Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 07:21, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА
1.1 Общее понятие о государственных финансах
1.2 Сущность финансовых ресурсов государства
2. СТУКТУРА И СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РФ
2.1 Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства
2.2 Роль консолидированного бюджета в анализе финансовых ресурсов государства
2.3 Значение внебюджетных фондов
2.4 Сущность и основные элементы государственного кредита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Финансовые ресурсы государства - состав, структура, перспективы развития.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный экономический  университет

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы и кредит»

на тему:

«Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ  РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА

1.1 Общее понятие о государственных  финансах

1.2 Сущность финансовых ресурсов  государства

2. СТУКТУРА И СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ  РЕСУРСОВ РФ

2.1 Государственный бюджет как  основа формирования финансовых  ресурсов государства

2.2 Роль консолидированного бюджета  в анализе финансовых ресурсов  государства

2.3 Значение внебюджетных фондов

2.4 Сущность и основные элементы государственного кредита

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

В рыночной экономике финансы занимают ведущее  положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием  и использованием денежных фондов государства  и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.

Финансовые  ресурсы являются важным показателем  финансовой мощи государства. Формируясь в процессе производства, распределения  и перераспределения общественного  продукта и национального дохода, они представляют собой денежное выражение той части материальных ресурсов, которую общество направляет на конечное использование. Чем больше финансовых ресурсов создается в  процессе общественного производства, тем оно эффективнее. Вместе с  тем от эффективного использования  финансовых ресурсов в национальном хозяйстве зависит решение проблемы повышения эффективности всего  воспроизводства и ускорение  темпов экономического роста. Поэтому одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансами, находящимися в распоряжении государства. Однако, исследование экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории невозможно без особо углубленного изучения такой категории как финансовые ресурсы.

Следовательно, изучение темы выбранной для исследования всегда актуально, потому что эффективное  и грамотное управление финансовыми  ресурсами страны является одним  из значимых факторов успешного развития российской экономики. Целью данной работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовые ресурсы, выявление проблем и нахождение путей их решения.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА

1.1 Общее понятие о государственных финансах

 

В рамках экономической системы товарно-денежные отношения выступают основной (глубинной) причиной возникновения и развития всей совокупности стоимостных (денежных) экономических категорий, опосредствующих  воспроизводственный процесс, – денег, цены, кредита, прибыли, заработной платы и т.д. Определенное место в системе стоимостных экономических категорий занимают финансы.

Однако  финансы являются не только экономической, но и исторической категорией. Существуют финансы не одну тысячу лет и предпосылками их возникновения было развитие товарно-денежных отношений и образование государств.

Главной основой финансов как экономического явления становятся денежные доходы. Именно формирование, распределение и использование денежных доходов порождает финансы.

Кратко  можно сказать, что финансы – это движение денежных доходов.

Это является существенным признаком финансов, но он недостаточен, чтобы подчеркнуть специфику финансов. Деньги и денежные отношения очень древние категории. Деньги как всеобщий эквивалент появились до возникновения государства, а понятие финансов возникло с зарождением государства.

Уже на ранних этапах развития общества государство  уже выполняло некоторые общественные функции (например, содержание войска, обеспечение порядка), но в основном образуемые «общественные блага» присвоялись властными структурами (государем и приближенными). Требуемые для нужд ресурсы изымались в основном в натуральной форме, в виде личных повинностей и т.д. Однако, по мере развития товарно-денежных отношений, усложнялись функции государства.

В первую очередь, усиливалась необходимость  осуществления последним экономической функции, связанной с обеспечением эффективной структуры общественного производства в рамках единой экономической системы.

В этих условиях для государства требовались  денежные платежи, а не натуральные  подати (которые, в результате, постепенно перестали быть источником формирования доходов государства). Таким образом, соединение государства и налогов в денежной форме, способствовало появлению государственных финансов. Это произошло в результате отделения государственной казны от собственности монарха и перехода к денежной форме взимания налогов с порождением соответствующего фискального аппарата.

В конце 19 – начале 20 веков вмешательство  государства в экономику носило ограниченный характер. Но уже в  это период стали резко возрастать расходы государства на военные  нужды, развитие инфраструктуры, содержание государственного аппарата, социальные же расходы (на образование, здравоохранение, культуру) были незначительны. Со второй половины 20 века стала развиваться  экономика общественного сектора. В этот период государственные финансы  принимают развитую форму, обеспечивая  перераспределение денежных ресурсов, необходимых всему обществу для  поставленных стратегических целей: обеспечение  благосостояния страны, социального мира и экономического роста.

Т.о., финансы не просто деньги, а совокупность денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством. Это является важным аспектом с точки зрения выделения сущностных признаков финансов.

