Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:32, курсовая работа
Актуальность темы. Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ……………………….. 5
1.1 Понятие и сущность государственного финансового
регулирования экономики………………………………………………………. 5
1.2 Методы государственного финансового регулирования экономики…. 8
1.3 Финансовая политика государства……………………………………….. 11
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РФ…… 22
2.1 Особенности финансового регулирования экономики в РФ на
современном этапе……………………………………………………………… 22
2.2 Проблемы финансового регулирования в России………………………. 29
2.3 Совершенствование государственного финансового регулирования
в РФ……………………………………………………………………………… 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….. 43
• выплате в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнению графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
• увязке перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
• разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;
• сдерживанию роста безработицы и созданию условий для расширения занятости;
• реализации пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрению элементов накопительного финансирования пенсий;
• упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
• регулированию вынужденной миграции.
Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
• повышение роли бюджета РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
• создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
• развитие ипотечного кредитования;
• привлечение прямых иностранных инвестиций.
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой политики:
• политика экономического роста;
• политика стабилизации;
• политика ограничения деловой активности. [14, с.11]
Под первой, т.е. политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
• рост государственных расходов;
• снижение налогового бремени.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает:
• уменьшение правительственных расходов;
• увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.
2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, т.е. выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и снижения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.
3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
а) дискреционная политика, или Политика, проводимая непосредственно правительством;
б) недискреционная финансовая политика, т.е. встроенные стабилизаторы.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РФ
2.1 Особенности финансового регулирования экономики в РФ на современном этапе
В современной рыночной экономике существуют два способа перераспределения финансовых ресурсов и, соответственно, два типа организации финансовой структуры экономики:
- Экономика финансовых рынков (система
экзогенного предложения денег)
- система американского типа
с преобладанием
- Экономика задолженности (
Экономика финансовых рынков предъявляет чрезвычайно высокие требования к самим рынкам (к качеству соответствующих институтов и инструментов), а также к циркулирующей рыночной информации и способности отдельных рынков к ее усвоению. Для эффективного перераспределения через рынок необходимо, чтобы инвесторы располагали достаточно полной и достоверной информацией по долговым обязательствам, выставляемым на продажу на рынке, и могли должным образом сопоставлять между собой отдельные обязательства по ценам, по ликвидности, по качеству – долги, выставляемые на рынок, должны быть хорошо структурированы. Кроме того, чтобы указанные сопоставления были возможны, необходимы устойчивые ожидания основных параметров общеэкономического процесса, по крайней мере, на среднесрочную перспективу.
В сегодняшней России, где рынки только начинают складываться, коммерческие долги не структурированы, а их качество слабо поддается оценке. Поэтому ожидать высокую эффективность перераспределительных функций финансового рынка не приходится.
Экономика, базирующаяся на банковском финансировании, дает гораздо больше возможностей регулирования в оперативном плане, менее восприимчива к асимметрии экономической информации и практически не ограничивает возможностей трансформации ресурсов (при адекватном участии кредитора в последней инстанции – Центрального банка). Поэтому в ближайшие годы эффективная организация финансирования в России предполагает доминирование банковских форм финансового перераспределения.
Вместе с тем, последние события в финансовом секторе экономики резко обострили проблему устойчивости банковской системы, и в настоящее время она не в состоянии нормально выполнять свою перераспределительную функцию, а, следовательно, и не может организовать нормальное финансовое обеспечение экономического роста. В то же время и финансовые рынки (за исключением валютного рынка) практически не функционируют и также не способны на перераспределение финансовых ресурсов в значимых масштабах.
Вместе с тем тотальное
В этой связи на первый план выходит задача реструктуризации и укрепление банковской системы с тем, чтобы она реально могла осуществлять перелив капитала.
В практическом плане наиболее ответственная и трудная часть реализации денежно-кредитной политики - обеспечение потока банковского кредита в реальный сектор экономики. Для повышения ликвидности реального сектора экономики ему нужны нормальные рыночные кредиты по нормальным рыночным ставкам. В то же время текущие ставки банковских кредитов явно завышены по отношению к экономическим возможностям реального сектора, что существенно ограничивает масштабы кредитования производства. Ставки по банковским кредитам нельзя считать полностью рыночными, потому что в оценке кредитных рисков заложен слишком высокий вес системного риска кредитования российской экономики российской банковской системой. Задача государства в данной ситуации – элиминировать системные риски, обеспечивая бесперебойное функционирование всей финансовой сферы.
