Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 12:24, реферат
Целью настоящей работы является раскрытие сущности финансового аппарата Российской Федерации, а также его места в финансовой системе государства.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
1.1 Финансы: понятие, сущность, функции
1.2 Понятие финансовой системы. Звенья финансовой системы
2. ФИНАНСОВЫЙ АППАРАТ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
2.1 Управление финансами
2.2 Финансовый аппарат в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Управление финансами
Под управлением финансами понимается сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территории, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач [5, с.42].
В современном мире система управления финансами представляется взаимосвязанным комплексом мер, инструментов, а также финансовых институтов, которые обеспечивают эффективное и стабильное функционирование финансовой системы так в целом, так и отдельных ее звеньев и способствуют развитию экономики и решению различных социальных проблем.
На основе структуры финансовой системы управление финансами подразделяется на:
- управление финансами федеральных органов власти страны;
- управление финансами субъектов федерации;
- управление
финансами муниципальных
- управление финансами хозяйствующих субъектов.
Управление
финансами реализуется с применением
административно-
В системе управления финансами разделяют объекты, субъекты и инструменты управления.
К объектам управления финансами относятся сферы финансовых отношений – государственные финансы, страхование, местные финансы, финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Субъектом управления финансов является совокупность организационных структур власти, регулирующих и контролирующих финансовые процессы в экономике. К субъектам управления относятся законодательные органы, которые принимают законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, которые направляют, регулируют и контролируют финансовые процессы на общегосударственном, региональном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях.
Инструмент управления финансами – механизм, который является неотъемлемой частью хозяйственного механизма. Финансовый механизм представляется совокупностью видов и методов организации финансовых отношений и используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проявления единой финансовой политики государства.
Финансовый механизм реализуется в соответствии с финансовой политикой государства и нормами финансового права, которые отражены в финансовом законодательстве.
2.2 Финансовый аппарат в Российской Федерации
В Российской Федерации управление финансами осуществляется аппаратом управления финансами (финансовым аппаратом).
Под финансовым аппаратом понимается совокупность организационных структур, которые осуществляют процесс управления финансами.
Структура финансового аппарата Российской Федерации может быть представлена в виде следующей схемы:
Финансовый аппарат Российской Федерации
Корпоративный уровень
Местный уровень
Субфедеральный уровень
Общегосударственный уровень
Высшие органы управления
Представительные органы местного самоуправления
Федеральные (представительные) органы власти (комиссии по бюджету и финансам)
Комитеты и комиссии Государственной Думы и Совета Федераций
Руководство организации
Аппарат Президента РФ
Исполнительные органы местного самоуправления
Исполнительные органы власти в субъектах РФ
Федеральные министерства под руководством Правительства РФ
Федеральные службы и федеральные агентства под руководством Правительства РФ
Центральный банк РФ
Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные министерствам
Финансовый аппарат на общегосударственном уровне состоит из:
- комитетов и комиссий в
- аппарата Президента РФ;
- федеральных министерств, под руководством правительства Правительства РФ;
- федеральных служб и
- Центрального банка Российской Федерации;
- федеральных служб и
Основном направлением деятельности руководящих органов управления финансами является деятельность в области разработки и осуществления государственной политики, а также нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, таможенной, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, аудиторской деятельности, других сфер, направленных на обеспечение стратегических целей развития страны: увеличения уровня благосостояния населения страны, снижения уровня бедности на основе экономического роста, усиление политической и экономической роли государства в мировом сообществе.
Финансовый аппарат на уровне субъекта Российской Федерации состоит из комиссии по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и имеет структуру исполнительной власти, подобную тем, что имеется на федеральном уровне федеральных органов исполнительной власти.
В рамках компетенции органов
- введение региональных налогов и сборов на основании перечня, установленного Налоговым кодексом РФ;
- утверждение бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период;
- отчет об исполнении бюджета субъекта РФ;
- утверждение бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период;
- отчет об исполнении бюджета
территориального фонда
- о мерах государственной
Органы исполнительной власти субъектов РФ несут ответственность за:
- разработку финансовой
- составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения;
- разработку программ
- осуществление государственных заимствований субъектом РФ.
Вместе с тем, законодательные
и исполнительные органы власти субъектов
РФ имеют право законодательной
инициативы по федеральным законам,
в том числе в области
В соответствии со Статьей 77 Конституции
РФ субъекты РФ вправе самостоятельно
устанавливать систему
На местном (муниципальном) уровне структура аппарата управления финансами принципиально не отличается от структуры финансового аппарата на субъектном уровне.
Представительные органы местного самоуправления принимают решения, связанные с утверждением местного бюджета и отчета об его исполнении, а также по другим финансовым вопросам, которые относятся к ведению органов местного самоуправления.
Исполнительные органы местного самоуправления отвечают за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление проекта и исполнения утвержденного местного бюджета, а также составление отчета об исполнении бюджета муниципального образования. Обычно, в состав исполнительных органов местного самоуправления входят местные финансовые или финансово-казначейские органы.
Право муниципальных образований на формирование и исполнение местных бюджетов гарантировано Статьей 132 Конституции РФ.
Процесс управления финансами в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления, в задачу которых входит определение финансовой стратегии организации, утверждение финансовых планы, отчетов об их исполнении. Управляет финансовыми потоками непосредственно руководство организации: генеральный директор, совет директоров, а также специально организованные финансовые службы, в компетенцию которых входит разработка проектов финансовых планов, принятие решений о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществление взаимодействия с кредитными организациями.
Для коммерческих организаций, являющихся членом финансово-промышленной группы или холдинга, огромное значение в управлении финансами имеют решения, которые принимаются головной организацией.
Структура органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами, а также видом деятельности. Решения по финансовым вопросам в некоммерческих организациях принимаются руководителями, либо же специально созданными попечительскими советами, ревизионными комиссиями и так далее.
Наибольшая специфика управления финансами по сравнению с другими некоммерческими организациями проявляется у бюджетных учреждений. Финансовый план, схема доходов и расходов бюджетных учреждений утверждается главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, от принятого решения которых в значительной мере зависит финансовое состояние учреждения. Главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств фактически определяется структура расходования бюджетных средств, принимаются решения о возможности дополнительного финансирования за счет сдачи имущества в аренду как государственного, так и муниципального, а также утверждается смета доходов и расходов от предпринимательской деятельности и прочей деятельности, приносящей доходы. Значимую роль в управлении финансами бюджетных учреждений и прочих некоммерческих организаций отведена бухгалтерии, которая разрабатывает проекты смет, ведет бухгалтерский учет и составляет отчетность об исполнении смет доходов и расходов. Бюджетные учреждения могут обслуживаться централизованными бухгалтериями, которые создаются при органе государственной власти или органе местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией РФ общее управление финансами в Российской Федерации осуществляется высшими законодательными органами власти.
Управление финансами Федеральн
- рассмотрение и принятие законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
- рассмотрение и утверждение Федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на отчетный финансовый год», а также утверждение отчета об его исполнении;
- установление предельного
Одно из центральных мест в управлении финансами занимают Президент РФ и Правительство РФ.
Президент РФ осуществляет следующие функции:
- вынесение в Государственную Думу законопроекты по финансово-бюджетным вопросам;
- подписание и обнародование федеральных законов;
- обращение к Федеральному Собранию с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу:
- издание указов и распоряжений, затрагивающих организацию финансовых отношений в стране;
- использование средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете, на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, которые предусмотрены указами Президента РФ;
- с согласия Государственной Думы назначение Председателя Правительства РФ;
- право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
- принятие решения об отставке Правительства РФ;
- предоставление Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ, а также постановка вопроса об освобождении от должности Председателя Центрального Банка;
- назначение на должность и освобождениет от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.
На Правительство РФ в области управления финансами возложены следующие функции:
- разработка и предоставление
Государственной Думе
- обеспечение проведения в
- обеспечение проведения в
- издание постановлений и
- организация, регулирование,
Информация о работе Финансовый аппарат, его место в финансовой системе