Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 07:21, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА
1.1 Общее понятие о государственных финансах
1.2 Сущность финансовых ресурсов государства
2. СТУКТУРА И СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РФ
2.1 Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства
2.2 Роль консолидированного бюджета в анализе финансовых ресурсов государства
2.3 Значение внебюджетных фондов
2.4 Сущность и основные элементы государственного кредита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Финансовые ресурсы государства - состав, структура, перспективы развития.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

Классифицируются  внебюджетные фонды следующим образом. В зависимости от функционального  назначения они делятся на фонды  экономического, социального и природоохранного характера; в соответствии с уровнем  управления – на общегосударственные и региональные.

Внебюджетные  фонды обеспечивают строго целевое  использование средств.

Наличие специальной системы собственных источников финансирования целевых мероприятий в отличии от бюджетных ресурсов обеспечивает: дополнительное привлечение средств в фонды; целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления.

Через внебюджетные фонды осуществляется обязательное социальное страхование. В иерархии страховой деятельности социальное страхование удовлетворяет потребность  в безопасности высшего (в иерархическом  плане) уровня – государства и общества в целом.

В социально-политическом аспекте социальное страхование  представляет способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение  в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. Важнейший из них – Пенсионный фонд. Средства этого фонда формируются за счет страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, пособий на детей.

К источникам поступления денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования относятся: средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога; средства федерального бюджета; другие поступления и взносы. Медицинское страхование по сути своей является отраслью социального страхования и может осуществляться как в обязательном, так и добровольном порядке.

Обязательное  медицинское страхование – составная  часть государственного социального  страхования, оно призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности  в получении медицинского страхования  в объемах и на условиях, соответствующих  утвержденным программам.

Формирование  финансовых ресурсов фонда осуществляется за счет отчислений от средств, аккумулированных посредством внесения единого социального  налога. Средства фонда обязательного  медицинского страхования находятся  в государственной собственности.

Плательщиками выступают предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности  и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов, пенсионеров и других категорий). Средства Фонда обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательный счет Расчетного контрольного центра, управляемого администрацией территории. С этого расчетного счета средства направляются на расчетные счета страховых компаний.

2.4 Сущность и основные элементы государственного кредита

Одной из важных задач экономической политики, является решение проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и покрытия их возможных дефицитов. Один из инструментов достижения сбалансированности между доходами и расходами – это государственный кредит, который является способом привлечения свободных финансовых ресурсов хозяйственных структур и средства населения для покрытия своих расходов государством.

Государственный кредит – это система денежных отношений при которой кредитором или заемщиком выступает государство.

В основном государственный кредит используется для финансирования расходов государства  при наличии дефицита бюджета. Однако, с развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества.

Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов и используется для покрытия дефицита бюджета, стабилизации денежного обращения в стране.

Кредитором  могут выступать также другие государства.

Т.е. основным фактором, обусловливающим возникновение государственного долга, является дефицит бюджета. Его возникновение порождается временным разрывом между объемом мобилизуемых доходов и предполагаемыми необходимыми расходами.

Таким образом объясняется объективная необходимость государственного долга.

Государственный долг является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие  поколения, поскольку основным источником его погашения являются текущие  и будущие расходы бюджета.

Средства, взятые взаем государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера (не направляются на обеспечение процесса расширенного производства и создания новой стоимости), а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы для покрытия всей совокупности государственных расходов.

Взятые  взаймы денежные средства поступают  в распоряжение органов государственной  власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии  государственного кредита, правительство  не отказывается от возможности мобилизации  дополнительного финансового фонда  и в условиях сбалансированного  бюджета. Это вполне оправданный  шаг, поскольку за счет средств фонда  государственного кредита могут  финансироваться дополнительные программы  хозяйственного и социально-культурного  немедленно без ожидания поступления  обычных доходов.

 

 

Как экономическая  категория государственный кредит является пересечением двух видов денежных отношений – финансов и кредита  и несет черты как тех, так  и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов  он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства  известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика  в бюджет во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма  возвращается с процентами.

Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним  выступают средства бюджета, где  ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку.

Государственный кредит, как финансовая категория  выполняет три функции:

 - распределительную, через которую осуществляется формирование централизованных денежных фондов или их использование на принципах срочности, платности и возвратности;

- регулирующую, при реализации которой, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость,

 - контрольную, которая в основном контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

 Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы (например, облигации внутреннего валютного займа - ОВВЗ, облигации федерального займа - ОФЗ), заемные инструменты для международных финансовых рынков (например, евробонды).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог данной работы, нужно отметить, что финансовые ресурсы государства играют важную роль в экономическом развитии страны, являясь инструментом, с помощью которого государство проводит свою финансовую политику и реализует свои экономические и социальные функции. Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, и как один из ведущих экономических рычагов государства.

Основное  общественное назначение финансов заключается в формировании и использовании денежных фондов, которые и являются финансовыми ресурсами государства. Отсюда вытекает определение, финансовые ресурсы государства – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

Финансовые  ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:

- государственную  бюджетную систему;

- внебюджетные  специальные фонды;

- государственный  кредит.

Эти три  блока финансовых отношений относятся  к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.

Центральным звеном финансовых ресурсов является государственный бюджет, который  в РФ согласно Конституции называется Федеральным бюджетом.

Функции бюджета заключаются в следующем: первая функция – в образовании основного централизованного фонда денежных средств, что происходит за счет бюджетных доходов (налогов, неналоговых доходов, займов). Вторая функция – расходование бюджетного фонда, ее выполняют конкретные направления бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам. Третья функция, контрольная, заключается в контроле за поступлением доходов и целевым их использованием.

Финансовая система как совокупность специальных институтов, призванных наиболее эффективно перераспределять ограниченные ресурсы экономики, включат в себя кроме подсистемы государственного перераспределения в рамках бюджетной системы, также государственные внебюджетный фонды.

Внебюджетные  фонды – одна из форм перераспределения  национального дохода государства  в пользу определенных социальных групп  населения с целью обеспечения  расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, в том числе обеспечения  научно-технических и социальных условий, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса  и общеэкономического развития.

К внебюджетным фондам относят: пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования  и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными  ресурсами приоритетные отрасли  экономики.

Одной из важных задач экономической политики, является решение проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и покрытия их возможных дефицитов. Один из инструментов достижения сбалансированности между  доходами и расходами – это государственный кредит, который является способом привлечения свободных финансовых ресурсов хозяйственных структур и средства населения для покрытия своих расходов государством.

В основном государственный кредит используется для финансирования расходов государства  при наличии дефицита бюджета.

Однако, с развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества.

Государственные финансы являются мощным элементом  макроэкономического регулирования. С помощью правильного регулирования  этого инструмента государства  может решать разнообразные задачи, регулирования темпов экономического развития, социальный уровень населения и т.п.

За счет централизованных фондов удовлетворяются  потребности расширенного воспроизводства  на макроуровне, осуществляется межотраслевое  и межрегиональное перераспределение  ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных  территорий. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный кодекс РФ.
  2. Белая В.В. Развитие взглядов на государственные финансы в экономической науке // Финансы и кредит. 2008. № 27. с. 19-27.
  3. Завьялов Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы // Финансы. 2008. №6. с. 15-19.
  4. Клисторин В.И., Сумская Т.В. Роль института местного самоуправления в развитии федеративных отношений // Регион: экономика и социология. 2008. № 1. с. 58-74.
  5. Кузнецов В.М. Анализ привлечения и использования Российской Федерацией средств займов международных финансовых организаций и перспективы дальнейшего сотрудничества // Финансы и кредит. 2008. №16. с. 13-15
  6. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 135 с.
  7. Роль финансовой и банковских систем в инновационном развитии экономики России // Финансы и кредит. 2008. №23. с. 2-16.
  8. Россохин В.В. Финансовые ресурсы России и причины их сверхконцентрации в ограниченном количестве активов на рынке ценных бумаг // Финансы и кредит. 2008. № 9. с. 33-37.
  9. Финансы, денежное обращение, кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной – М.: Изд-во «Юнити», 2007. Х с.
  10. Шевченко И.В, Александрова Е.Н., Кофтун А.А., Орлова Н.В. Роль инструментов экономической политики государства в активизации инвестиционного процесса в России // Финансы и кредит. 2008. № 13. с. 3-8.
  11. Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. 2006. №4. с. 4-30.

Информация о работе Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития