Финансовые аспекты деятельностифинансово промышленных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – исследование становления и современного состояния финансово-промышленных групп в экономике России.
В связи с поставленной целью были выработаны и решены следующие задачи:
• Изучение понятия финансово-промышленной группы и ее роли в экономике страны.
• Исследование ретроспективы развития и современная динамика финансово-промышленных групп в экономике России.

Содержание работы

Введение………………………………………..…………………..…..….2

1 Понятие финансово-промышленной группы и ее роль в экономике страны
1.1 Характеристики российских финансово-промышленных групп…………5
1.2 Особенности формирования и развития финансово-промышленных групп в России …………………………………………………………………………10
2 Финансовая деятельность финансово-промышленных групп
2.1 Учет и отчетность в финансово-промышленных группах……………….17
2.2 Анализ финансовой деятельности финансово-промышленных групп….22
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

финансовые аспекты деятельностифинансово промышленных групп.docx

— 55.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности формирования и развития финансово-промышленных групп в России

 

Регистрация ФПГ В Российской Федерации осуществляется с 1994 г. если в 1993 г. была только одна группа (к которую входило 20 промышленных предприятий и 1 кредитно-финансовое учреждение), то в 1994 г. их стало уже 7 (150 промышленных предприятий и 14 финансово-кредитных  учреждений), в 1995 г. – 27 (соответственно 273 и 51), в 1996 г. – 46 (соответственно 710 и 95), в 1997 г. – 72 (соответственно1121 и 154). По состоянию на июнь 1999 г. официальный статус получили 84 группы. В их состав вошли на добровольной основе более 1600 промышленных предприятий и организаций, 146 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых в них превысила 3 млн. человек. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных ФПГ. Из 100 крупнейших банков России 48 вошли в состав ФПГ или сами создали такие группы. Среди наиболее крупных участников зарегистрированных ФПГ такие промышленные предприятия, как Магнитогорский, Западно-Сибирский, Орско-Халиловский, металлургические комбинаты, Красноярский алюминиевый завод, АО «АвтоВАЗ», «КамАЗ», Челябинский трубопрокатный завод.

В зависимости  от центра формирования группы 90% составляют производственные группы (сформированные вокруг одного или группы промышленных предприятий) и 8% - банковские.

По виду организационного строения 36% - вертикально  интегрированные группы, 53% - горизонтально интегрированные, 6% - конгломераты.

По территории деятельности 14% - транснациональные (межгосударственные), 40% - межрегиональные, 46% - региональные.

В зависимости  от размеров 50% - группы малого размера, 40% - среднего размера, 10% - крупного размера.

В зависимости  от способа и формы внутригруппового строения и управления деятельностью  наиболее привлекательной формой интеграции являются «мягкие» ассоциативные структуры, основанные на развитии внутренних договорных отношений: союз, ассоциация, консорциум (95%), что касается организационных  объединений типа холдинга, то их привлекательность  пока невысока (5%).

В целом  ФПГ охватывают более 100 направлений  деятельности в самых разнообразных  отраслях народного хозяйства. Большинство  ФПГ созданы по отраслевому принципу и специализируются в конкретной отрасли. При этом они включают в  свой состав организации, специализация  которых не совпадает с основным направлением деятельности группы.

Российским  ФПГ предстоит большая работа, прежде чем они будут отвечать возложенным на них задачам. Многие из сформированных ФПГ пока носят  переходный характер и не могут устойчиво  существовать в нынешней форме. Направление  их развития главным образом будет  зависеть от роли и места финансового  института в деятельности группы. Поэтому финансово-промышленные группы трансформируются либо в «истинные» ФПГ, либо в крупные промышленные группы.

В первом случае в среднесрочной перспективе  ФПГ будут носить четко выраженную промышленную направленность или стать  «высоко диверсифицированным инвестиционным портфелем» крупного коммерческого банка. Во втором – это крупные промышленные группы с промышленно направленной стратегией или региональные конгломераты, направленные на развитие региональных рынков.

Все банковские ФПГ представляют собой высоко диверсифицированные конгломераты в худшем понимании слова (этому способствовали «ударные» приватизации, когда многие стремились урвать «кусок» побольше), которые долго существовать в таком виде не смогут. Входящие в них предприятия совершенно не связаны друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам, что может отрицательно сказаться на устойчивости их деятельности, а в некоторых случаях и привести к развалу.

