Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Финансовое планирование в системе управления предприятием играет ведущую роль. Это давно проверенная на практике в развитых странах аксиома. Однако в результате рыночных преобразований экономики России планирование как институт был практически ликвидирован на всех уровнях управления. Но жизнь показала, что это одна из стратегических ошибок реформирования. И сегодня вопрос о планировании остро встал на всех уровнях управления.

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 49.53 Кб (Скачать файл)

При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации.  
В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.  
Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:  
- прогноза отчета о прибылях и убытках;  
- прогноза движения денежных средств;  
- прогноза бухгалтерского баланса.

Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о  той доле рынка, которую предприятие  предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в  денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а  также инфляции на основные финансовые показатели. С помощью прогнозного  отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем  периоде.

Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют  повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет  возможность оценить использование  предприятием денежных средств. С помощью  прогноза движения денежных средств  можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в  хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую  ликвидность предприятия.

После составления этого  прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в  следующем:  
-определение источников долгосрочного финансирования;  
- формирование структуры и затрат капитала;  
- выбор способов наращивания долгосрочного капитала.  
Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности.

 

 
2.3 Текущее планирование  и использование метода прогноза  продаж

 

Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная  часть перспективного плана и  представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее планирование хозяйственной  деятельности предприятия состоит  в разработке плана прибылей и  убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового  плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового  периода на более мелкие единицы  измерения: полугодие или квартал. Разработку финансового плана целесообразнее начинать с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщённый результат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и  расходов позволяет оценить резервы  увеличения собственного капитала предприятия. Разработка этого плана происходит в несколько этапов:  
- рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений;  
- определяется сумма затрат;  
- определяется выручка от реализации продукции.

Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств, который представляет собой собственно план финансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можно составлять двумя  методами:  
- прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.  
- косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом этого метода является прибыль.

Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения  в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и  показывает состояние имущества и финансов предприятий.

Процесс текущего финансового  планирования обычно начинается с прогнозирования  объема будущих продаж. Правильно  определенный прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, а также для эффективного распределения средств и должного контроля над запасами.

Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогноз продаж составляется на период от года до пяти лет. В свою очередь годичные планы разбиваются на квартальные и месячные.

Чем короче периоды прогноза продаж, тем точнее и конкретнее должна быть информация, содержащаяся в них. Прогнозы продаж могут быть рассчитаны в натуральном и денежном выражении. В любом случае они  являются хорошим инструментом, помогающим определить влияние таких факторов, как: цена, объем производства и инфляция на потоки наличности предприятия. Величину будущих продаж можно определить с помощью следующих методов:  
- оценки торговых работников – ценный источник информации, так как они наиболее тесно соприкасаются с потребностями покупателя;  
- опрос потребителей – проводится для определения объема закупок в прогнозируемый период. Слабое место этого метода – высокая вероятность неожиданных изменений рыночной конъюнктуры;  
- анализ временных рядов – необходим для учета временных колебаний величины продаж товаров. Включает в себя три основных метода:  
а) анализ тенденции (экстраполяция трендов);  
б) анализ цикличности;  
в) анализ сезонности  
эконометрические методы – с их помощью связывают размеры продаж с макроэкономическими показателями (ростом ВНП, колебаниями учетной ставки и т.д.), а также с отраслевыми характеристиками (емкость отраслей, уровень конкуренции);

При возникновении противоположных  результатов между методами прогноза продаж, нужно выбрать из них результаты с наиболее весомыми, обоснованными  и продуманными способами расчета, а лучше всего определить не единственно  возможный уровень продаж, а интервал, включающий в себя несколько вариантов.  
Бюджет – это главный финансовый план компании.  
На следующем рисунке представлена взаимоувязка различных финансовых планов при текущем планировании.  

Смета прямых затрат на оплату труда


План сбыта


Смета необходимых ТМЦ  на конец периода 


Производственный план


Смета прямых затрат на материалы 


Смета общезаводских накладных  расходов


Смета себестоимости реализованной  продукции


Смета коммерческих расходов


Смета управленческих расходов


Прогнозный отчет о  прибылях и убытках


Смета капитальных вложений


Прогнозный балансовый отчет 


Кассовый план


 
 





 

 
 


 

   
Рис.1 – Схема составных частей бюджета фирмы.  
 
Основные этапы подготовки бюджета:  
- подготовка прогноза продаж;  
- определение ожидаемого объема производства:  
- расчет производственных затрат и эксплуатационных расходов;  
- определение движения денежных средств и расчет финансовых показателей;  
- составление планируемых финансовых отчетов.

Эта схема представляет собой  упрощенную схему составных частей  
общего бюджета фирмы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Использование оперативного планирования на предприятии.

