Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:11, курсовая работа
Основной целью данной работы являются комплексный анализ теоретических и практических проблем финансовых основ муниципального хозяйства и определение основных направлений их совершенствования. Для достижения этой цели в были поставлены и решались следующие задачи:
определение понятия и структуры финансовых основ местного самоуправления;
исследование своеобразия и этапов становления и развития правовых основ местных финансов;
анализ действующей системы нормативных правовых актов, регулирующих финансовую систему местного;
определение сущности, структуры и особенностей местных финансов в системе муниципальной собственности как важнейшей составляющей финансово-экономического развития муниципальных образований;
выявление правовых форм взаимодействия органов местного самоуправления с финансово-кредитными институтами и хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования;
выработка предложений по совершенствованию законодательной базы, перспектив и путей развития финансово-экономической основы местного самоуправления муниципальными органами.
Введение .............................................................................................................. 3
Глава 1. Понятие и значение финансов муниципального хозяйства ............ 6
1.1 Понятие финансовых основ муниципального хозяйства ......................... 6
1.2 Значение финансов муниципального хозяйства ....................................... 8
Глава 2. Местный бюджет ................................................................................ 13
2.1 Функции местных бюджетов ..................................................................... 13
2.2 Доходная часть местных бюджетов .......................................................... 16
2.3 Расходная часть местных бюджетов ......................................................... 20
Заключение ........................................................................................................ 24
Список использованной литературы ............................................................... 29
Муниципальная собственность используется как инструмент создания привлекательных рамочных условий для развития малого бизнеса. Льготы по арендной плате и коммунальным платежам, муниципальные заказы и поручительства обеспечивают не только создание новых производств, но и гарантируют в перспективе рост доходности территорий муниципальных образований. Вместе с тем, отсутствие полной и достоверной информации о земельных участках, объектах недвижимости и зарегистрированных правах на них делает невозможным эффективное управление земельными ресурсами, недвижимостью и территориями муниципальных образований в целом.
По-прежнему актуальной остается задача повышения эффективности использования муниципального имущества за счет:
Глава 2. Местный бюджет.
2.1 Функции местных бюджетов.
В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»7 местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.
Местный бюджет определяется как совокупность организационных бюджетных отношений, посредством которых часть финансовых ресурсов страны направляется в распоряжение местных органов власти (муниципальных образований) для решения вопросов местного значения, а также осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.
В 1998 г. были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует, в первую очередь, отнести Налоговый и Бюджетный Кодексы. Принят и воплощается в жизнь Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления». В настоящее время отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальным уровнями государственной власти, органами местного самоуправления. Существует серьезное отставание теоретических и практических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России. Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти. К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии.
Для финансирования
данных расходов местным органам самоуправления
необходим достаточный уровень доходных
источников местных бюджетов.
Одним из основных принципов построения
и функционирования бюджетной системы
РФ является принцип самостоятельности
бюджетов. Данный принцип предусматривает,
что расходы каждого бюджета должны покрываться
его доходами. Однако, анализ бюджетов
на местном уровне свидетельствует о том,
что принципы самостоятельности не получают
достаточного практического подтверждения.
Недостаток собственных средств местных
бюджетов для финансирования деятельности
органов местного самоуправления компенсируется
значительными объемами дотаций, субвенций
и других видов финансовой помощи местным
бюджетам. В понятие «межбюджетные отношение»8 входит не только получение финансовой
помощи, но и законодательное распределение
доходов и расходов на долговременной
основе между звеньями бюджетной системы.
Не решив эту проблему, нельзя рассчитывать
на качественное улучшение механизма
бюджетного регулирования, достижения
реальной самостоятельности местных бюджетов.
Для того, чтобы принцип самостоятельности
местных бюджетов не носил чисто формального
характера, помимо законодательного разграничения
доходных и расходных функций между бюджетами
различных уровней, необходимо заинтересовать
органы местного самоуправления в получении
дополнительной помощи из вышестоящих
бюджетов. Дополнительная помощь может
выделяться в зависимости от выполнения
административно-
Разработка единой, научно
обоснованной методики определения социальных
нормативов расходования бюджетных средств,
учитывающей инфляционные процессы, различие
потребностей в социальных расходах, обеспечит
объективность в определении размеров
минимального бюджета. Вместе с тем, необходимо
использовать регулирующие налоги не
только как инструмент вертикального,
но и горизонтального выравнивания доходов
соответствующих бюджетов, что позволит
уменьшить потребность в трансфертах
и других видах межбюджетной помощи.
Экономическая сущность
местных бюджетов проявляется в их назначении.
Они выполняют следующие функции: формирование
денежных фондов, являющихся финансовым
обеспечением деятельности местных органов
власти; распределение и использование
этих фондов между отраслями народного
хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятий, организаций
и учреждений, подведомственных этим органам
власти. Важное значение, имеют местные
бюджеты в осуществлении общегосударственных
экономических и социальных задач в первую
очередь в распределении государственных
средств на содержание и развитие социальной
инфраструктуры общества. Эти средства
проходят через систему местных бюджетов,
включающих более 29 тысяч городских, районных,
поселковых и сельских бюджетов. Осуществление
государством социальной политики требует
больших материальных и финансовых ресурсов.
В основе распределения общегосударственных
денежных ресурсов между звеньями бюджетной
системы заложены принципы самостоятельности
местных бюджетов, их государственной
финансовой поддержки.
Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
2.2 Доходная часть местных бюджетов.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления9.
Доходная
часть местных бюджетов
Собственные
доходы – налоговые и
К собственным доходам местных бюджетов относятся10:
Муниципальным
органам в период 1994 – 1996 гг. было
предоставлено право вводить
налоги и сборы, не
Сейчас ситуация с введением местных налогов и сборов существенно изменилась. В Налоговом кодексе дается перечень местных налогов и сборов11:
Причем
перечень местных налогов
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся12:
К собственным
доходам местных бюджетов
Под средствами
самообложения граждан
На практике при составлении проектов бюджетов и их исполнении часто вообще не проводят различия между собственными и регулирующими доходами. Этому способствует то, что в бюджетной классификации доходов бюджетов не предусмотрена градация учета доходов по способам зачисления в бюджеты.
Информация о работе Финансовые ресурсы муниципального хозяйства