Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 07:21, контрольная работа
В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА
1.1 Общее понятие о государственных финансах
1.2 Сущность финансовых ресурсов государства
2. СТУКТУРА И СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РФ
2.1 Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства
2.2 Роль консолидированного бюджета в анализе финансовых ресурсов государства
2.3 Значение внебюджетных фондов
2.4 Сущность и основные элементы государственного кредита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Классифицируются внебюджетные фонды следующим образом. В зависимости от функционального назначения они делятся на фонды экономического, социального и природоохранного характера; в соответствии с уровнем управления – на общегосударственные и региональные.
Внебюджетные фонды обеспечивают строго целевое использование средств.
Наличие
специальной системы
Через внебюджетные
фонды осуществляется обязательное
социальное страхование. В иерархии
страховой деятельности социальное
страхование удовлетворяет
В социально-политическом аспекте социальное страхование представляет способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. Важнейший из них – Пенсионный фонд. Средства этого фонда формируются за счет страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, пособий на детей.
К источникам поступления денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования относятся: средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога; средства федерального бюджета; другие поступления и взносы. Медицинское страхование по сути своей является отраслью социального страхования и может осуществляться как в обязательном, так и добровольном порядке.
Обязательное
медицинское страхование –
Формирование
финансовых ресурсов фонда осуществляется
за счет отчислений от средств, аккумулированных
посредством внесения единого социального
налога. Средства фонда обязательного
медицинского страхования находятся
в государственной
Плательщиками выступают предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов, пенсионеров и других категорий). Средства Фонда обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательный счет Расчетного контрольного центра, управляемого администрацией территории. С этого расчетного счета средства направляются на расчетные счета страховых компаний.
Одной из важных задач экономической политики, является решение проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и покрытия их возможных дефицитов. Один из инструментов достижения сбалансированности между доходами и расходами – это государственный кредит, который является способом привлечения свободных финансовых ресурсов хозяйственных структур и средства населения для покрытия своих расходов государством.
Государственный кредит – это система денежных отношений при которой кредитором или заемщиком выступает государство.
В основном государственный кредит используется для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. Однако, с развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов и используется для покрытия дефицита бюджета, стабилизации денежного обращения в стране.
Кредитором могут выступать также другие государства.
Т.е. основным фактором, обусловливающим возникновение государственного долга, является дефицит бюджета. Его возникновение порождается временным разрывом между объемом мобилизуемых доходов и предполагаемыми необходимыми расходами.
Таким образом объясняется объективная необходимость государственного долга.
Государственный долг является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения, поскольку основным источником его погашения являются текущие и будущие расходы бюджета.
Средства, взятые взаем государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера (не направляются на обеспечение процесса расширенного производства и создания новой стоимости), а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы для покрытия всей совокупности государственных расходов.
Взятые
взаймы денежные средства поступают
в распоряжение органов государственной
власти, превращаясь в их дополнительные
финансовые ресурсы. Они направляются,
как правило, на покрытие бюджетного
дефицита. Источником погашения государственных
займов и выплаты процентов по
ним выступают средства бюджета.
Однако, наладив отношения по линии
государственного кредита, правительство
не отказывается от возможности мобилизации
дополнительного финансового
Как экономическая
категория государственный
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
Источником
погашения государственных
Государственный кредит, как финансовая категория выполняет три функции:
- распределительную, через которую осуществляется формирование централизованных денежных фондов или их использование на принципах срочности, платности и возвратности;
- регулирующую, при реализации которой, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость,
- контрольную, которая в основном контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы (например, облигации внутреннего валютного займа - ОВВЗ, облигации федерального займа - ОФЗ), заемные инструменты для международных финансовых рынков (например, евробонды).
Подводя итог данной работы, нужно отметить, что финансовые ресурсы государства играют важную роль в экономическом развитии страны, являясь инструментом, с помощью которого государство проводит свою финансовую политику и реализует свои экономические и социальные функции. Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, и как один из ведущих экономических рычагов государства.
Основное общественное назначение финансов заключается в формировании и использовании денежных фондов, которые и являются финансовыми ресурсами государства. Отсюда вытекает определение, финансовые ресурсы государства – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.
Финансовые ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:
- государственную бюджетную систему;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный кредит.
Эти три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.
Центральным звеном финансовых ресурсов является государственный бюджет, который в РФ согласно Конституции называется Федеральным бюджетом.
Функции
бюджета заключаются в
Финансовая система как совокупность специальных институтов, призванных наиболее эффективно перераспределять ограниченные ресурсы экономики, включат в себя кроме подсистемы государственного перераспределения в рамках бюджетной системы, также государственные внебюджетный фонды.
Внебюджетные
фонды – одна из форм перераспределения
национального дохода государства
в пользу определенных социальных групп
населения с целью обеспечения
расширенного воспроизводства трудовых
ресурсов, в том числе обеспечения
научно-технических и
К внебюджетным
фондам относят: пенсионный фонд, фонд
государственного социального страхования,
фонд обязательного медицинского страхования
и другие целевые фонды
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Одной из важных задач экономической политики, является решение проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и покрытия их возможных дефицитов. Один из инструментов достижения сбалансированности между доходами и расходами – это государственный кредит, который является способом привлечения свободных финансовых ресурсов хозяйственных структур и средства населения для покрытия своих расходов государством.
В основном государственный кредит используется для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета.
Однако, с развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества.
Государственные
финансы являются мощным элементом
макроэкономического
За счет
централизованных фондов удовлетворяются
потребности расширенного воспроизводства
на макроуровне, осуществляется межотраслевое
и межрегиональное
Информация о работе Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития