Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – совершенствование системы финансового регулирования социально – экономических процессов в Челябинске и Челябинской области. Для поставленной цели решаем ряд задач:
1) определим содержание и задачи финансового регулирования, методы регулирования;
2) проанализируем финансовое регулирование экономических и социальных процессов Российской Федерации;
3) обоснуем необходимость введения программы по финансовому регулированию Челябинска и Челябинской области;
4) проанализируем финансовое регулирование социально – экономических процессов Челябинска и Челябинской области;
Введение 3
1. Финансовое регулирование, теоретическое обоснование 5
1. 1. Сущность и содержание финансового регулирования 5
1.2 Методы финансового регулирования 8
2. Финансовое регулирование в Российской Федерации 11
2.1 Финансовое регулирование на экономические процессы страны 11
2.2. Финансовое регулирование социальных процессов страны 19
3. Финансовое регулирование социально – экономических процессов в Челябинске и Челябинской области 32
3.1 Программа по развитию социально – экономических процессов Челябинской области 32
3.2 Финансовое регулирование социально - экономических процессов в Челябинске 36
3.3 Совершенствование финансового регулирования социально – экономических процессов в Челябинской области 40
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Государственное финансовое регулирование занятости населения. Рыночная экономика отличается цикличностью, сопровождаемой в периоды экономического спада и стагнации ростом безработицы. Он может происходить и без проявления кризисных явлений, когда внедрение новых технологий, более совершенного оборудования содействует сокращению рабочих мест. Проблема занятости может носить локальный характер, особенно это актуально для Российской Федерации, так как со времен административно-командной системы управления во многих городах сохранились так называемые «градообразующие» предприятия, незначительное ухудшение финансово-хозяйственного положения которых создает большие социальные проблемы для населения города.
Государство может проводить активную и пассивную политику на рынке труда. Пассивная политика предполагает меры, связанные с компенсацией потери заработка, — выплата пособия по безработице, выплата материальной помощи для малоимущих, когда заканчивается срок действия выплаты пособия по безработице. Активная государственная политика занятости населения связана с созданием или стимулированием создания новых рабочих мест и организацией общественных работ. В США при создании новых рабочих мест работодатели освобождаются от уплаты взносов на социальное страхование по безработице. В Российской Федерации в отдельных регионах используется так называемый механизм квотирования рабочих мест для социально уязвимых групп населения (инвалидов, подростков), при котором работодатели, не соблюдающие соответствующей квоты (не создающие рабочих мест для указанных категорий граждан), перечисляют обязательные платежи органам, ответственным за политику занятости в регионе. До 2001 г. в нашей стране и активные, и пассивные мероприятия в области занятости населения финансировались из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. После его упразднения выплата пособий по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, а активные мероприятия (содействие созданию новых рабочих мест, началу предпринимательской деятельности, организация общественных работ) — за счет средств региональных и местных бюджетов [15, с. 100].
Одной из мер решения социальных вопросов, связанных с политикой занятости, является создание условий для начала предпринимательской деятельности безработным. С этой целью во многих странах действует механизм льготного кредитования для начала предпринимательской деятельности. Льготное кредитование обеспечивается бюджетным субсидированием ставки по банковскому кредиту или государственным содействием развития обществ взаимного кредитования. Подобная практика существует и в Российской Федерации, но ее нельзя считать общераспространенной.
Государственное финансовое регулирование рынка жилья. В Российской Федерации государство гарантирует гражданам право на жилье. Создание рынка жилья в нашей стране является необходимым условием функционирования рынка трудовых ресурсов, предполагающего достаточную мобильность населения. Доступность приобретения жилья важна также для решения демографических проблем (повышение рождаемости).
Реализация конституционных гарантий достигается строительством за счет бюджетных средств муниципального жилья и его предоставления малообеспеченным гражданам, а также созданием механизма приобретения населением жилья через бюджетное субсидирование (сейчас бюджетные субсидии для строительства или приобретения жилья предоставляются военнослужащим).
Большое значение
для обеспечения населения
На федеральном уровне в рамках пенсионной реформы в целях организации пенсионных накоплений предусмотрена возможность инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в ипотечные ценные бумаги, таким образом, возможно одновременное решение двух социальных проблем: обеспечение финансовыми ресурсами жилищного строительства и организация накоплений для увеличения пенсионных выплат (но есть и большой риск, когда невыполнение одной программы повлечет за собой невыполнение другой). Государственное финансовое регулирование рынка жилья осуществляется также на основе налогового механизма путем предоставления льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц при осуществлении жилищных инвестиций.
Степень развития и устойчивость рынка финансовых услуг определяют возможность роста индивидуальных накоплений, которые являются не только источником дополнительных доходов, но и источником компенсации утраты заработной платы и других основных источников доходов (это можно рассматривать как самострахование). Зарубежный опыт показывает, что развитость рынка финансовых услуг и наличие механизма обеспечения его устойчивости дают возможность относительно безболезненно снижать государственные социальные гарантии по пенсиям и пособиям. Отечественная практика также свидетельствует о том, что даже в условиях высоких социальных гарантий в СССР граждане охотно прибегали к индивидуальным накоплениям в сберкассах и страховым услугам (следует признать, что их необходимость частично была вызвана товарным дефицитом). Особенностью становления и развития российского финансового рынка была его ориентация на так называемых корпоративных клиентов (организаций разных сфер деятельности). Только в последнее время кредитные организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды стали ориентироваться на физических лиц. Невыполнение государством своих обязательств по вкладам, ценным бумагам, неудачный опыт инвестирования средств в начале 1990-х гг. не позволяет пока рассматривать индивидуальные накопления как серьезную альтернативу государственным социальным выплатам в РФ [4, с. 89]. В настоящее время в условиях пенсионной реформы граждане получили возможность выбирать между государственным и негосударственным управлением инвестирования средств для выплаты накопительной части трудовой пенсии, но отсутствие «историй» большинства управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов привело к тому, что большинство граждан выбирают государственную форму организации пенсионных накоплений.
Общая оценка эффективности всей совокупности методов финансового воздействия на социальные процессы может быть произведена на основе показателей, свидетельствующих о дифференциации доходов граждан, изменении реальных доходов населения и социального состава общества, продолжительности жизни населения, индекса рождаемости (смертности).
Государственное финансовое регулирование социальных процессов требует ответа на вопрос, есть ли противоречие между государственной поддержкой малоимущих, попыткой выравнивания уровня доходов отдельных социальных групп, с одной стороны, и мерами по обеспечению экономического роста — с другой. Высокий уровень государственных социальных гарантий в экономической литературе получил название патернализма. Общей тенденцией для экономически развитых стран в настоящее время является отход от такой политики. Считается, что в условиях глобализации страна может быть конкурентоспособной при производстве относительно дешевой продукции и услуг, а высокий уровень социальных гарантий предполагает высокий уровень налогов и стоимости рабочей силы, что в конечном счете удорожает стоимость товаров и услуг. Спорность такого положения доказывают страны, имеющие высокую долю расходов на социальные цели и взносов на социальное страхование, но в рейтинге конкурентоспособности с точки зрения инвестиционной привлекательности занимающие одно из первых мест. Примерами таких стран являются Финляндия, Швеция, имеющие наиболее высокий рейтинг по 220 индексам, используемым для оценки конкурентоспособности (соответственно 84,35 и 76,19 балла в 2009 г., при этом Финляндия традиционно занимает второе место после США (100 баллов)), затраты государства на социальную защиту составляют в этих странах соответственно 38,97 и 40,05% к ВВП, а начисления работодателей на оплату труда по социальному страхованию — 22 и 30,96%. Указанные страны опережают по сводным показателям Австралию (рейтинг в 2009 г. — 74,11 балла), в которой наиболее низкая доля расходов государства на социальную защиту (11% к ВВП), и отсутствуют обязательства работодателя по уплате вносов на социальное страхование [15, с. 101].
Во второй главе были рассмотрены финансовые регулирования на экономические и социальные процессы страны. Основное влияние на экономику происходит через налоги и субсидии для малого и среднего бизнеса в частности.
Министерством экономического
развития Челябинской области разработан
и представлен на очередном заседании
регионального правительства
Новая программа
создана в рамках Стратегии социально-
Одним из формальных оснований для создания данного проекта стал вступивший в силу с 1 января 2008 года Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Но так как программный подход к решению проблем предпринимательства действует в области уже на протяжении десяти лет, можно говорить, скорее, о том, что местные власти откорректировали приоритеты работы по данному направлению с учётом меняющейся социально-экономической ситуации и региональной специфики [16].
Сектор малого бизнеса в Челябинской области неоднороден. В нём выделяются три основных сегмента: малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Во всех этих сегментах наблюдается заметный рост числа предпринимателей. На сегодня численность граждан, занятых в сфере малого предпринимательства, составляет уже 35,2 % от общей численности экономически активного населения региона. Растёт и вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт Челябинской области (по итогам 2007 года он составил 24,2 %, а в 2005-м не превышал и 17 %). А оборот малых предприятий по данным на 2007 год составил четвёртую часть от общего оборота организаций области [16].
Очевидно, что малый бизнес становится одним из основных региональной экономики. Тем не менее, несмотря на положительные тенденции в его развитии, существует и ряд сдерживающих факторов, которые можно решить только на уровне государственной власти. Это несоответствие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность предпринимателей на местах, федеральному законодательству, недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов, дефицит квалифицированных кадров, низкий уровень социальной ответственности работодателей, высокая стоимость подключения к энергоносителям, отсутствие систематической поддержки начинающих предпринимателей и другие.
Программа предусматривает комплексное решение малого и среднего предпринимательства по девяти направлениям:
- совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне;
- финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства;
- поддержка и развитие начинающих предпринимателей и молодёжного предпринимательства;
- развитие женского и семейного предпринимательства;
- поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесленной деятельности;
- совершенствование механизмов использования областного и муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства;
- информационная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
Финансироваться Программа будет из средств областного бюджета. Общий объём финансирования Программы на весь период реализации составит 258000,0 тыс. руб. На её реализацию планируется привлечь средства и из федерального бюджета [16].
Также программа обозначает приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства на территории Челябинской области, которым финансовая поддержка будет оказываться в первую очередь:
- обрабатывающие производства;
- производство изделий народного промысла и ремесленных изделий;
- строительство зданий и сооружений;
- инновационная деятельность;
- сельское хозяйство (включая рыболовство и рыбоводство);
- здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг;
- жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению;
- услуги по организации внутреннего туризма, физкультуре и спорту;
-бытовые услуги населению;
- услуги розничной торговли и общественного питания в населённых пунктах с численностью менее 100 тыс. чел. [16].
Срок рассмотрения обращений предпринимателей за оказанием финансовой поддержки не должен будет превышать 30 дней.
В Программе определён
и перечень основных мероприятий
по решению проблем малого и среднего
бизнеса. На законодательном уровне
будет проведена общественная экспертиза
действующих нормативно-
На муниципальном уровне будут предоставляться субсидии местным бюджетам на содействие развитию малого и среднего предпринимательства, станут создаваться электронные информационно-правовые системы. Запланировано проведение конкурса «Лучший городской округ (муниципальный район) Челябинской области по развитию малого и среднего предпринимательства». А в рамках финансовой поддержки предпринимателей будут предоставляться субсидии на возмещение различных затрат. В проекте предусмотрено проведение семинаров, круглых столов, форумов, конференций, выставок для бизнесменов, создание бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей.
Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов