Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:02, курсовая работа
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
1. Введение 3
2. Необходимость и содержание финансового контроля 4
2.1 Сфера финансового контроля 7
2.2 Задачи финансового контроля 8
3. Организация финансового контроля, пути повышения его действенности 9
3.1 Государственный финансовый контроль 9
3.2 Внутрихозяйственный финансовый контроль 9
3.3 Общественный финансовый контроль 10
3.4 Банковский надзор 10
3.5 Аудиторский контроль 12
3.6 Предварительный финансовый контроль 16
3.7 Текущий финансовый контроль 17
3.8 Последующий финансовый контроль 17
4. Методы финансового контроля 18
4.1 Сущность и методы экономического анализа на микроуровне 18
4.1.1 Сущность анализа экономики на микроуровне 18
4.1.2 Задачи и методы экономического анализа деятельности фирмы 19
4.2 Сущность, задачи и виды ревизии 23
5. Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации. 28
5.1 Финансовый контроль со стороны представительной власти 29
5.2 Оперативный контроль 33
5.3 Финансовый контроль со стороны специализированных органов 35
6. Список используемой литературы 38
Особое место в системе
Счётная палата обязана также контролировать
состояние государственного внутреннего
и внешнего долга РФ, а также
деятельность Центрального банка России
по обслуживанию государственного долга,
эффективность использования
Основные методы контроля, проводимого Счётной палатой, - тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причинённого государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счётная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нём срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счётной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счётной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платёжных и расчётных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
По закону деятельность Счётной палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путём издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.
Определённые функции
Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) предоставления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.
Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете Министров – Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. Правительством РФ утверждены положения «О Министерстве Финансов» (на основании Постановления от 6 марта 1998 года), «О Казначействе» (на основании Постановления от 27 августа 1993 года). При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует её осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основании решения Правительства РФ.
По результатам контроля Минфин
вправе требовать устранения выявленных
нарушений; ограничивать и приостанавливать
финансирование из федерального бюджета
предприятий и организации при
наличии у них фактов незаконного
расходования средств, а также непредставления
ими соответствующей
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учёта в стране, а также проведение аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).
Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Оперативный контроль использования
государственных средств
Департамент государственного финансового
контроля и аудита Минфина РФ, созданный
Постановлением Правительства РФ от
6 марта 1998 года является приемником Контрольно-ревизионного
управления Минфина РФ. Департамент
и его территориальные
Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жёсткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.
На него возложены следующие задачи:
Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчётов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учётной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.
По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, который должен был закончится в 1999 году призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета.
Следует отметить, что в настоящее
время не предусмотрено серьёзной
административной или уголовной
ответственности за нецелевое использование
бюджетных средств, что резко
снижает степень эффективности
государственного контроля. Практически
неизвестны случаи, когда возбуждённые
по фактам нецелевого использования
государственных ресурсов дела были
доведены до суда. Решить эту проблему
призван находящийся в стадии
проекта закон «О Государственном
финансовом контроле», предусматривающий
соответствующие санкции и
Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение или страхование.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Главная задача налоговых органов – обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу1, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено – городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учёт налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.
Налоговые органы имеют право, в
соответствии с налоговым законодательством
проверять любые денежные документы
у юридических и физических лиц,
включая совместные предприятия, иностранных
граждан и лиц без гражданства;
получать от них соответствующие
справки и сведения (за исключением
составляющих коммерческую тайну); контролировать
соблюдение хозяйствующими субъектами
налогового законодательства и правильность
исчисления налогов; обследовать любые
используемые для извлечения доходов
производственные, складские и торговые
помещения; применять меры принудительного
воздействия в отношении
Информация о работе Финансовый контроль: формы, методы, органы