Оперативное финансовое планирование, которое необходимо для контроля за поступлением фактической выручки  на расчётный счёт и расходованием  наличных финансовых ресурсов. Оперативное  финансовое планирование включает составление  и исполнение платёжного календаря, кассового плана и кредитного плана.

Оперативное управление финансовыми  потоками фирмы сводится к управлению ее текущими денежными потоками. Ежедневно  перед фирмой возникают вопросы:  
за счет чего и каким образом оплатить сегодня неотложные счета;  
куда, когда и на каких условиях направить появившиеся сегодня свободные денежные средства.

В реальной жизни любой  фирмы невозможно свести управление финансами к управлению денежными  потоками в рамках отдельно взятого  вида деятельности — операционной, инвестиционной, финансовой. Даже имея ясное представление о доходности в каждом виде деятельности, в условиях открытой экономики, есть огромное количество факторов, учет которых не позволяет  принять прямолинейный подход к  принятию финансовых решений, ориентируясь лишь на максимальную доходность определенного вида деятельности.

К фундаментальным факторам, влияющим на принятие решений по оперативному управлению потоком денежных средств, относится наличие принятых в фирме приоритетов видов деятельности. Главным приоритетом является операционная деятельность, а инвестиционная и финансовая деятельность присутствует настолько, насколько это необходимо для обеспечения финансирования операционной деятельности. Отсюда термин – "основная деятельность" – деятельность, определяющая профиль и облик фирмы на рынках сбыта и в конкурентной борьбе;  
наличие принятых в компании стратегических целей, требующих особого режима финансирования: а) в заранее неизвестный момент времени (например, если сегодня необходимо профинансировать покупку технической документации на интересующую фирму продукцию, то она может пойти на это в ущерб интересам постоянного приоритета, т.е. финансирования основной деятельности); б) в заранее известный момент времени, например, финансирование заранее спланированных капитальных вложений;  
неожиданные изменения взаимоотношений с поставщиками и потребителями. К примеру, неожиданная просьба постоянного, надежного поставщика сырья о досрочной оплате поставки в связи с обострением у него финансовой ситуации, неожиданное банкротство важного поставщика и др.; риски неритмичности денежного потока.

Всех факторов перечислить  невозможно. Они настолько разнообразны, что прежде чем реагировать на их воздействие, всегда приходится сначала  оценить их значимость для судьбы фирмы и лишь после этого включать в процесс принятия финансового  решения. Нельзя не учитывать и условия, в которых осуществляется сама технология финансирования (прохождения денег через банк и т.д.).

Движение денежных средств  фирмы представляет собой непрерывный  процесс. Для каждого направления  использования денежных фондов должен быть соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал – чистые источники.

Главная задача регулирования  потока денежных средств — нахождение компромисса между достаточным  размером имеющихся денежных средств  для поддержания ликвидности  фирмы и постоянным инвестированием  избытка денежных средств для  поддержания их прибыльности. С особой остротой проблема этого компромисса  встает перед каждой фирмой в периоды  спада бизнес-цикла, т.е. снижения деловой  активности. В общем случае необходимо определить [6]:  
оптимальное время для открытия кредита и выплаты обязательств по нему;  
ежедневную переходящую сумму денежных средств со счета на счет, для чего необходима информация о ежедневной денежной наличности.

Очевидно, что фирмы с  устойчивым финансовым положением имеют  больше возможностей кредитоваться  по выгодным ставкам даже при узких  финансовых рынках, как например в  современной России. Такие фирмы  могут себе позволить держать  минимальный кассовый остаток либо обходиться вовсе без него.

Размер денежной наличности, которым постоянно должна располагать  фирма, равняется:  
компенсационным остаткам, которые установлены обслуживающим банком;  
денежным остаткам, необходимым для удовлетворения ежедневных потребностей: на непредвиденные случаи, для обслуживания ежедневных сделок за наличные и др.;  
остаткам наличности для выполнения обязательств при непредвиденных обстоятельствах, т.е. для поддержания необходимой финансовой маневренности.  
Однако искусство управления денежными средствами отнюдь не сводится к расчетам оптимальных сумм денежной наличности на счетах фирмы.

Принимая во внимание второе определение "золотого правила" финансирования, можно констатировать, что поддержание  оптимальных размеров денежных средств  на счете для оплаты кредиторской задолженности при прочих равных условиях равносильно отсрочке на соответствующую  сумму оплаты этой кредиторской задолженности. Этот вывод положен в основу различных  инструментов отсрочки платежей. Наиболее распространенными на практике способами  отсрочки денежных выплат являются:  
- поддержание постоянного нулевого остатка на расчетном счете;  
- применение вексельной формы расчетов;  
- задержка зарплаты служащим.

Информация о работе Финансовое планирование