит от масштабов деятельности. Но могут быть и такие затраты, которые являются частично переменными и частично фиксированными (услуги связи, коммунальные услуги и так далее).

Существуют также затраты, имеющие тенденцию скачкообразного увеличения или уменьшения, к примеру , связанные с расширением деятельности в определенный интервал времени.

Учет этих особенностей поведения затрат предоставляет возможность создать более гибкий и работоспособный финансовый план.

Следует отметить, что в процессе планирования возникает острая необходимость в получении обоснованных расчеᴛᴏʙ и экспертных оценок, учитывая, что значения определенных показателей являются прогнозными, вследствие чего в процессе реализации планов возможны отклонения.

Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:

1.  некоммерческая организация отталкивается от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;

2.  исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации, ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.

Изучим механизм составления финансового плана:

- этап прогнозирования  возможных источников поступления  финансовых ресурсов;

- после этапа прогнозирования  возможных источников поступления  финансовых ресурсов переходят  к распределению планируемых  доходов на финансирование конкретных  программ, направлений деятельности;

- этап распределения представляет  собой последовательность процедур.

В первую очередь необходимо провести анализ ᴨᴏᴛребности в ресурсах для реализации конкретной программы и оценить их в стоимостном выражении. Кроме того, проводится проверка соответствия плановой потребности в ресурсах их фактическому наличию, а кроме того определяются возможные отклонения от поставленных целей и пути предупреждения сбоев в работе.

В результате, анализ внешних и внутренних факторов как раз и предоставляет возможность создать программу и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Всю последовательность определения потребности в объемах финансирования можно разбить на три этапа.

На первом этапе задаются стратегические цели, реализуемые посредством программ.

На втором этапе оценивается потребность в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для реализации программ. Здесь же выявляется недостаток ресурсов и принимается решение о необходимости внесения изменений в программу.

На третьем этапе определяются потребность в финансировании. Если величина ᴨᴏᴛребности в финансовых ресурсах больше заданной, то меняется содержание программы и, соответственно, их ресурсная база, что достигается за счет итераций в ходе финансового планирования: исходные показатели будут подвергаться изменению до тех пор, пока сумма необходимых затрат не совпадет с заданным объемом финансирования. Таким образом реализуется балансовый принцип составления финансового плана.

На практике увязка балансового и калькуляционного (ресурсного) методов планирования реализуется шахматным методом, где по горизонтали представлены виды затрат, а по вертикали - программы.

В настоящее время персонал некоммерческих организаций в России испытывает определенные трудности в разработке финансовых планов, что обусловлено рядом объективных причин.

В первую очередь, это связано с тем, что механизм функционирования некоммерческих организаций несколько отличается от механизма функционирования многих других организаций, поскольку при составлении финансового плана необходимо учитывать ряд специфических особенностей. К ним относятся ограниченность финансовых ресурсов и следующее сочетание параметров: один источник финансирования - одна программа; много источников финансирования - одна программа; много источников финансирования - много программ; один источник финансирования - много программ.

Информация о работе Финансовое планирование в бюджетных учреждениях