Лишь  те отношения финансовые, которые  обусловлены фактом существования  государства, необходимостью обеспечения  выполнения последним своих функций, и имеют государственно-властную (принудительную) форму проявления.

Общественное  назначение финансов как экономической  категории выражается в двух функциях: формирование и использование денежных фондов (доходов).

Используя финансы, государство изымает часть  стоимости совокупного общественного  продукта, созданной в сфере материального  производства, что находит свое воплощение в государственной налоговой  политике. Таким образом, осуществляется первая функция – формирование денежных фондов.

Вторая  функция, использование денежных фондов, реализуется в проведении политики государственных расходов, и заключается  в конкретном использовании денежных фондов.

В обществе формируются разнообразные денежные фонды – централизованные и децентрализованные. Соответственно, к централизованным (общественным) денежным фондам относят бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды. Фонды, образующиеся на региональном и местном уровнях или опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия, являются децентрализованными фондами.

С развитием  акционерных форм предпринимательства, сращиванием промышленного и  банковского капитала, появлением разнообразных  институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных  денежных средств, термин «финансы»  вышел за рамки узкого понимания  государственных финансов. Он стал использоваться в более широком  смысле, в частности применительно  к финансам хозяйствующих субъектов.

Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

При всем этом, уже отмечалось, что финансы обусловлены фактом существования государства, поэтому финансы хозяйствующих субъектов – понятие характерное для экономики со стопроцентной государственной собственностью. В современной экономической системе финансы регулируют все денежные отношения, возникающие между государством и субъектами общественного производства. Денежные отношения внутри предприятий и между ними остаются за пределами финансов. Поэтому когда говорится о таком звене системы финансов, как финансы предприятий, то должны иметься в виду государственные предприятия.

1.2 Сущность финансовых ресурсов государства

 

Любое экономическое  и политическое решение требует  предварительную оценку суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретает целевой  характер. Отсюда возникает такое  понятие как финансовые ресурсы.

Финансовые  ресурсы – это накопленные (или  текущие) доходы, оставшиеся после покрытия обычных повседневных расходов.

Если  говорить о финансовых ресурсах государства, то сначала надо четко обозначить, что входит в понятие государственных финансов.

Известно, что основной мотив финансовой деятельности хозяйствующих субъектов – получение  прибыли и доходов в виде заработной платы, процентов, дивидендов и т. п. Государству финансовая деятельность необходима для реализации своих  функций. Одна из главных в перераспределении общественного блага.

Производственный  процесс осуществляется посредством  регулярного возмещения стоимости  израсходованных средств производства, выплаты заработной платы и получения прибыли. Первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта осуществляется без участия государства. Вторичное распределение (или перераспределение) осуществляется государством посредством изъятия части созданной стоимости. В этой стадии уже возникают финансовые отношения.

Объектом  финансового перераспределения  обычно является не вся сумма денежных доходов, а та их часть, которая называется финансовыми ресурсами.

Перераспределение национального дохода связано с  необходимостью поддержки приоритетных отраслей экономики, помощью малообеспеченным слоям населения, развитием тех  отраслей народного хозяйства, где  не создается национальный доход (культура, здравоохранение, образование и  т.п.)

Конечная  цель перераспределения национального  дохода и ВВП, совершаемого с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укрепления государства, повышения социального уровня жизни граждан.

Государственные финансы являются инструментом мобилизации  средств всех секторов экономики и необходимы для проведения внутренней и внешней государственной политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.

В общем  виде объем финансовых ресурсов, привлекаемых государством, зависит от тех функций, которые государство выполняет  в обществе. В демократическом государстве эти функции вытекают из тех полномочий, которыми общество его наделяет. В тоталитарных государствах последнее само определяет круг своих полномочий, а стало быть и объем финансовых ресурсов, мобилизуемых на свои нужды. В демократическом обществе государство теоретически представляет только интересы населения, и здесь важна сама процедура выявления этих интересов и формирования их как государственных.

Итак, государственные  финансы отражают экономические  отношения по формированию и использованию  централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций.

Основным  финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование  централизованных фондов денежных средств  как обязательного условия функционирования любого государства, является государственный  бюджет. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

К общегосударственным  финансам относятся также государственные  внебюджетные фонды и государственное  кредитование. Вместе они составляют государственные финансы страны.

Общегосударственные нужды, к которым в частности, относятся государственное управление, оборона страны, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. Это осуществляется посредством мобилизуемых государственных финансов. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. С их помощью осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики с учетом долгосрочных интересов страны. Перераспределение ресурсов между секторами экономики отраслями, социальными группами и территориями является рычагом структурной перестройки экономики, реализации елевых и научно-технических программ.

Информация о работе Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития