Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 23:30, курсовая работа
Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты, но эту работу нужно продолжать.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы финансов охраны окружающей среды
1.1 Понятие об охране окружающей среды……………………………………..6
1.2 Содержание финансов охраны окружающей среды………………………..8
1.3 Механизм и методы регулирования охраны окружающей среды……...............................................................................................................14
Глава 2. Анализ финансов охраны окружающей среды Российской Федерации
2.1 Состояние современного финансирования охраны окружающей среды в России…………………………………………………………………………….23
2.2 Анализ бюджетных расходов на охрану окружающей среды в 2010 – 2013 гг…………………………………………………………………………………..27
2.3 Перспективы развития финансов охраны окружающей среды в России...29
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список литературы……………………………………………………………....39
Прежде всего, к экономическим методам относится разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов. В соответствии с Федеральным законом , прогнозы социально-экономического развития основываются на системе ографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности. При этом под экологическим прогнозом следует понимать научно обоснованную гипотезу о вероятном будущем состоянии экологических систем, определяемым естественными процессами и воздействием на них человека. По масштабам прогнозируемых явлений различают глобальный (на уровне биосферы), региональный (в пределах нескольких стран, одного материка, океана, моря, крупного озера), национальный (в пределах государства) и локальный (для относительно небольших территорий, например, муниципалитетов) экологические прогнозы. [23,ст.14]
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по регионам. Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер.
Вторым методом экономического регулирования в области охраны окружающей среды является разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации. Федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации и целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов РФ предполагались для планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды.
Важнейшим
методом экономического регулирования
является установление платы за негативное
воздействие на окружающую среду. Плата
устанавливается за выбросы в атмосферный
воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ
и микроорганизмов в поверхностные водные
объекты, подземные водные объекты и на
водосборные площади; загрязнение недр,
почв; размещение отходов производства
и потребления; загрязнение окружающей
среды шумом, теплом, электромагнитными,
ионизирующими и другими видами физических
воздействий; иные виды негативного воздействия
на окружающую.[23,ст.16]
Установление
лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих
веществ и микроорганизмов, лимитов на
размещение отходов производства и потребления
и другие виды негативного воздействия
на окружающую среду. Лимиты на выбросы
и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов
- ограничения выбросов и сбросов загрязняющих
веществ и микроорганизмов в окружающую
среду, установленные на период проведения
мероприятий по охране окружающей среды,
в том числе внедрения наилучших существующих
технологий, в целях достижения нормативов
в области охраны окружающей среды. Лимиты
на размещение отходов, разрабатываемые
в соответствии с нормативами предельно
допустимых вредных воздействий на окружающую
природную среду, количеством, видом и
классами опасности образующихся отходов
и площадью (объемом) объекта их размещения,
устанавливают предельно допустимое количество
отходов конкретного вида, которые разрешается
размещать определенным способом на установленный
срок в объектах размещения отходов с
учетом экологической обстановки данной
территории. Порядок установление лимитов
на выбросы и сбросы загрязняющих веществ
и микроорганизмов, лимитов на размещение
отходов производства и потребления указан
в ст. 23, 24 ФЗ «Об охране
окружающей среды». [23]
Проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов. Экономическая оценка природных объектов представляет собой определение их стоимости в денежном выражении в установленных видах природопользования, учитывая их средообразующие функции и полезности (эстетические, научные и т.п.). Следует иметь в виду, что природные объекты редко бывают изолированными, поэтому экономическая оценка должна проводиться комплексно, включая комбинирование данного ресурса с другими и с оценкой природно-экономического потенциала территории. В бухгалтерском учете оценка природных ресурсов практически не затрагивается. Объекты природопользования отнесены к основным средствам и, соответственно, должны приниматься к учету по первоначальной стоимости. Объекты нельзя создать, но пользователь несет затраты, связанные с получением прав на временное пользование или изъятие ресурса, длительность которого нередко составляет несколько десятков лет.
Экономическая оценка природных ресурсов применяется для определения их стоимости; выбора оптимальных параметров их использования; определения экономической эффективности инвестиций в объекты окружающей среды; возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.
Одним из экономическим привлекательных, стимулирующих инструментов является предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим данные методы подробнее.
