Финансовые вопросы охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты, но эту работу нужно продолжать.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы финансов охраны окружающей среды
1.1 Понятие об охране окружающей среды……………………………………..6
1.2 Содержание финансов охраны окружающей среды………………………..8
1.3 Механизм и методы регулирования охраны окружающей среды……...............................................................................................................14
Глава 2. Анализ финансов охраны окружающей среды Российской Федерации
2.1 Состояние современного финансирования охраны окружающей среды в России…………………………………………………………………………….23
2.2 Анализ бюджетных расходов на охрану окружающей среды в 2010 – 2013 гг…………………………………………………………………………………..27
2.3 Перспективы развития финансов охраны окружающей среды в России...29
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список литературы……………………………………………………………....39

Файлы: 1 файл

Курсовая на диск.docx

— 77.85 Кб (Скачать файл)

       Наступивший 2013 год, кроме "перезагрузки" Киотского  протокола, обещает миру и новое  международное экологическое соглашение  — по ртути. Целью глобального  договора станет сокращение использования  ртути в промышленности, а также  ликвидация накопленного ртутного  загрязнения.

       Переговоры  по его разработке начались  в рамках Программы ООН по  окружающей среде (ЮНЕП) в 2009 году  и, как отмечает Минприроды, представляющее  российскую сторону на переговорах, пока идут "очень сложно и  очень напряженно", в первую  очередь из-за разного уровня  развития стран и огромной  сложности задачи по постепенному  отказу от использования ртути.

      Очередной  раунд "ртутных" переговоров прошел  уже в январе 2013 года в Женеве. По словам представителей Минприроды, пока все страны, участвующие  в разработке соглашения, твердо  намерены, несмотря на трудности  в переговорах, согласовать документ  до конца 2013 года, как это было  задумано. [7]

      Одной из  главных экологических "горячих  точек" этого года может стать  Новохоперский район Воронежской  области, жители которого протестуют  против разработки никелевых  месторождений. Несогласные с планами  УГМК по разведочному бурению  на Еланинском и Елкинском  месторождениях, в частности, убеждены, что их разработка несет угрозу  пойме реки Хопер и всему  Азовскому бассейну, а урон сельскому  хозяйству региона окажется несравнимо  большим по сравнению с выгодами  от медно-никелевых шахт.

      По условиям  конкурса, который выиграла горно-металлургическая  компания, разведочное бурение должно  было начаться до 25 января. Жители  района, в течение всего года  выходившие на массовые акции  протеста, в конце декабря инициировали  проведение референдума, который  позволит узнать отношение населения  к разработкам никелевых месторождений. Участники общественных слушаний  по проблеме в Общественной  палате РФ в своих резолюциях  предлагали правительству приостановить  любые работы на месторождениях  до проведения общественной экспертизы. [7]

      Правительство  РФ в начале октября 2012 года  приняло комплекс мер стимулирования  развития возобновляемой энергетики  — на деле документ, по сути, оказался "списком дел" по поддержке  развития ВИЭ на предстоящие  годы. В частности, в первой половине 2013 года предполагается принять  пакет дополнительных нормативно-правовых  актов, регламентирующих участие  генерирующих объектов на основе  ВИЭ в рынке электроэнергии  и мощности.

     Участники рынка  считают, что этот комплекс мер  может наконец сдвинуть с мертвой  точки развитие возобновляемой  энергетики в России, которая, по  планам правительства от 2009 года, к концу десятилетия должна  обеспечивать 4,5% объема вырабатываемой  электроэнергии в стране. Вместе  с тем, по данным Минэнерго, в 2010 году этот показатель составлял  около 0,9%, и многие эксперты говорят  о том, что фактически план  уже провален и бурное развитие  ВИЭ в России, скорее всего, начнется  лишь в конце 2020-х годов.[7]

     Не только  окружающая среда в целом, но  и самые яркие ее представители  дождутся в 2013 году особого внимания. Россия может принять осенью  наступающего года международный  саммит или форум по проблемам  сохранения белого медведя, чье  существование находится под  угрозой в результате глобального  изменения климата, считает директор  Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин.

"В следующем году  исполняется 40 лет пятистороннему  соглашению по белому медведю, и встреча будет проходить  в России. Будет ли это саммит  на высоком уровне или нет  — зависит от лиц, принимающих  решения", — полагает Честин.

     Согласно планам  российского правительства, конференция  по белому медведю пройдет  в Москве в октябре-ноябре 2013 года.

Не только белых медведей, но и снежных барсов собираются спасать власть имущие в наступающем году. Международный саммит по сохранению в дикой природе снежных барсов, занесенных в Красную книгу, может пройти осенью 2013 года в Бишкеке, столице Киргизии.

     Предполагается, что на саммите будет утверждена  глобальная стратегия сохранения  снежного барса, подобная той, что  была утверждена в 2010 году в  Петербурге для сохранения тигра.

     При этом  форум может пройти вместе  со встречей Шанхайской организации  сотрудничества (ШОС), поскольку десять  из 12 стран ареала снежного барса  являются членами или наблюдателями  этой организации.

     Смысл встречи  — в увеличении финансовой  поддержки сохранения этого вида, благодаря которой работают антибраконьерские  бригады, считает директор Всемирного  фонда дикой природы (WWF) Игорь  Честин. По его мнению, страны  будут договариваться о результате  — например, увеличить численность  инспекторов или создать новые  охраняемые территории. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

               При написании курсовой работы были решены поставленные задачи:

1. уточнить  понятие об охране окружающей среды: окружающая среда — обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Основным принципом государственной экологической политики должно являться сбалансированное регулирование экономики, охраны окружающей среды и социальной сферы.

2. представить  содержание финансов охраны окружающей среды:

- сейчас ни для кого не секрет, что наша страна находится в тяжелом экологическом положении и это прослеживается практически во всех странах. И тут особую роль играет плата за землю, имеется в виду та ее часть, которая идет в бюджет страны. Очевиден также и тот факт, что на финансирование различных мероприятий по землеустройству нужны деньги. А средства на эти нужды существенно урезаны в последнее время или не выделяются вообще, так как арендная плата и земельный налог идут в бюджет страны отдельной строкой то в ближайшее время можно с уверенностью сказать, что земельная отрасль сможет хоть как-нибудь, но поддерживать сама себя и даже развиваться;

- для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды;

- в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

3. рассмотреть  механизм и методы регулирования  охраны окружающей среды: в России существует определенный экономический механизм управления природоохранной деятельностью, включающий в себя ценообразование, финансовый механизм и прочие элементы. Наиболее важным является финансовый механизм, поскольку с его помощью природоохранные проекты обеспечиваются финансовыми ресурсами.

4. проанализировать  состояние современного финансирования охраны окружающей среды в России:      основными источниками финансирования природоохранных программ являются: бюджеты всех уровней, региональные и местные экологические фонды, банковские кредиты, целевые взносы и пожертвования, собственные и заемные средства предприятий-загрязнителей, средства, поступающие от международных организаций, страховые фонды, специальные инвестиционные фонды. Наиболее распространенные источники – средства бюджетов, фондов и собственные средства предприятий – загрязнителей. Экологические фонды – организации, предназначенные для направления целевых денежных поступлений (штрафов, доходов, прибыли) на цели охраны и улучшения окружающей среды. Они носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные природоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом, что позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики.

5.  представить  анализ бюджетных расходов на  охрану окружающей среды в 2010 – 2013 гг:  расходы федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 - 2013 годах будут осуществлять 5 главных распорядителей бюджетных средств. Наиболее крупные из них - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, на которые в 2011 - 2013 годах будет приходиться 95 % расходов по данному разделу.

6. охарактеризовать  перспективы развития финансов охраны окружающей среды в России: в соответствие с Указом № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» Президента РФ Путина , 2013 год, объявлен годом охраны окружающей среды. Согласно регламенту проведения года охраны окружающей среды, президентом рекомендовано исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводить соответствующие мероприятия. А это означает, что в 2013 году могут провести множество мероприятий по охране окружающей среды, которые разработаны соответствующими экологическими организациями, но заморожены за неимением средств на их проведение, и пылятся на полках. Возможно, за 2013 год как-то решатся, или хотя бы сдвинутся с мертвой точки вопросы с контролем над вырубающимся лесом и экспортом его за границу, вопрос о загрязнении окружающей среды различными предприятиями, вопрос с захоронением ядерных отходов и другие глобальные вопросы по защите окружающей среды.

          Таким образом, для предотвращения глобальной экологической проблемы каждое государство должно проводить эффективную экологическую политику и привлекать финансовые ресурсы для решения проблем охраны окружающей среды, не отодвигая экологические проблемы на второй план.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Анализ бюджетных  расходов на охрану окружающей  среды в 2010 – 2013 гг. [Электронный ресурс] – Федеральный портал. Режим доступа: [http://www.protown.ru]

2. Батадеев В.А. Экологическое страхование – необходимый инструмент защиты окружающей среды. Финансы, 2007, №11

3. Бобылев С. Н. и  Ходжанов А. Ш.  Экономика природопользования  М- МГУ–  2010 – 567 c

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», [Электронный ресурс] – Режим доступа: Открытый: [http://www.consultant.ru/popular/].

5. Васильева Е.Э. Экономика природопользования. – Мн.: БГУ, 2009 – 120с

6. Гирусова Э.В., Лопатина В.Н  Экология и экономика природопользования: - М.: ЮНИТИ-ДАНА,Единство 2009. – 519с

7. Главные ожидаемые события 2013 года в экологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ria.ru/eco/20121225/916135021.html

8. Гражданский кодекс  Российской Федерации (ГК РФ) (Часть 1) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС  РФ 22.12.1995), (действующая редакция) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», [Электронный ресурс] – Режим доступа: Открытый: [http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/].

9. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы: учебник / под  ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – 2-е  изд., перераб. и доп. – М.: Финансы  и статистика; ИНФРА – М, 2010. - 496 с.

10. Дубовик, О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах  - М.: Проспект, 2010 – 411с

11. Ерофеев Б.В. Экологическое право. - М.: Новый Юрист, 2010. - 688 с.2010. - 255 с

12. Жибинова К.В. Экономические основы экологии. – М., 2010. 214с

13. Каракеян В.И. Экономика природопользования – М: Юрайт 2012. 576с

14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», [Электронный ресурс] – Режим доступа: Открытый: [http://www.consultant.ru/popular/cons/].

15. Лотош В.Е. Экономика  природопользования. Екатеринбург: Полиграфист 2007 – 449с

16. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998), (действующая редакция) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», [Электронный ресурс] – Режим доступа: Открытый: [http://www.consultant.ru/popular/nalog1/].

17. Нестеров, П.М. Экономика природопользования и рынок – М: ЮНИТИ, 2011. - 416 с.

18. Папенов К. Экономика природопользования. – М: МГУ, 2008 – 721с

19. Пузанова, Т.А. Экология. - М.: Эксмо, 2010. - 320 с.

20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2552-р «О государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы». Режим доступа: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/news/16219

21.  Сборник энциклопедий: охрана окружающей среды. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://omop.su/1001/02/21737.php

22. Указ Президента РФ от 10.08.2012 N 1157 "О проведении в Российской Федерации года  охраны окружающей среды". [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/acts/16219

23. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-

ФЗ. (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013. [Электронный ресупс] – Консультант плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/

24. Хачатуров, Т.С. Экономика природопользования - 2-е изд. - М.: Наука 2010 – 271с

25. Шимова, О.С. Экономика природопользования - М.; Минск: ИНФРА-М, 2010. - 376 с

26. Экологические платежи [Электронный ресурс] – Wikipedia. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

27. Экологическое право России. - М.:ЮРАЙТ, 2007 - 315с

Информация о работе Финансовые вопросы охраны окружающей среды