Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 07:21, контрольная работа
В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА
1.1 Общее понятие о государственных финансах
1.2 Сущность финансовых ресурсов государства
2. СТУКТУРА И СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РФ
2.1 Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства
2.2 Роль консолидированного бюджета в анализе финансовых ресурсов государства
2.3 Значение внебюджетных фондов
2.4 Сущность и основные элементы государственного кредита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский государственный экономический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы и кредит»
на тему:
«Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития»
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Общее понятие о
1.2 Сущность финансовых ресурсов государства
2. СТУКТУРА И СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РФ
2.1 Государственный бюджет как
основа формирования
2.2 Роль консолидированного
2.3 Значение внебюджетных фондов
2.4 Сущность и основные элементы государственного кредита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В рыночной
экономике финансы занимают ведущее
положение в экономических
Финансовые
ресурсы являются важным показателем
финансовой мощи государства. Формируясь
в процессе производства, распределения
и перераспределения
Следовательно, изучение темы выбранной для исследования всегда актуально, потому что эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны является одним из значимых факторов успешного развития российской экономики. Целью данной работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовые ресурсы, выявление проблем и нахождение путей их решения.
В рамках
экономической системы товарно-
Однако финансы являются не только экономической, но и исторической категорией. Существуют финансы не одну тысячу лет и предпосылками их возникновения было развитие товарно-денежных отношений и образование государств.
Главной основой финансов как экономического явления становятся денежные доходы. Именно формирование, распределение и использование денежных доходов порождает финансы.
Кратко можно сказать, что финансы – это движение денежных доходов.
Это является существенным признаком финансов, но он недостаточен, чтобы подчеркнуть специфику финансов. Деньги и денежные отношения очень древние категории. Деньги как всеобщий эквивалент появились до возникновения государства, а понятие финансов возникло с зарождением государства.
Уже на ранних
этапах развития общества государство
уже выполняло некоторые
В первую очередь, усиливалась необходимость осуществления последним экономической функции, связанной с обеспечением эффективной структуры общественного производства в рамках единой экономической системы.
В этих условиях для государства требовались денежные платежи, а не натуральные подати (которые, в результате, постепенно перестали быть источником формирования доходов государства). Таким образом, соединение государства и налогов в денежной форме, способствовало появлению государственных финансов. Это произошло в результате отделения государственной казны от собственности монарха и перехода к денежной форме взимания налогов с порождением соответствующего фискального аппарата.
В конце
19 – начале 20 веков вмешательство
государства в экономику носило
ограниченный характер. Но уже в
это период стали резко возрастать
расходы государства на военные
нужды, развитие инфраструктуры, содержание
государственного аппарата, социальные
же расходы (на образование, здравоохранение,
культуру) были незначительны. Со второй
половины 20 века стала развиваться
экономика общественного
Т.о., финансы не просто деньги, а совокупность денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством. Это является важным аспектом с точки зрения выделения сущностных признаков финансов.
Лишь те отношения финансовые, которые обусловлены фактом существования государства, необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций, и имеют государственно-властную (принудительную) форму проявления.
Общественное назначение финансов как экономической категории выражается в двух функциях: формирование и использование денежных фондов (доходов).
Используя
финансы, государство изымает часть
стоимости совокупного
Вторая функция, использование денежных фондов, реализуется в проведении политики государственных расходов, и заключается в конкретном использовании денежных фондов.
В обществе
формируются разнообразные
С развитием акционерных форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств, термин «финансы» вышел за рамки узкого понимания государственных финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, в частности применительно к финансам хозяйствующих субъектов.
Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
При всем этом, уже отмечалось, что финансы обусловлены фактом существования государства, поэтому финансы хозяйствующих субъектов – понятие характерное для экономики со стопроцентной государственной собственностью. В современной экономической системе финансы регулируют все денежные отношения, возникающие между государством и субъектами общественного производства. Денежные отношения внутри предприятий и между ними остаются за пределами финансов. Поэтому когда говорится о таком звене системы финансов, как финансы предприятий, то должны иметься в виду государственные предприятия.
Любое экономическое и политическое решение требует предварительную оценку суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретает целевой характер. Отсюда возникает такое понятие как финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы – это накопленные (или текущие) доходы, оставшиеся после покрытия обычных повседневных расходов.
Если говорить о финансовых ресурсах государства, то сначала надо четко обозначить, что входит в понятие государственных финансов.
Известно,
что основной мотив финансовой деятельности
хозяйствующих субъектов –
Производственный процесс осуществляется посредством регулярного возмещения стоимости израсходованных средств производства, выплаты заработной платы и получения прибыли. Первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта осуществляется без участия государства. Вторичное распределение (или перераспределение) осуществляется государством посредством изъятия части созданной стоимости. В этой стадии уже возникают финансовые отношения.
Объектом финансового перераспределения обычно является не вся сумма денежных доходов, а та их часть, которая называется финансовыми ресурсами.
Перераспределение национального дохода связано с необходимостью поддержки приоритетных отраслей экономики, помощью малообеспеченным слоям населения, развитием тех отраслей народного хозяйства, где не создается национальный доход (культура, здравоохранение, образование и т.п.)
Конечная
цель перераспределения
Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики и необходимы для проведения внутренней и внешней государственной политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.
В общем виде объем финансовых ресурсов, привлекаемых государством, зависит от тех функций, которые государство выполняет в обществе. В демократическом государстве эти функции вытекают из тех полномочий, которыми общество его наделяет. В тоталитарных государствах последнее само определяет круг своих полномочий, а стало быть и объем финансовых ресурсов, мобилизуемых на свои нужды. В демократическом обществе государство теоретически представляет только интересы населения, и здесь важна сама процедура выявления этих интересов и формирования их как государственных.
Итак, государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций.
Основным
финансовым фондом страны, обеспечивающим
образование, распределение и использование
централизованных фондов денежных средств
как обязательного условия
К общегосударственным
финансам относятся также
Общегосударственные нужды, к которым в частности, относятся государственное управление, оборона страны, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. Это осуществляется посредством мобилизуемых государственных финансов. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. С их помощью осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики с учетом долгосрочных интересов страны. Перераспределение ресурсов между секторами экономики отраслями, социальными группами и территориями является рычагом структурной перестройки экономики, реализации елевых и научно-технических программ.
Информация о работе Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития