Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 07:21, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА
1.1 Общее понятие о государственных финансах
1.2 Сущность финансовых ресурсов государства
2. СТУКТУРА И СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РФ
2.1 Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства
2.2 Роль консолидированного бюджета в анализе финансовых ресурсов государства
2.3 Значение внебюджетных фондов
2.4 Сущность и основные элементы государственного кредита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Финансовые ресурсы государства - состав, структура, перспективы развития.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

Государство осуществляет свои функции не в целях  получения коммерческой выгоды или  прибыли, а для обеспечения коллективного  потребления. В этом плане государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.

Таким образом, финансовые ресурсы государства  – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые  ресурсы – это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами.

Финансовые  ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит.

 

2. СТУКТУРА И СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РФ

2.1 Государственный  бюджет как основа формирования  финансовых ресурсов государства

 

Для организации  бесперебойного кругооборота фондов в  масштабе всей экономики и обеспечения  социальной поддержки населения  необходима централизация денежных ресурсов, выходящих за рамки отдельных  хозяйств и отраслей. Эту функцию  в обществе, как известно, выполняет государство.

Основным  средством проведения финансовой политики является бюджет, который представляет собой конкретный и подробный  план сбора и использования финансовых ресурсов.

Бюджет  – это центральное звено системы финансов.

Бюджет  в условиях развития рыночной экономики  играет ведущую роль в создании экономических  условий для обеспечения национальной безопасности страны, содержания органов  государственного управления, проведения фундаментальных исследований, охраны окружающей среды, поддержки и развития предприятий различных форм собственности, социальной и культурной сферы.

Чтобы более  полно раскрыть сущность бюджета, следует  рассмотреть его трактовку с  трех позиций:

1) по  экономической сущности – денежные  отношения, складывающиеся между  органами государственной власти  и местного самоуправления с  юридическими и физическими лицами  по поводу перераспределения  национального дохода (главного  источника финансовых ресурсов  государства) в связи с необходимостью  удовлетворения экономических, социальных  и политических интересов общества;

2) по  материально-вещественному воплощению  – фонд денежных средств, формируемый  для финансового обеспечения  мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных на государство и местное самоуправление;

3) по  организационной форме – финансовый  документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Исходя  из этого, можно определить функции  бюджета. Первая функция заключается  в образовании основного централизованного  фонда денежных средств, что происходит за счет бюджетных доходов (налогов, неналоговых доходов, займов). Вторую функцию – расходование бюджетного фонда, выполняют конкретные направления бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам. Третья функция, контрольная, заключается в контроле за поступлением доходов и целевым их использованием.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, бюджет выражается в распределительных отношениях между государством, с одной стороны, и предприятиями и населением, с другой, связанным с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Бюджет  государства – сердце экономической  системы. От составления бюджета зависти экономическое развитие государства, а от уровня развития экономики, в свою очередь, зависит состояние бюджета.

Согласно  Конституции Российской Федерации  бюджет государства – это консолидированный  бюджет России, а государственный  бюджет называется федеральным.

Основные  функции управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей, а  также для финансового обеспечения  общегосударственных мероприятий  формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет Российской Федерации.

В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные  с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

Структурно  бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части:

1) доходную, в которой перечисляют все поступления в бюджет и их источники;

2) расходную, в которой перечисляются расходы бюджета и потребители бюджетных средств.

Для решения  своих задач федеральный бюджет, в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами РФ, наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами. Основную часть бюджета формируют налоги (таблица 1) Ключевыми налогами, дающими основную массу доходов являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль.

Неналоговые доходы по источникам образования это: получение доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; внутренние и внешние займы; продажу и залог государственной собственности в процессе приватизации. Налоги и неналоговые доходы являются источниками формирования финансовых ресурсов.

Средства  расходной части государственного бюджета направляют на такие направления, как:

- финансирование  народного хозяйства и его  структурной перестройки;

- финансирование  социально-культурных мероприятий;

- укрепления  обороноспособности страны;

- содержание  органов государственного управления;

- создание  государственных материальных и  финансовых резервов;

- финансовая  поддержка бюджетов субъектов  Федерации;

- погашение  и обслуживание государственного  долга.

