Финансовые ресурсы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы являются комплексный анализ теоретических и практических проблем финансовых основ муниципального хозяйства и определение основных направлений их совершенствования. Для достижения этой цели в были поставлены и решались следующие задачи:
определение понятия и структуры финансовых основ местного самоуправления;
исследование своеобразия и этапов становления и развития правовых основ местных финансов;
анализ действующей системы нормативных правовых актов, регулирующих финансовую систему местного;
определение сущности, структуры и особенностей местных финансов в системе муниципальной собственности как важнейшей составляющей финансово-экономического развития муниципальных образований;
выявление правовых форм взаимодействия органов местного самоуправления с финансово-кредитными институтами и хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования;
выработка предложений по совершенствованию законодательной базы, перспектив и путей развития финансово-экономической основы местного самоуправления муниципальными органами.

Содержание работы

Введение .............................................................................................................. 3
Глава 1. Понятие и значение финансов муниципального хозяйства ............ 6
1.1 Понятие финансовых основ муниципального хозяйства ......................... 6
1.2 Значение финансов муниципального хозяйства ....................................... 8
Глава 2. Местный бюджет ................................................................................ 13
2.1 Функции местных бюджетов ..................................................................... 13
2.2 Доходная часть местных бюджетов .......................................................... 16
2.3 Расходная часть местных бюджетов ......................................................... 20
Заключение ........................................................................................................ 24
Список использованной литературы ............................................................... 29

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМФ.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

     К средствам  бюджетного регулирования местных  бюджетов относятся14:

  • нормативные отчисления от регулирующих доходов,
  • дотации и субвенции местным бюджетам,
  • средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований,
  • средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

     Дотации  – бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов15.

     Субвенция  – бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ или юридическому  лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов16.

     Субсидия  – бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ, физическому или юридическому  лицу на условиях долевого  финансирования целевых расходов17.

     Эффективность разрешения основных проблем муниципального уровня зависит от формирования достаточной доходной базы местных бюджетов. С этой целью введены необходимые положения в новую редакцию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесены в Государственную Думу и приняты в первом чтении изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации.

         Поступление налогов и сборов в местный бюджет РФ в 2007 году.

     В местный бюджет в отчетном году поступило налогов и сборов в сумме 24 195 млн.руб., что на 43% больше поступлений за 2006 год. Из них в декабре сумма поступления налогов и сборов составляет 2 353 млн.руб., темп роста 135%.

3.3 Расходная часть местных бюджетов.

      Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (ст.6 БК РФ).

     Расходная  часть местных бюджетов включает (ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»)18:

  • расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ;
  • расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
  • расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
  • ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
  • иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

          В Бюджетном кодексе (ст. 87) устанавливается  перечень расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов19:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
  • финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

     Расходы  бюджетов, предусмотренные бюджетной  классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

     К бюджету  текущих расходов относятся расходы  на текущее содержание и капитальный  ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального  хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

     К бюджету  развития относятся ассигнования  на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий.

 

Вывод.

     Бюджет  муниципального образования (местный  бюджет), предназначен для исполнения  расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается20.

    В местных  бюджетах, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления, полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенции из других бюджетов, бюджетной системы Российской Федерации, для осуществления отдельных государственных полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Согласно действующей Конституции, в РФ действуют нормы о построении системы местного самоуправления на основе ее самостоятельности. В первую очередь, это подразумевает самостоятельность финансовую и экономическую. В развитие этих конституционных норм был принят перечень федеральных законов, регламентирующих взаимоотношения между государственными и муниципальными уровнями власти. Активно развивается региональное и муниципальное нормотворчество, направленное на обеспечение финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления.

     Ключевым  годом в процессе формирования  местного самоуправления в РФ был 199121. С этого момента органы местного самоуправления наделены правом, иметь самостоятельные бюджеты. Им предоставляется право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ними. Иными словами, законодательно закреплен институт муниципальной собственности. С целью реализации правомочий собственника органы местного самоуправления в состоянии осуществлять управление муниципальными финансами и объектами муниципальной собственности. Для сохранения уже имеющейся собственности за ними закрепляется право принятия решений по вопросам ограничений, обусловленных снижением рисков нанесения ущерба или утраты части муниципальной собственности, а также возможности монополизации определенных секторов муниципального рынка.

На сегодняшний момент, уровень доходов органов местного самоуправления остается крайне низок. Хочется отметить, что низок уровень не только собственных доходов, но и доходов, закрепленных за органами местного самоуправления на постоянной или долговременной основе. Положение ухудшается и тем, что система межбюджетных отношений далека от совершенства22.    

Далее ситуация развивается  следующим образом. Отсутствие средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, а также для реализации решений органов государственной власти, приводит к тому, что органы местного самоуправления вынуждены либо использовать свои собственные средства, а это подрывает их и без того слабую финансовую основу, либо отказаться от реализации этих полномочий, что, в свою очередь, подрывает систему государственного строя РФ.

     На данный момент, можно сделать неутешительные выводы23:

     1. муниципальные  образования остановились в своем  развитии по причине отсутствия необходимых для этого финансовых средств;

     2. бюджеты  формируются зачастую с дефицитом,  преодоление которого вряд ли  возможно. В силу этого бюджеты  не могут обеспечить своевременного финансирования муниципальных расходов. Дефицит бюджетов приводит к неуклонному росту кредиторской задолженности муниципальных образований. Муниципалитеты, стремясь преодолеть возникающее при этом социальное напряжение, пользуются кредитами коммерческих банков, тем самым, усугубляя финансовое положение бюджетов. В условиях, когда эти средства привлекаются не для развития приносящей прибыль муниципальной экономики, а для покрытия долгов, кредиты превращаются в тяжкое бремя, передаваемое муниципальными чиновниками из поколения в поколение. Все вышеуказанное позволяет говорить о кризисе одного из равноправных уровней бюджетной системы РФ – местных бюджетов.

     В результате  всего этого органы местного  самоуправления не имеют достаточно средств, для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения. А это уже является нарушением сути местного самоуправления, которая подразумевает, что в стране признаются, гарантируются интересы местного населения (муниципальные интересы).

     Уровень развития местного самоуправления отражает уровень оптимизации использования государственных ресурсов. С точки зрения оптимизации использования ресурсов, система местного самоуправления является наиболее эффективной для выбора форм экономически максимально выгодных в конкретных условиях каждого отдельно взятого муниципального образования.

     Анализируя принятые Бюджетный Кодекс, Налоговый Кодекс, закон “О финансовых основах местного самоуправления” и ряд законопроектов по данным вопросам, можно увидеть целый перечень недостатков, которые не улучшат, а усугубят тяжелое положение муниципальных бюджетов24.

     Хочется  отметить, что данные нормативные  акты и законопроекты идеологически не увязаны с Конституцией и законодательством РФ. Зачастую отсутствует идеологическая связь и между самими этими актами.

     Неопределенность  законодательства по некоторым  иным аспектам финансовой деятельности органов местного самоуправления также оказывает свое негативное влияние. В этих условиях определение уровня реальных доходов муниципального образования представляется чрезвычайно трудным, а вследствие размытости критериев предоставляется возможность для крайне субъективного подхода к определению этого уровня.

     В целях восстановления финансовой основы местного самоуправления, нормализации бюджетов муниципальных образований и, соответственно, восстановления дееспособности органов местного самоуправления необходимо внесение изменений в действующее федеральное законодательство25. Подобные изменения должны соответствовать определенным принципам, например:

  • расходные полномочия местных бюджетов должны быть обеспечены соответствующими доходами;
  • расходы по финансированию вопросов местного значения должны быть обеспечены преимущественно доходами местных налогов и неналоговых доходов, закрепленными на постоянной основе и поступающими в местные бюджеты непосредственно от налогоплательщиков;
  • к местным налогам, в первую очередь, следует относить налоги, которые максимально эффективно могут быть собраны только на местном уровне;
  • расходы на выполнение основных государственных полномочий должны быть обеспечены долями отчислений от федеральных и региональных налогов – закрепляемыми за муниципальными образованиями на постоянной основе и зачисляемыми в бюджет непосредственно от налогоплательщиков;
  • система “выравнивания” бюджетной обеспеченности в субъектах федерации должна быть закреплена федеральным законодательством;
  • система межбюджетных отношений должна в полной мере распространяться на все три уровня бюджетной системы;
  • при разработке единой методологии расчетов и обеспечения минимальных местных бюджетов актами федерального законодательства должны быть закреплены: минимальные социальные стандарты; обязательность казначейского исполнения местных бюджетов (это еще больше ограничит финансовую самостоятельность местного самоуправления, однако поможет стабилизировать бюджеты муниципальных органов); передача на местный уровень налогов, на формирование базы которых оказывает реальной влияние деятельность муниципальных властей.

     Если данные  принципы будут реализованы в федеральном законодательстве, то муниципальные образования получат мотивацию к увеличению доходной части бюджетов всех трех уровней, стабильные и определенные условия бюджетного финансирования. Однако любые решения, связанные с финансированием деятельности органов местного самоуправления должны быть, в первую очередь, сориентированы на нынешнее положение муниципальных образований.

Информация о работе Финансовые ресурсы муниципального хозяйства