Финансовое регулирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ……………………….. 5
1.1 Понятие и сущность государственного финансового
регулирования экономики………………………………………………………. 5
1.2 Методы государственного финансового регулирования экономики…. 8
1.3 Финансовая политика государства……………………………………….. 11
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РФ…… 22
2.1 Особенности финансового регулирования экономики в РФ на
современном этапе……………………………………………………………… 22
2.2 Проблемы финансового регулирования в России………………………. 29
2.3 Совершенствование государственного финансового регулирования
в РФ……………………………………………………………………………… 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

Финансовое регулирование.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования  используются также и административные методы.

К административным методам регулирования  экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Административные методы регулирования  используются часто при решении  вопросов охраны окружающей среды, обеспечения  национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический  регулятор применяется или  изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Элементы системы финансового  регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.

Применяемые элементы-регуляторы действуют  в сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме; поэтому государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.

 

1.3 Финансовая политика государства 

 

Финансовая политика – это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов в соответствии с основными стратегическими и текущими задачами данного субъекта.

Финансовая политика — составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика — относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

На разных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов.

Целью финансовой политики российского государства (и субъекта Федерации в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.

Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

1. Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2. Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочение денежного обращения и в перспективе — восстановление конвертируемости рубля.

3. Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие, как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (под этим в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Главная задача финансовой политики в период современных преобразований в нашей стране состоит не только в том, чтобы обеспечить материально эти преобразования, но и предотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода от одной системы отношений к другой. Напряженность в обществе зависит от полярности материального положения отдельных групп населения, и чем многочисленнее та часть, которая проигрывает от социальных изменений, тем выше степень непредсказуемости как хода, так и результатов политических и экономических преобразований.

В основе определения границ перераспределения финансовых ресурсов должна лежать необходимость формирования оптимальной структуры экономики, обеспечивающей не только обороноспособность государства и престижный уровень развития военно-промышленного и космического комплексов, но и цивилизованные условия жизни и достойный уровень оплаты труда всего населения.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

• обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

• установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

• организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

• выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

• создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Она должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов, почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьи-либо политические, социальные, экономические интересы.

Учет особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики — финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.

Финансовая политика состоит из следующих основных направлений:

• налоговой политики;

• бюджетной политики;

• денежно-кредитной политики;

• ценовой политики;

• таможенной политики;

• социальной политики;

• инвестиционной политики;

• внешнеторговой политики.

Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических приоритетов:

достижение социальной стабильности в обществе;

оздоровление государственных финансов;

восстановление нормального функционирования банковской сферы;

поддержка сбалансированности товарных и денежных потоков;

достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;

создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;

меры по искоренению финансовых злоупотреблений и коррупции.

Важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна учитывать интересы государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно препятствовать эффективной и легитимной деятельности налогоплательщиков, иметь конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

дальнейшее комплексное реформирование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

оптимизация налоговых и таможенных льгот и преференций;

создание единого реестра налогоплательщиков;

усиление налогового администрирования;

реструктуризация в обоснованных случаях пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Бюджетная политика сводится к:

• определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;

• установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации;

• оптимизации структуры расходной части бюджета;

• распределению расходов между бюджетами разных уровней;

• определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;

• управлению государственным долгом;

• определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.

В современных условиях к актуальным задачам бюджетной политики следует отнести:

принятие мер по экономии государственных средств;

централизацию всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;

проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;

введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;

реструктуризацию государственного долга; инвентаризацию внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику. Важнейшие ее задачи — укрепление банковской системы, восстановление доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения. Денежно-кредитная политика включает: реструктуризацию банковской системы; совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

оптимизацию объема и структуры денежной массы; установление рыночной ставки процента; сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам; пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

активизацию закупок добываемого золота для пополнения государственного фонда.

Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от изменения цен на товары и услуги названных отраслей.

Таможенная политика — это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика государства имеет социальную направленность; Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:

Информация о работе Финансовое регулирование в РФ