По экономическому смыслу расходы бюджета можно разделить на: текущие – которые обеспечивают базовые потребности бюджетного сектора и обладают краткосрочным эффектом, и капитальные – средства на решение инвестиционных вопросов, которые обладают долгосрочным эффектом.

Частным вопросом общей концентрации финансовых ресурсов в рамках государства является их распределение между разными  уровнями государственной власти. Другими словами, речь идет о том какую роль играет федеральный центр в распределении общей величины государственных финансовых ресурсов.

Путем централизации  в государственном бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности.

2.2 Роль консолидированного  бюджета в анализе финансовых  ресурсов государства

Согласно  Конституции Российской Федерации  кроме федерального (государственного) бюджета, существует понятие бюджета государства – это консолидированный бюджет России.

Бюджетный кодекс РФ дает следующие определения:

- бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

- консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории;

- государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет не имеет юридической силы, не публикуется и носит информативный  характер.

Однако  показатели консолидированных бюджетов являются статистическими данными, характеризующими агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования в целом РФ и отдельных субъектов страны. Эти показатели используются в бюджетном планировании.

Важна роль показателей консолидированных  бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного  финансового фонда страны, то есть суммы всех финансовых ресурсов, поступающих  в бюджетную систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета РФ, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:

Сводный финансовый баланс Российской Федерации  – документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.

 Сводный  финансовый баланс Российской  Федерации составляется в целях  оценки объемов финансовых ресурсов  при разработке прогноза социально-экономического  развития Российской Федерации  и проекта федерального бюджета  на очередной финансовый год  и плановый период и влияния  федеральной политики в области  экономического развития на показатели  прогноза социально-экономического  развития Российской Федерации.

Также, данные консолидированных бюджетов используются в экономико-математических моделях  прогнозирования бюджетов.

Для расчета  финансовых ресурсов на перспективу  исследуются корреляционные связи  между объемами доходов консолидированных  бюджетов и такими переменными, как  ВВП, национальный доход, объем валовой  продукции промышленности, сельского хозяйства.

Так как  по экономическому содержанию бюджет государства – это часть созданного ВВП, то основным элементом экономической  стратегии государства является определение того, какая часть ВВП будет направлена в бюджет. Чем выше уровень централизации в экономике, тем выше удельный вес бюджета в ВВП, тем выше степень государственного регулирования в экономике. Анализ, проведенный Институтом экономического анализа, доказывает следующее: чем ниже удельный вес бюджета в ВВП, т.е. чем меньше бюджет берет на себя регулирующую функцию, тем выше темпы экономического развития той или иной страны.

Кроме того, показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих  различные виды обеспеченности жителей  страны; среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

 

2.3 Значение внебюджетных фондов

Финансовая система как совокупность специальных институтов, призванных наиболее эффективно перераспределять ограниченные ресурсы экономики, включат в себя кроме подсистемы государственного перераспределения в рамках бюджетной системы, также государственные внебюджетный фонды.

Внебюджетные  фонды создаются федеральными и  региональными органами государственной  власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых строго по целевому назначению.

Внебюджетные  фонды – одна из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения с целью обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, в том числе обеспечения научно-технических и социальных условий, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и общеэкономического развития.

Внебюджетные  фонды отделены от бюджета и имеют  определенную самостоятельность.

Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Эти фонды создают  двумя путями:

1) выделение  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

2) определение  собственных источников доходов.

Главными  методами мобилизации национального  дохода в процессе перераспределения  при формировании фондов выступают  специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Автономность  внебюджетных фондов от бюджета призвана подчеркнуть их особую социальную значимость. Эта социальная значимость требует  строго целевого расходования средств  каждого фонда. В названии фонда  отражается направление расходования средств.

 К внебюджетным фондам относят: пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения.

Посредством создания внебюджетных фондов любого уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых  мероприятий за счет специальных  отчислений и других источников.

Информация о работе Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития