Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 20:40, курсовая работа
Переход к рыночной экономике потребовал новых и более радикальных преобразований в денежно кредитной сфере. Назрела необходимость в полную меру использовать экономические рычаги, присущие банкам, разработать и реализовать принципиально новые подходы к управлению денежным оборотом страны, в большей степени соответствующие рыночным отношениям.
Содействие коммерческих банков ускорению перехода к рыночным отношениям выражается, в частности, в том, что с их организацией ослабляется монополизм и рождается конкур
1.1Роль коммерческих банков в условиях рыночной экономики
Переход к рыночной экономике потребовал новых и более радикальных преобразований в денежно кредитной сфере. Назрела необходимость в полную меру использовать экономические рычаги, присущие банкам, разработать и реализовать принципиально новые подходы к управлению денежным оборотом страны, в большей степени соответствующие рыночным отношениям.
Содействие коммерческих банков ускорению перехода к рыночным отношениям выражается, в частности, в том, что с их организацией ослабляется монополизм и рождается конкуренция в банковском деле. Банковская система стала одной из первых сфер экономики, где реально осуществляется демонополизация. Организация коммерческих банков на паевой основе является первым шагом к созданию денежного рынка. Эти банки самостоятельно устанавливают процентные ставки по кредитам, выдаваемым другим банкам. В результате движения по горизонтали деньги должны перетекать в те отрасли, которые наиболее эффективно их используют. В этом, в частности, находит выражение воздействие банков на структурную перестройку экономики.
Созданные банки отличаются большим разнообразием методов ведения банковского дела. Это определяется тем, что они полностью самостоятельны в проведении кредитной политики, не связаны централизованно выдаваемыми инструкциями по кредитованию, проведению ряда других операций. Демократизация банковской системы резко снижает опасность бюрократизации ее, содействует оперативному решению вопросов банковской деятельности.
По своему хозяйственному статусу коммерческие банки - это частные корпорации акционерного типа. Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается действительно неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
Как предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Как и любое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию). Вместе с тем банк как предприятие имеет свою специфику, его деятельность отличается от деятельности других предприятий. Эти отличия состоят в следующем.
Прежде всего, банки в отличие от промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действует в сфере обмена, а не производства. Это обстоятельство, однако, дает основание считать, что банк - это торговое предприятие. Ассоциации банковской деятельности с торговлей не случайны. Банки действительно как бы «покупают» ресурсы, «продают» их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих «продавцов», хранилища, особый «товарный запас», их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако, сходство между банком и сферой торговли в основном заканчивается.
Более того, сходство носит внешний характер, ибо банк торгует не товарами, а особым продуктом. Известны, к примеру, такие операции, которые банки совершают с обменом (покупкой-продажей) валют на денежном рынке, когда валюта одной страны покупается или продается по определенному курсу, определенной цене.
Обслуживая
Функционирование банков в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать его другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе. Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным. Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредитов на любой вкус - срок, обеспечение, ссудный процент. Постепенно банк, в свою очередь, становиться кредитным центром, что дало возможность его определять как кредитное предприятие.
Поскольку банки - это чисто коммерческие предприятия, их целью является получение прибыли. Валовая прибыль состоит из доходов от учетно-ссудных операций, процентов и дивидендов от инвестиций в ценные бумаги, комиссионных от посреднических операций, доходов от внешних операций, прибыли от учредительства и биржевых сделок. Чистая прибыль банка - это разница между валовой прибылью и всеми затратами по осуществлению банковских операций. Норму банковской прибыли составляет отношение чистой прибыли к собственному капиталу банка.
Очень часто, когда хотят уточнить роль банков в экономике, говорят, что они выполняют функцию посредника в сфере спроса и предложения капиталов, особенно краткосрочных. В таком случае их роль должна заключаться в предоставлении фирмам средств, привлеченных на депозиты. В действительности роль банков лучше характеризует выражение банковская индустрия, поскольку она намного важнее, чем у обычных посредников.
В условиях ужесточения требований Центрального Банка России к коммерческим банкам и присоединения РФ к принципам регулирования банковской деятельности Базельского комитета от коммерческих банков требуется максимальное использование всех возможностей и резервов для достижения целей, определенных банковской политикой. Как отмечают специалисты, некогда сверхдоходные операции по государственным ценным бумагам, купле-продаже валюты и другие виды операций, связанные с получением банками значительных доходов, ушли в прошлое. На первый план выходят традиционные банковские услуги, предоставляемые клиентам, причем стала очевидной необходимость постоянного улучшения их качественных характеристик при расширении банком спектра услуг.
Политика банков, претерпевшая изменения в отношении экономической целесообразности кредитования реального сектора экономики, предприятий малого бизнеса, остро нуждающихся в увеличении оборотных средств, создают предпосылки для увеличения количества участников и расширения рамок функционирования самого кредитного рынка.
Предпосылками для развития системы взаимодействия предприятий и банков являются наличие у предприятий острого недостатка собственных средств, необходимых для дальнейшего функционирования, с одной стороны, и невозможность дальнейшего функционирования банковского сектора без преодоления оторванности от производственной сферы – с другой.
При построении системы взаимодействия банка с клиентами-юридическими лицами банк, а именно он является инициатором формирования и главным связующим звеном в работе системы, руководствуется следующими принципами:
1. Принцип партнерства. Партнерские отношения обладают определенными свойствами. Им присуще: добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер взаимодействия банка с предприятием.
2. Принцип длительности взаимодействия банка с каждым из его клиентов. Данный принцип вытекает из особенности банковского продукта как реализуемого товара, т.е. услуги, оказываемой на протяжении определенного времени или даже бессрочно, поэтому банк, заключая соглашение с клиентом, предполагает взаимодействие на максимально длительный срок.
3. Принцип комплексного обслуживания. Значит, что банк заинтересован оказать клиенту весь (или максимально возможный) комплекс банковских услуг, в которых тот нуждается.
Т а б л и ц а 1.1 – Функции банка и предприятия-клиента
Банк |
Клиент |
1. Создание (формирование) собственного капитала и различных целевых фондов |
1. Создание (формирование) собственного капитала и различных специальных фондов |
2. Проведение клиентам как минимум трех групп банковских операций в их совокупности: - привлечение средств в депозиты; - организация расчетного и кассового обслуживания клиентов, выполнение прочих операций по их поручению; - выдача ссуд |
2. Организация трех хозяйственных процессов, составляющих уставную деятельность: - заготовление (приобретения)
товарно-материальных - производство готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг; - реализация продукции, сдача работ и услуг, т.е. выполнение договорных обязательств перед заказчиками и покупателями, получение выручки |
3. Участие в формировании капитала других организаций |
3. Участие в формировании капитала других организаций |
4. Выпуск (эмиссия) ценных бумаг (для продажи), депозитных сертификатов банковских векселей |
4. Выпуск векселей, получение ссуд, займов и др. |
5. Приобретение ценных бумаг, выпускаемых (эмитированных) государством или другими юридическими лицами |
5. Приобретение прочих ценных бумаг |
6. Выдача гарантий |
|
7. Консультационно-информационное обслуживание клиентов и др. |
Изучив аспекты взаимодействия банковской системы и реального сектора экономики, отметим, что, банкам необходимо найти новое направление для размещения средств, в связи с тем, что:
а) операции на фондовом рынке излишне рискованны и вовлечение в них значительных средств чревато ухудшением ситуации;
б) приоритетом развития банковской системы является кредитование реального сектора экономики;
в) подъем предприятий производственной сферы, их развитие собственными силами практически невозможно без привлечения дополнительных источников финансирования.
Кроме того, установление партнерских
финансовых отношений выгодно банку
и потому, что дает ему некоторые
инструменты для решения
1) структурирования привлеченных денежных средств по срокам, объемам и стоимости;
2) повышения качества текущей и срочной ликвидности банка;
3) регулирования процентного риска за счет гибкой ценовой политики и диверсификации сроков и объемов привлечения денежных средств клиентов;
4) расширения ресурсной базы и соответственно возможностей проведения активных операций, обеспеченных структурированными ресурсами;
5) регулирования организационной, финансовой, коммерческой и функциональной устойчивости;
6) расширения клиентской базы и занятия новых рыночных ниш;
7) приобретения имиджа «клиентоориентированного» и «технологичного» банка, предлагающего предприятиям банковские продукты, обеспечивающие решение их индивидуальных проблем;
8) увеличения срочных денежных средств в ресурсной базе банка по сравнению со средствами на счетах до востребования;
9) обеспечения сбалансированности между прибыльностью и ликвидностью банка.
Таким образом, партнерская форма
отношений позволяет более
Следовательно, партнерские отношения предприятия и банка - это совокупность инициируемых ими реальных, планируемых или потенциальных действий, условием осуществления которых является наличие общих целей и максимальное использование свойств, возможностей и предложений противоположной стороны с учетом ее условий и требований, и направленных на достижение определенных целевых ориентиров каждой из сторон. Значительная роль в отношениях предприятия и банка отводится также прошлым и ожидаемым результатам указанных действий.
1.3 Характеристика основных банковских продуктов для предприятий как клиентов и особенности их изменения
В соответствии с законом "О банках и банковской деятельности в России" банки могут оказывать клиентам следующие услуги:
Информация о работе Финансовые взаимоотношения предприятия с коммерческими банками