Все это  говорит о том, что уже сейчас банковским ФПГ необходимо заняться выработкой стратегии развития, а следовательно, выбрать одно из возможных направлений деятельности по финансированию промышленности:

- чисто  коммерческая банковская деятельность;

- прямые  инвестиции и приобретение контрольных  пакетов акций;

- портфельные  инвестиции (инвестиционная банковская  деятельность).

Что касается промышленных ФПГ, можно предположить, что финансово-промышленные группы, сформированные на базе предприятий  нефтегазовой, химической, металлургической промышленности (ядро данных групп  составляют крупные производственно-технологические  комплексы со сложившейся четкой вертикальной интеграцией производства) и отличающиеся до недавнего времени  устойчивым платежеспособным спросом, высокой нормой прибыли, значительной экспортной составляющей, опирающиеся  на крупные банки (которыми они зачастую владеют), по мере своего развития будут  эволюционировать в сторону холдинговой организации бизнеса. Это в полной мере соответствует известному в мире опыту и связано в первую очередь с высокой концентрацией производства.

Перерастание  ФПГ в холдинговые компании сможет оказать благотворное воздействие  на экономическую политику металлургии  и связанных с ней отраслей: горнодобывающей, металлопотребляющей. Это в свою очередь приведет к снижению внутренних цен на металлопродукцию и к ускорения развития машиностроения. Ценовая политика металлургической отрасли облегчит продвижение металлообрабатывающей промышленности на мировой рынок, сделает ее конкурентоспособной.

Что же касается ФПГ, у которых кооперационные связи  между предприятиями являются долгосрочными  и замыкаются главным образом  на базовое предприятие, то они будут все более и более эволюционировать по направлению создания высокоинтегрированного концерна.

Из всех типов промышленных ФПГ в наиболее тяжелом положении окажутся ФПГ, включающие в свой состав предприятия  одного вида, обладающие уровнем рентабельности недостаточным для самофинансирования и не имеющие в своем составе  крупного банка.

Для большинства  промышленных групп наиболее важным становится вопрос о государственной  поддержке. Некоторые из них уже  сейчас активно и эффективно сотрудничают с местными органами исполнительной власти, что позволило им не только выжить, но и начать реструктуризацию.

В результате финансового кризиса большинство  банков, составляющих основу российских ФПГ, столкнулись с колоссальными  финансовыми проблемами и в ближайшее  время будут вынуждены сбросить часть своих активов. Это в  свою очередь привело или приведет к усилению внутритерриториальной кооперации предприятий, а следовательно, послужит новым стимулом к образованию ФПГ в рамках одного или нескольких соседних регионов.

Развитие  региональных ФПГ, с одной стороны, можно рассматривать как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой – как  средство решения региональных экономических  и социальных задач. В настоящее время в работе ФПГ уже наметилась тенденция смещения акцентов с федерального на местный уровень.

Для современной  рыночной экономики характерен переход  к конкуренции олигопольного типа, и в этом плане формирование ФПГ соответствует общемировым экономическим реалиям. Вместе с тем ФПГ – это и лучшая форма экономической интеграции стран.

ФПГ как  «мягкая» ассоциативная структура, основанная на развитии внутренних договорных отношений, становится наиболее привлекательной  формой интеграции промышленного и  банковского капитала. В первую очередь, это связано с тем, что ФПГ  рассматриваются как наиболее быстрый  и дешевый способ апробации возможностей совместной деятельности, регулируемой специальным законодательством в этой сфере.

Однако  процесс формирования и становления  ФПГ, являющийся одним из ключевых направлений  выведения российской экономики  из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах, идет в исключительно  сложных и противоречивых условиях. Замедленными темпами происходит создание транснациональных ФПГ, которые  могли бы способствовать промышленному  сотрудничеству России и других стран  СНГ. Недостаточно конкурирующих структур на местном уровне. На формировании ФПГ сказываются и проблемы общеэкономического характера, связанные с производственным, инвестиционным и финансовым кризисом в стране. Кроме того, формирование российских ФПГ осложняется рядом  обстоятельств организационного, правового, конъюнктурного и концептуального  характера.

Решающим  фактором, тормозящим формирование и  развитие корпоративных структур, является отсутствие адекватной государственной  поддержки ФПГ на фоне общеэкономического кризиса.

Государственная поддержка – основа становления  любой ФПГ – особенно необходима после столь глубокого экономического спада, поразившего все без исключения отрасли народного хозяйства. Однако на деле она не реализуется. В рамках Федерального закона о финансово-промышленных группах № 190-ФЗ от 30.11.1995 г. (ст. 15) предусматривается  возможность для банков – участников ФПГ, осуществляющих в них инвестиционную деятельность, получения льготы по снижению норм обязательного резервирования на величину инвестиций в ФПГ. Но Центробанк не только не выполняет этого, но и  вводит ограничения, направленные на сворачивание деятельности коммерческих банков в  ФПГ.

Закон декларирует  готовность властей передать Центральной  компании ФПГ в доверительное  управление госпакеты акций участников этой ФПГ. Госкомимущества прогнозировал данный пункт. Однако только четырем группам удалось получить их в доверительное управление.

ФПГ реально  не участвуют в выработке федеральных  программ, не получают в первую очередь  заказы по целевым программам правительства.

ФПГ не получили право самостоятельно определять сроки  амортизации и использования  амортизационных отчислений. Им не дают льгот и государственных  гарантий по инвестициям, а также  при выпуске и размещении ценных бумаг. Дивиденды по акциям ФПГ не освобождают от налога, не снижают  налога на прибыль банков при кредитовании ФПГ. Не разрешают списывать на себестоимость  затраты на НИОКР.

Более того, анализирую деятельность российских ФПГ  за последние годы, среди огромного  количества внутренних проблем можно  выделить следующие, наиболее присущие всем без исключения группам:

- отсутствие  реального финансирования вследствие  слабости внутреннего финансового  института, неспособного привлекать  внешние источники финансирования, или его незаинтересованности  в реальной деятельности группы  с учетом низкой рентабельности  производства;

- неадекватность  организационной структуры ФПГ структуре собственности;

- отсутствие  единой стратегии развития группы  и слабый менеджмент.

В целом  подводя итог формирования и развития российских ФПГ в последние годы, можно отметить, что это – один из наиболее важных моментов происходящей в России экономической реформы, реально существующий пример удачной  трансплантации организационных механизмов рынка в нашем государстве. ФПГ представляют одно из немногих позитивных следствий реформ в стране, являются одним из реальных способов повышения эффективности предпринимательства, преодоления депрессивной фазы конъюнктуры в рыночной экономике. Они создают базу для будущей стабилизации и развития промышленности.

Процесс интеграции финансового и промышленного  капиталов является естественным в  условиях формирования рыночной экономики. Вместе с тем формирование ФПГ  – важный элемент структурной  перестройки отечественной промышленности, прежде всего, приватизации и демонополизации. Только с появлением корпоративного звена, представленного ФПГ, аккумулирующими  крупные объемы ресурсов и продукции, возникает столь необходимая  для рыночной экономики устойчивость.

 

 

2 Финансовая деятельность  финансово-промышленных групп

2.1 Учет и отчетность в финансово-промышленных группах

Консолидированный учет является неотъемлемой составной частью бухгалтерского учета в организациях корпоративной группы (которой являются ФПГ), то есть это составная часть упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения и представления определенной учетной информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах, их движении путем сплошного, непрерывного и документального всех операций между консолидирующей материнской, дочерними, ассоциированными и совместно контролируемыми организациями.

Система консолидированного учета по национальным и международным стандартам является основной информационной базой для  составления и представления  организациями корпоративной группы консолидированной финансовой отчетности на основе единой учетной политики.

В вою  очередь единая учетная политика базируется на основе единого рабочего плана счетов корпоративной группы. Наличие такого плана является обязательным условием получения обобщенных показателей  от организаций корпоративной группы. В нем указываются все синтетические  счета, которые могут применяться  организациями. Указание в рабочем  плане счетов наряду с синтетическими счетами и развивающих их субсчетов  имеет большое организующее значение в построении аналитического учета  тех или иных объектов учета в  корпоративной группе.

Важное  значение для формирования единого рабочего плана счетов имеет действующий в нашей стране типовой План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Значение действующего национального плана счетов в российской практике выше, чем в зарубежных странах. За рубежом около 30 государств, входящих в англосаксонскую бухгалтерскую систему, не сформировали единые национальные планы счетов, они используют лишь профессиональные планы счетов.

В нашей  стране в условиях широкого распространения  и развития крупных интегрированных  корпоративных групп, сотрудничающих между собой как внутри страны, так и за ее пределами, растет острая необходимость гармонизации отечественной  и международной практики учета. В связи с этим необходимо отметить, что действующий в нашей стране типовой План счетов имеет ряд  достоинств:

Информация о работе Финансовые аспекты деятельностифинансово промышленных групп