Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 07:21, контрольная работа
В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА
1.1 Общее понятие о государственных финансах
1.2 Сущность финансовых ресурсов государства
2. СТУКТУРА И СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РФ
2.1 Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства
2.2 Роль консолидированного бюджета в анализе финансовых ресурсов государства
2.3 Значение внебюджетных фондов
2.4 Сущность и основные элементы государственного кредита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государство
осуществляет свои функции не в целях
получения коммерческой выгоды или
прибыли, а для обеспечения
Таким образом, финансовые ресурсы государства – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.
Финансовые ресурсы – это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами.
Финансовые ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:
- государственную бюджетную систему;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный кредит.
Для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящих за рамки отдельных хозяйств и отраслей. Эту функцию в обществе, как известно, выполняет государство.
Основным
средством проведения финансовой политики
является бюджет, который представляет
собой конкретный и подробный
план сбора и использования
Бюджет – это центральное звено системы финансов.
Бюджет
в условиях развития рыночной экономики
играет ведущую роль в создании экономических
условий для обеспечения
Чтобы более полно раскрыть сущность бюджета, следует рассмотреть его трактовку с трех позиций:
1) по
экономической сущности –
2) по
материально-вещественному
3) по
организационной форме –
Исходя
из этого, можно определить функции
бюджета. Первая функция заключается
в образовании основного
Таким образом, можно сделать следующий вывод, бюджет выражается в распределительных отношениях между государством, с одной стороны, и предприятиями и населением, с другой, связанным с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Бюджет государства – сердце экономической системы. От составления бюджета зависти экономическое развитие государства, а от уровня развития экономики, в свою очередь, зависит состояние бюджета.
Согласно
Конституции Российской Федерации
бюджет государства – это
Основные
функции управления государством возложены
на центральные органы власти. Для
выполнения ими их обязанностей, а
также для финансового
В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.
Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части:
1) доходную, в которой перечисляют все поступления в бюджет и их источники;
2) расходную, в которой перечисляются расходы бюджета и потребители бюджетных средств.
Для решения
своих задач федеральный
Неналоговые доходы по источникам образования это: получение доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; внутренние и внешние займы; продажу и залог государственной собственности в процессе приватизации. Налоги и неналоговые доходы являются источниками формирования финансовых ресурсов.
Средства
расходной части
- финансирование народного хозяйства и его структурной перестройки;
- финансирование
социально-культурных
- укрепления обороноспособности страны;
- содержание
органов государственного
- создание
государственных материальных
- финансовая поддержка бюджетов субъектов Федерации;
- погашение
и обслуживание
По экономическому смыслу расходы бюджета можно разделить на: текущие – которые обеспечивают базовые потребности бюджетного сектора и обладают краткосрочным эффектом, и капитальные – средства на решение инвестиционных вопросов, которые обладают долгосрочным эффектом.
Частным вопросом общей концентрации финансовых ресурсов в рамках государства является их распределение между разными уровнями государственной власти. Другими словами, речь идет о том какую роль играет федеральный центр в распределении общей величины государственных финансовых ресурсов.
Путем централизации в государственном бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности.
Согласно Конституции Российской Федерации кроме федерального (государственного) бюджета, существует понятие бюджета государства – это консолидированный бюджет России.
Бюджетный кодекс РФ дает следующие определения:
- бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
- консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории;
- государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Консолидированный
бюджет не имеет юридической силы,
не публикуется и носит
Однако показатели консолидированных бюджетов являются статистическими данными, характеризующими агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования в целом РФ и отдельных субъектов страны. Эти показатели используются в бюджетном планировании.
Важна роль
показателей консолидированных
бюджетов и при анализе формирования
и использования
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:
Сводный финансовый баланс Российской Федерации – документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.
Сводный
финансовый баланс Российской
Федерации составляется в
Также, данные консолидированных бюджетов используются в экономико-математических моделях прогнозирования бюджетов.
Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.
Так как
по экономическому содержанию бюджет
государства – это часть
Кроме того, показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны; среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.
2.3 Значение внебюджетных фондов
Финансовая система как совокупность специальных институтов, призванных наиболее эффективно перераспределять ограниченные ресурсы экономики, включат в себя кроме подсистемы государственного перераспределения в рамках бюджетной системы, также государственные внебюджетный фонды.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых строго по целевому назначению.
Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения с целью обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, в том числе обеспечения научно-технических и социальных условий, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и общеэкономического развития.
Внебюджетные фонды отделены от бюджета и имеют определенную самостоятельность.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Эти фонды создают двумя путями:
1) выделение
из бюджета определенных
2) определение
собственных источников
Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Автономность внебюджетных фондов от бюджета призвана подчеркнуть их особую социальную значимость. Эта социальная значимость требует строго целевого расходования средств каждого фонда. В названии фонда отражается направление расходования средств.
К внебюджетным фондам относят: пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения.
Посредством создания внебюджетных фондов любого уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых мероприятий за счет специальных отчислений и других источников.
Информация о работе Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития