Финансовые вопросы охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты, но эту работу нужно продолжать.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы финансов охраны окружающей среды
1.1 Понятие об охране окружающей среды……………………………………..6
1.2 Содержание финансов охраны окружающей среды………………………..8
1.3 Механизм и методы регулирования охраны окружающей среды……...............................................................................................................14
Глава 2. Анализ финансов охраны окружающей среды Российской Федерации
2.1 Состояние современного финансирования охраны окружающей среды в России…………………………………………………………………………….23
2.2 Анализ бюджетных расходов на охрану окружающей среды в 2010 – 2013 гг…………………………………………………………………………………..27
2.3 Перспективы развития финансов охраны окружающей среды в России...29
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список литературы……………………………………………………………....39

Файлы: 1 файл

Курсовая на диск.docx

— 77.85 Кб (Скачать файл)

 

 Сущность и содержание платы за землю в законодательстве.

В России за использование земли приходится платить хоть и не много, но надо. Поэтому действующее законодательство определяет несколько форм платы за землю. Это: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.[14]

Так как Россия перешла на качественно новые отношения, мы бы их назвали даже капиталистическими, то изменились, и земельные отношения и появились различные нововведения в них. Одно из них - плата за землю. Цель введения платы за землю оправдана, это и стимулирование рационального использования земли, и некоторые развития населенных пунктов, и, наконец, создание специальных фондов для финансирования мероприятий по повышению плодородия земли и другие мероприятия.

Рассмотрение такого вопроса как плата за землю можно начать с земельного налога и арендной платы как наиболее часто встречающиеся в земельных отношениях. Земельный налог это определенная сумма которую обязан ежегодно вносить ( уплачивать ) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец. Арендная плата это тоже некая установленная сумма, но уже уплачиваемая за земли и земельные участки, которые находятся в аренде.

Хотелось бы отметить один факт, что предприятия, объединения, организации и учреждения, а также другие субъекты земельных правоотношений должны вносить земельный налог в виде стабильных платежей за единицу площади в расчёте за год, и этот размер земельного налога не зависит от результатов их хозяйственной деятельности. Это является большим упущением и здесь нужен другой подход. Например лучше было бы проанализировать эту хозяйственную деятельность и в определенные моменты этой деятельности взять и ослабить эту плату или же наоборот прижать то или иное предприятие увеличенным налогом ( например, установить некий процент от повышенного дохода того или иного предприятия). Но вот такой момент, пересмотр ставки земельного налога все - таки осуществляется компетентными органами в независимости от условий хозяйствования, это и повышение инфляции и изменения среднего размера заработной платы, а также некоторые другие.

Земельным налогом и арендной платой облагаются практически все земельные участки, находящиеся как в аренде, так и собственности у граждан и юридических лиц. Это и сельскохозяйственные угодья, земельные участки, наделы и участки для жилищного и дачного строительства. Но не имеет смысла перечислять здесь их все, так как исчерпывающий список можно найти в действующем законодательстве.

Как выше было отмечено земельный налог взимается с общей площади и не важно занята ли земля, какими либо постройками или нет. А вот такой вопрос, как взимание платы за землю с нескольких пользователей или собственников, на мой взгляд, урегулирован в достаточной степени. Так, например, за земли находящиеся в раздельном пользовании у нескольких граждан или юридических лиц земельный налог начисляется каждому в отдельности в пропорции той площади, которая находится в пользовании у каждого их них. Но если земля находится в общей собственности нескольких лиц, будь то граждане или юридические лица, то земельный налог начисляется каждому из собственников отдельно, но уже соразмерно их доли на эту площадь.

Сейчас не для кого не секрет, что наша страна находится в тяжелом экологическом положении и это прослеживается практически во всех странах. И тут особую роль играет плата за землю, имеется в виду та ее часть, которая идет в бюджет страны. Очевиден также и тот факт, что на финансирование различных мероприятий по землеустройству нужны деньги. А средства на эти нужды существенно урезаны в последнее время или не выделяются вообще, так как арендная плата и земельный налог идут в бюджет страны отдельной строкой то в ближайшее время можно с уверенностью сказать, что земельная отрасль сможет хоть как-нибудь, но поддерживать сама себя и даже развиваться.

