Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:32, курсовая работа
Актуальность темы. Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ……………………….. 5
1.1 Понятие и сущность государственного финансового
регулирования экономики………………………………………………………. 5
1.2 Методы государственного финансового регулирования экономики…. 8
1.3 Финансовая политика государства……………………………………….. 11
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РФ…… 22
2.1 Особенности финансового регулирования экономики в РФ на
современном этапе……………………………………………………………… 22
2.2 Проблемы финансового регулирования в России………………………. 29
2.3 Совершенствование государственного финансового регулирования
в РФ……………………………………………………………………………… 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….. 43
Следствие – сохранение сырьевой финансовой системы, зависящей от мировых цен на сырье, с основными денежными потоками и финансовыми институтами, базирующимися на добыче, транспортировке и экспорте нефти, газа, металлов, удобрений, древесины и т.п.
Петров М. В. и Плисецкий Д. Е. в своей статье отмечают, что все изменения, вектором которых является создание финансовой системы развития, усиление сегмента финансов, обслуживающего модернизацию, инновации и риски, связанные с ними, если будут происходить в ближайшие годы, то будут проявляться в начальных формах, лишь незначительно деформирующих сырьевую финансовую систему, сложившуюся в российской экономике.
В целом темпы экономического роста в России выше и неустойчивее, чем в развитых странах, отражая волатильный характер ее развивающейся экономики («быстрее падает – быстрее восстанавливается»), эксцессы в динамике мирового спроса на сырье, в т.ч. со стороны быстро растущих развивающихся стран, а также колебания мировых цен на сырье, формирующихся на финансовых рынках, преимущественно в отрыве от фундаментальных факторов.
В целом, авторы статьи считают, что РФ, как одна из важнейших сырьевых экономик в международном разделении труда, станет крупнейшим получателем иностранных инвестиций, в первую очередь, спекулятивных портфельных (долговых, в акции, потоков горячих денег), во вторую очередь, прямых, прежде всего в сырьевые отрасли и, отчасти, в сегменты реальной экономики, производящие товары для массового потребления домашними хозяйствами.
В целом, в 2000-е гг. происходил процесс перехода к более зрелому состоянию финансовой системы России, нормализации ее параметров (при том, что уровень ее рисков и волатильности превышал финансовые системы развитых и большинства развивающихся стран). Очевидно, что данный процесс продолжится и во втором десятилетии 21 века.
Для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо:
Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.
2.2 Проблемы финансового
Государственное
Одним из важнейших условий эффективного функционирования любой системы является устойчивая база. Для государственного контроля в роли такой базы выступает законодательство, а в сфере государственного финансового контроля, где возникают постоянные споры и пересечения интересов, сбалансированное законодательство является еще и подспорьем к увеличению эффективности функционирования этой системы.
В Российском законодательстве до сих пор нет закона, который бы поэтапно и посубъектно, четко и не противореча другим законам, разграничил работу между всеми контрольными органами, определил отличные права и обязанности, установил единые стандарты осуществления поставленных задач, связал органы взаимными обязанностями.
Необходимо отметить, что создание такого объемного документа – дискуссионный вопрос. Если одни экономисты считают, что существующие документы, регламентирующие контролирующую деятельность, исчерпывающе выполняют функцию источника контрольного права, то другие считают, что на данном этапе такой закон необходим. Так как необходимо мобилизовать и слить воедино все разрозненные контрольные силы. В таких условиях субинституты финансового контроля, такие как валютный, таможенный контроль, контроль в сфере финансовых рынков и в сфере противодействия легализации доходов, должны быть тесным образом связаны с бюджетным и налоговым контролем.
В первичном документе, регламентирующем
финансово-контрольную
Пункт 2 этого документа не вносит ясности в конкретной привязанности органа к сфере деятельности. Более того, в нем обозначены органы, которые уже не существуют: Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю – упразднена, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам – ныне служба, подведомственная Министерству финансов, Контрольно- ревизионное управление – ныне Росфиннадзор. В документе также не указанна такая сфера деятельности, как контроль над рынком ценных бумаг, регулируемая Федеральной службой по финансовым рынкам, и такая социально важная сфера, как страховой рынок, контролируемый Федеральной службой страхового надзора. Непонятно также, какие органы осуществляют контроль над «…государственными резервами и предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ…».
В этой же статье говорится «Функциями административного финансового контроля могут наделяться как специально образуемые органы исполнительной власти, так и иные органы исполнительной власти, для которых финансовый контроль является частью их полномочий», в этой связи авторы предлагают классифицировать федеральные контрольные органы по первостепенности осуществления контрольно-надзорных функций в следующем порядке.
В первую группу органов «прямо»
исполняющих контрольно-
1. Федеральная налоговая служба
– контроль и надзор в
2. Федеральная служба финансово-
3. Федеральная служба страхового надзора – контроль и надзор в сфере страхования;
4. Счетная палата – высший контрольный орган России, осуществляющий независимый контроль;
5. Федеральная служба по
6. Федеральная таможенная служба – контроль и надзор в сфере таможенных отношений.
Как видно, цель этих органов – контроль и надзор. Во вторую группу входят органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции «косвенно», то есть контроль и надзор входит в их задачи, но основная цель – общее регулирование той или иной сферы.
1. Федеральное Казначейство –
орган, уполномоченный
2. Федеральная служба по
3. Федеральная служба по тарифам
– орган, уполномоченный
4. Федеральная антимонопольная
служба – орган,
5. Центральный Банк – это
орган, который можно было бы
отнести и к первой группе,
так как он имеет огромные
контрольно-надзорные
• защите и обеспечению устойчивости рубля;
• развитию и укреплению банковской системы Российской Федерации;
• обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Можно сказать, что работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с несформированностью целостной системы контроля за государственными финансами. Финансовый контроль – это, скорее, набор госорганов, ведомств и служб, выполняющих определенные контрольные функции. Более 260 законов, указов, постановлений регулируют их контрольную деятельность, что не только не облегчает взаимоотношения между ними, но зачастую вносит элементы хаоса и дезорганизации. Статус и полномочия контрольных органов определяются многочисленными правовыми актами, зачастую допускающими дублирование и параллелизм при выполнении некоторых функций.
Кроме того, действия органов финансового контроля не скоординированы. Принципиальные полномочия по проведению проверок целевого и эффективного использования государственных средств ряда федеральных государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная палата, финансово-надзорные органы Минфина РФ, ревизионные управления министерств и ведомств федерального уровня), как правило, повторяют друг друга.