- предоставление
налоговых и иных льгот при
внедрении наилучших
Одним из механизмов
реализации рассматриваемого требования
является предоставление инвестиционного
налогового кредита [ 16, ст 66, 67 ] который
представляет собой изменение срока уплаты
налога, когда организации при наличии
соответствующих оснований предоставляется
право в течение определенного срока и
в определенных пределах уменьшать свои
платежи по налогу с последующей поэтапной
уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Данный кредит может быть предоставлен
по налогу на прибыль организации, а также
по региональным и местным налогам на
срок от 1-5 лет. Организация, получившая
инвестиционный налоговый кредит, вправе
уменьшать свои платежи по соответствующему
налогу в течение договорного срока. Инвестиционный
налоговый кредит может быть предоставлен
организации при наличии такого основания,
как проведение этой организацией научно-исследовательских
или опытно-конструкторских работ либо
технического перевооружения собственного
производства, в том числе направленного
на создание рабочих мест для инвалидов
или защиту окружающей среды от загрязнения
промышленными отходами; осуществление
организацией внедренческой или инновационной
деятельности, в том числе создание новых
или совершенствование применяемых технологий,
создание новых видов сырья или материалов.
Инвестиционный налоговый кредит оформляется
на основании заявления организации договором
установленной формы между соответствующим
уполномоченным органом и организацией.
- предоставление
налоговых и иных льгот при
использовании нетрадиционных
- предоставление
налоговых и иных льгот при осуществлении
эффективных мер по охране окружающей
среды.
Конкретные природоохранные мероприятия,
затраты на выполнение которых могут засчитываться
в общих платежах природопользователя,
определяются в соответствии с установленным
перечнем природоохранных мероприятий.
Основаниями отнесения мероприятий к
природоохранным являются повышение экологичности
выпускаемой продукции; сокращение объема
потребления природных ресурсов (свежей
воды, атмосферного воздуха, земельных,
минеральных и лесных ресурсов); сокращение
объемов: выбросов в атмосферу загрязняющих
веществ, сбросов загрязняющих веществ
в поверхностные и подземные водные объекты,
а также любое подземное размещение загрязняющих
веществ, размещение отходов; снижение
концентрации токсичных выбросов, сбросов
загрязняющих веществ.
Поддержка
предпринимательской, инновационной и
иной деятельности (в том числе экологического
страхования), направленной на охрану
окружающей среды. Предпринимательская
деятельность, осуществляемая в целях
охраны окружающей среды - деятельность
по производству и продаже товаров, выполнению
работ и оказанию услуг, осуществляемая
в целях улучшения качества окружающей
среды, охраны окружающей среды или направленная
на предотвращение негативного воздействия
на окружающую среду. К предпринимательской
деятельности, осуществляемой в целях
охраны окружающей среды можно отнести:
строительство, пуско-наладка объектов
природоохранного назначения; производство
оборудования и средств защиты окружающей
среды; работы и услуги по обращению с
отходами производства и потребления;
проектно-изыскательские и опытно-конструкторские
работы по созданию природоохранного
оборудования, установок, сооружений,
предприятий и объектов, прогрессивных
природоохранных технологий, методов
и средств защиты природных объектов от
негативного воздействия; услуги по разработке
документации, обосновывающей получение
разрешений на выбросы вредных веществ
в атмосферу, сбросы сточных вод, размещение
отходов производства и потребления; услуги
по разработке разделов "Охрана окружающей
среды" в ТЭО, ТЭР и рабочие проекты
на строительство, реконструкцию, техническое
перевооружение; экологический аудит;
информационные услуги в сфере экологии
и охраны окружающей среды; экологическое
страхование.
Возмещение
в установленном порядке вреда окружающей
среде. Вред окружающей среде - негативное
изменение окружающей среды в результате
ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию
естественных экологических систем и
истощение природных ресурсов. Вред окружающей
среде, согласно 77 ФЗ «Об охране
окружающей среды», это негативное изменение
окружающей среды в результате ее загрязнения,
истощения, порчи, уничтожения, нерационального
использования природных ресурсов, деградации
и разрушения естественных экологических
систем, природных комплексов и природных
ландшафтов и иного нарушения законодательства
в области охраны окружающей среды. Вред
окружающей среде возмещается в соответствии
с утвержденными в установленном порядке
таксами и методиками исчисления размера
вреда окружающей среде, а при их отсутствии
- исходя из фактических затрат на восстановление
нарушенного состояния окружающей среды,
с учетом понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды. [23,ст 77]
Глава 2. Анализ финансов охраны окружающей среды Российской Федерации
2.1 Состояние современного финансирования охраны окружающей среды в России
Охрана природы – финансово емкое направление деятельности. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии.
В Законе "Об охране окружающей природной среды" имеется два принципиально важных положения относительно финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды. Первое касаeтся указания источников финансирования таких программ и мероприятий. Так, финансирование производится за счет:
- республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления;
- средств предприятий, учреждений и организаций;
- федерального, территориальных и местных экологических фондов;
- фондов экологического страхования;
- кредитов банков;
- добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.
Таким образом, имеется достаточно широкий перечень источников, в том числе новых для российской природоохранительной практики. Имеются основания говорить о существенном изменении финансирования природоохранных мероприятий в период перехода к рыночной экономике. Ранее такими источниками были государственный бюджет и средства предприятий,
Второе новое положение, важное в практическом отношении, касается финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды - в федеральном, республиканских и других бюджетах оно должно выделяться отдельной строкой и обеспечиваться материально-техническими ресурсами. Это положение Закона призвано служить гарантией того, что Правительство РФ при планировании государственного бюджета обязательно предусмотрит финансирование охраны окружающей среды. Затем при принятии Закона о бюджете представительный орган должен проверить, выполнено ли Правительством требование о финансировании природоохранных программ и мероприятий отдельной строкой. [17]
Финансирование природоохранных мероприятий претерпело за последние годы существенные изменения. Длительное время система инвестиций в этой области базировалась на централизованных капитальных вложениях из бюджета страны. Кроме того, предприятия вкладывали и собственные деньги, в основном на модернизацию производства и капитальный ремонт природоохранных сооружений. Они же несли текущие затраты, связанные с эксплуатацией очистных водных установок, фильтров очистки воздуха и других аналогичных объектов. Недостатки такой системы финансирования многообразны. Во-первых, объем инвестиций, выделяемых из бюджета, всегда ограничен его возможностями. А так как природоохрана никогда не находилась в числе приоритетов, ее финансирование осуществлялось фактически по остаточному принципу. Объем этих вложений зависит от ситуации в экономике и никак не увязан с потребностями в охране природы. Во-вторых, природоохранные капитальные вложения обезличены, не корреспондируются ни с источниками загрязнения, ни с его масштабами. Принцип "загрязнитель платит" отсутствует, а следовательно, средства аккумулируются за счет всех налоговых поступлений предприятий (в том числе и не загрязняющих окружающую среду), а также населения. В-третьих, распределение государственных денег не свободно от субъективизма. Практика свидетельствует, что получали их не всегда те, кто нуждался в первую очередь, а те, кто сумел их "пробить". В-четвертых, поскольку централизованные инвестиции являются не своими заработанными деньгами, для предприятий всегда существовал соблазн их нецелевого, нерационального использования. С другой стороны, не было и стимулов к их полному освоению. Поэтому при общем дефиците природоохранных средств не было ни одного года, когда они осваивались бы более чем на 85%. [17]
Общий объем финансирования программы в области охраны окружающей среды в 2012-2020 гг. за счет средств федерального бюджета составляет 268,4 млрд. рублей.
При реализации программы ожидается получение
следующих результатов в количественном
отношении (по сравнению с базовым 2007 г.):
снижение объёма выбросов вредных (загрязняющих)
веществ от стационарных источников на
единицу ВВП – в 2,2 раза, сокращение количества
городов с высоким и очень высоким уровнем
загрязнения атмосферного воздуха – в
2,7 раза. Планируется улучшить экологические
условия для 36,1 млн. россиян, проживающих
в настоящее время в городах с высоким
и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного
воздуха (индекс загрязнения атмосферного
воздуха – более 7), снизить объём образованных
отходов всех классов опасности на единицу
ВВП – в 1,6 раза.
Будут улучшены
экологические условия жизни более чем
750 тыс. россиян, проживающих на территориях
с неблагополучной экологической ситуацией,
подверженных негативному воздействию,
связанному с хозяйственной и иной деятельностью,
доля площади Российской Федерации, занятой
особо охраняемыми природными территориями
всех уровней, увеличится до 13,5% территории
страны.
Кроме того, при реализации программы
должны быть достигнуты показатели социально-экономического
развития, предусмотренные Концепцией
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020г. [20]
В настоящее время финансирование природоохранной деятельности осуществляется в следующих рамках. Наиболее обобщающим показателем в данной области является интегральный показатель затрат на охрану окружающей среды, который отражает общую сумму расходов государства, предприятий, организаций, учреждений. Данные затраты, имеющие целевое или опосредованно природоохранное значение, включают капитальные вложения в охрану природы, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, затраты на их капитальный ремонт, а также расходы на содержание соответствующих государственных структур, особо охраняемых территорий и ведение лесного хозяйства.
Информация о работе Финансовые вопросы охраны окружающей среды