Экологические фонды.

Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:

  1. платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;
  2. сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;
  3. средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
  4. полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;
  5. инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.

Экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей природной среды, населения, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью.

Основными задачами Федерального экологического фонда Российской Федерации являются:

- финансирование  и кредитование федеральных программ  и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности населения;

- мобилизация средств  на осуществление природоохранных мероприятий и программ;

- экономическое  стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений;

-содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, финансирование целевых проектов и программ такого сотрудничества;

- содействие в  развитии экологического воспитания  и образования. [12]

Экологическое страхование.

1. В Российской  Федерации осуществляется добровольное  и обязательное государственное  экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также  граждан, объектов их собственности  и доходов на случай экологического  и стихийного бедствия, аварий  и катастроф.

2. Фонды экологического  страхования используются на  прогнозирование, предотвращение и  ликвидацию последствий экологических  и стихийных бедствий, аварий  и катастроф.

3. Порядок экологического  страхования и использования  фондов устанавливается Правительством  Российской Федерации.

Основополагающим актом, регулирующим данную сферу отношений, является закон РФ.[23.ст.18] В соответствии с этим законом выделяются три группы имущественных интересов, связанных: с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением самого страхователя, с причиненным вредом личности и имуществу физического лица, а так же вредом, причиненном юридическому лицу.

В сфере экологии в зарубежных странах различается страхование экологических рисков и страхование имущества от экологических бедствий. Широкое распространение получило страхование экологических рисков, которое представляет собой страховую защиту гражданской (имущественной ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного, неожиданного загрязнения окружающей природной среды.

На территории России экологические виды страхования ранее практически не применялись, за исключением Ингосстраха заключившего договоры по страхованию ответственности судовладельцев за утечку нефтепродуктов и с танкеров и загрязнение ими вод и побережья.

В мировой практике существуют две формы страхования – обязательное и добровольное.

Создаваемые в системе экологического страхования фонды предназначены для финансирования работ по прогнозированию, предотвращению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий, катастроф.

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Механизм и методы регулирования охраны окружающей среды

          Под экономическим регулированием в области охраны окружающей среды (экономическим механизмом охраны окружающей среды) понимается совокупность средств, с помощью которых у субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, стимулируется экономическая заинтересованность в проведении мероприятий по охране окружающей среды и принятии мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду. В статье 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечислены основные методы экономического регулирования, некоторые из которых, к сожалению, до сих пор не имеют механизма реализации. [10]

Роль экономического механизма определяется выполняемыми им функциями в данной сфере. Прежде всего, он направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включённых в экономический механизм. Следующая важнейшая функция экономического механизма – стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включёнными в него, а лишь некоторыми из них. Стимулирующую роль призваны играть: а) платежи за пользование землёй, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды; б) налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.

Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды заключаются в том, что должно производиться:

1.Планирование и  финансирование природоохранительных  мероприятий;

2.Установление лимитов  использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих  веществ в окружающую природную  среду и размещение отходов;

3.Установление нормативов  платы и размеров платежей  за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих  веществ в окружающую природную  среду, размещение отходов и другие  виды вредного воздействия;

4.Предоставление  предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при  внедрении ими малоотходных и  ресурсосберегающих технологий  и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных  мер по охране окружающей природной  среды;

5.Возмещение в  установленном порядке вреда, причиненного  окружающей природной среде и  здоровью человека.

В конечном счете, задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма.

          Экономическое регулирование охраны окружающей среды осуществляется путем:

  • разработки государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  • разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
  • разработки и проведения мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • установления платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • установления лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • проведения экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;
  • проведения экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • предоставления налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • поддержки предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
  • возмещения в установленном порядке вреда окружающей среде;
  • иных методов экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Информация о работе Финансовые вопросы охраны окружающей среды