Увеличение потока финансовых ресурсов в реальный сектор одновременно означает увеличение потока долга реального сектора в банковский. В этой связи главной задачей монетарных властей является организация оформления и структурирование соответствующих долговых обязательств, обеспечение поддержки их качества. Монетарные власти имеют достаточные возможности, чтобы через создание ряда новых институтов и инструментов повысить качество и структурировать обязательства реального сектора. Путем создания системы гарантий и поручительств вполне возможно ограничить кредитный риск, а рефинансирование центрального банка способно ограничить риск несбалансированной ликвидности.
Главную роль в развитии российской
финансовой системы, должно сыграть
улучшение информационного
Важным элементом является также создание института экспертизы коммерческих проектов, возможно, имеющего иерархическую структуру. При этом речь идет об институте, а не об учреждении, то есть соответствующие функции могут быть распределены, например, между многочисленными банками путем лицензирования деятельности по финансовой экспертизе.
В числе критериев успешности экономического
развития можно выделить поддержание
высоких темпов экономического роста,
обеспечение занятости и повыше
Антикризисная политика должна иметь структурный характер. Для всех отраслей экономики и рынков необходимо определить целевые уровни государственной поддержки как по объемам производства или оборота, так и по уровню цен активов. Важнейшим критерием определения уровней поддержки должна стать максимизация числа сохраняемых рабочих мест на единицу бюджетных затрат (или предоставляемых кредитов). Другой критерий - величина мультипликатора общественного спроса на единицу бюджетных расходов.
Кроме того, экономическая политика должна иметь антициклический характер, обеспечивая равномерный устойчивый рост на неинфляционной основе, без обвалов и перегревов как в области производства товаров, так и на финансовых рынках. Поэтому пузыри (например, на рынках акций или недвижимости) нужно мягко сдувать и больше не надувать, как бы этого ни хотелось группам специальных интересов. Эта сложная задача требует согласованной работы государства, бизнеса и научно-экспертного сообщества.
Для того, чтобы дать количественное и качественное представление о финансовой системе России представим основные показатели экономического развития в таблице 2. Очевидно, что роль российского финансового сектора в мире относительно начала 2000-х гг. увеличилась.
К сожалению, несмотря на поставленные государством цели модернизации и развития на основе инноваций, внешняя среда – в ее технической и технологической составляющей – не создаст вызовов, которые бы ломали сырьевую модель российской экономики.
Наоборот, устоявшееся место в системе международного разделения труда, завоеванная ниша на мировых сырьевых рынках, высокие регулятивные издержки, при которых невозможны массовые инновации, интересы собственников (в России – сверхконцентрированная собственность в экономике), олигополистическая структура производства, высокие страновые риски подталкивают к тому, чтобы еще длительное время сохранялась сырьевая модель российской экономики как операционного центра для производства добавочной стоимости и вывоза ее за рубеж.
Таблица 1.
Распределение финансового влияния в мире
Как отмечают авторы доклада «Среднесрочный прогноз развития финансовой системы России: 2010-2015», финансовая система России будет существовать в системе глобальных финансов, аналогичной 1990-м-2000-м гг., в центре которой – англос-саксонская модель финансов; доллар США как мировая резервная валюта (при росте в перспективе значения евро и других валют); треугольник «Нью-Йорк – Лондон – оффшорные юрисдикции» как доминанта, определяющая мировую и национальную (в т.ч. России) финансовую динамику; глобализация; «финансиализация» (операжающий рост финансовой глубины в сравнении с динамикой реальных активов); секьюритизация; нарастающие потоки портфельных и прямых инвестиций на высокодоходные развивающиеся рынки; высокие риски и волатильность, системные риски, финансовые бумы и кризисы по всему финансовому пространству.
Это типичная модель развивающейся экономики, настроенной на вывоз сырья, денежного и человеческого капитала. В экономической конструкции, составляющими которой являются крупная концентрированная собственность, олигополия, масштабные потоки сырья и связанных с ним денежных ресурсов, высокие регулятивные издержки, все официальные усилия государства, направленные на усиление инновационной составляющей, неизбежно останутся подчиненными, частными, не изменяющими главное в экономике и ее финансовой системе.