Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное расссмотрение системы финансового планирования и пути ее совершенствования.
Объект курсовой работы — финансовый план на макроуровне.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях;
- определить сущность организации финансового планирования;
- обосновать необходимость проведения финансового планирования;
- разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового планирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. Содержание и задачи финансового планирования
1.1 Сущность финансового планирования
1.2 Задачи финансового планирования
2. Виды финансовых планов и методы финансового планирования
2.1 Виды финансовых планов, их характеристика
2.2 Методы финансового планирования
2.3 Этапы финансового планирования
3. Финансовые прогнозы в системе финансового планирования
3.1 Сущность прогнозирования
3.2 Методы финансового прогнозирования
4. Пути совершенствования финансового планирования
4.1 Совершенствование финансового планирования в бюджетных организациях
4.2 Пути совершенствования бюджетного планирования
4.3 Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в США и Японии
Выводы и предложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Программно-целевой. Позволяет
оценить и выбрать
Для программ характерно наличие
цели, конкретизируемой в нескольких
задачах, сочетание различных источников
финансирования ее реализации. Например,
федеральная целевая программа
рассматривается как увязанный
по ресурсам, исполнителям и срокам
осуществления комплекс научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, производственных,
социально-экономических, организационно-хозяйственных
мероприятий, обеспечивающих эффективное
решение целевых программ в области
государственного, экономического, экологического,
социального и культурного
Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимосвязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчётного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.
Назначением этого баланса
являются обеспечение финансовыми
ресурсами мероприятий, предусмотренных
прогнозом социально-
Баланс построен по методу
двойной записи – доходы и расходы,
содержит два раздела, отражающих потоки
финансовых ресурсов: I раздел – Доходы,
II раздел – Расходы. Таким образом,
в балансе финансовых ресурсов осуществляется
сопоставление доходов с
Баланс финансовых ресурсов на макроуровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учётом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента России. Состав статей сводного финансового баланса приведён в табл. 2.
Таблица 2
Схема сводного финансового баланса Российской Федерации
Доходы |
Расходы |
1. Прибыль 2. Амортизация 3. Налоговые доходы 4. Единый социальный налог 5. Неналоговые доходы 6. Средства целевых бюджетных фондов 7. Безвозмездные перечисления 8. Средства государственных внебюджетных фондов |
1. Средства, остающиеся в распоряжении организаций 2. Затраты на государственные инвестиции 3. Фундаментальные исследования и содействие НТП 4. Расходы на социально- 5. Расходы на национальную оборону 6. Расходы на проведение военной реформы 7. Расходы на правоохранительную
деятельность и обеспечение 8. Расходы на судебную власть 9. Расходы на содержание
органов государственной 10. Расходы по международной деятельности 11. Обслуживание государственного и муниципального долга 12. Финансовая помощь бюджетам других уровней 13. Целевые бюджетные фонды 14. Прочие расходы |
Итого доходов |
Итого расходов |
Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому планированию, т.е. составлению проекта бюджета. Сбалансированность баланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.
В условиях динамично развивающейся
рыночной экономики в отдельные
конкретные периоды на первый план
могут выдвигаться постоянно
меняющиеся задачи, решение которых
может потребовать
Задачи, решаемые в процессе
финансового планирования, сложны и
многообразны, они обусловлены особенностями
формирования и использования финансовых
ресурсов. В этом процессе на всех уровнях
должны обеспечиваться взаимная балансовая
увязка доходов и расходов субъектов
хозяйствования и субъектов власти,
показателей производственных планов
и прогнозов социально-
К основным задачам финансового планирования можно отнести:
определение объёма финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объёма финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
определение объёма и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
определение экономически обоснованного
размера финансовых резервов, что
позволяет предупреждать
2.3 Этапы финансового планирования
Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах
На этом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.
В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:
горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
вертикальный анализ, в результате за которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);
факторный анализ, который
заключается в выявлении
На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущем и текущих годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.
Составление финансового плана как документа
На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый
план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.
На этом этапе используется
балансовый метод, позволяющий увязать
финансовые ресурсы субъектов планирования
с потребностями в них, вытекающими
из прогноза социально-экономического
развития; расходы органов
Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.
При том, что финансовое планирование осуществляется на макроуровне, могут применяться следующие критерии выбора:
максимум доходов бюджета;
минимум текущих расходов бюджета;
минимум непроцентных расходов бюджета;
максимальная эффективность расходов бюджета;
максимальный социально-
3. Финансовые прогнозы в системе финансовго планирования
3.1 Сущьность прогнозирования
Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов.
Для изучения и разработки
возможных путей развития предприятия
в условиях рыночной экономики возникает
необходимость в финансовом прогнозировании.
Основные его задачи – установить
объем финансовых ресурсов в предстоящем
периоде, источники их формирования
и направления наиболее эффективного
использования. Прогнозирование позволяет
рассмотреть складывающиеся тенденции
в проведении финансовой политики с
учетом воздействия на нее внутренних
и внешних условий и на основе
анализа определить перспективы
финансовой стратегии, обеспечивающей
предприятию стабильное финансовое
и рыночное положение. Разработка прогноза
дает возможность ответить на жизненно
важный вопрос, что ожидает предприятие
в обозримом будущем –
Основное отличие прогноза от плана состоит в том, что прогнозируются те показатели, которыми компания не может управлять в полной мере: риски или действия конкурентов. Планироваться может то, что полностью находится в сфере влияния, например, расходы. Основная цель прогнозирования состоит в том, чтобы получить возможность оценивать работу компании как «удачную» или «неудачную» не по тем показателям (прибыли, рынкам, дивидендам), которые есть, а по тем, которые потенциально могли быть.
3.2 Методы финансового прогнозирования
К числу наиболее распространенных методов бюджетного прогнозирования относят:
- Индексный метод (от достигнутого);
- Нормативный метод;
- Балансовый метод;
- Бюджетирования
- Программно - целевой метод;
- Метод экспертного
- Метод экстраполяции;
- Метод моделирования;
- Метод экономического анализа.
Традиционным методом
бюджетного прогнозирования является
постатейное (нормативное) бюджетирование,
когда в соответствии с утвержденной
бюджетной классификацией ведомства
детально обосновывают статьи расходов.
При использовании данного
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
- денежное выражение
- нормы индивидуальных
выплат (например, ставка заработной
платы, размеры пособий,
- нормы, в основе которых
лежат средние статистические
величины расходов за ряд лет,
а также материально-