Финансовый контроль: формы, методы, органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Содержание работы

1. Введение 3
2. Необходимость и содержание финансового контроля 4
2.1 Сфера финансового контроля 7
2.2 Задачи финансового контроля 8
3. Организация финансового контроля, пути повышения его действенности 9
3.1 Государственный финансовый контроль 9
3.2 Внутрихозяйственный финансовый контроль 9
3.3 Общественный финансовый контроль 10
3.4 Банковский надзор 10
3.5 Аудиторский контроль 12
3.6 Предварительный финансовый контроль 16
3.7 Текущий финансовый контроль 17
3.8 Последующий финансовый контроль 17
4. Методы финансового контроля 18
4.1 Сущность и методы экономического анализа на микроуровне 18
4.1.1 Сущность анализа экономики на микроуровне 18
4.1.2 Задачи и методы экономического анализа деятельности фирмы 19
4.2 Сущность, задачи и виды ревизии 23
5. Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации. 28
5.1 Финансовый контроль со стороны представительной власти 29
5.2 Оперативный контроль 33
5.3 Финансовый контроль со стороны специализированных органов 35
6. Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

Особое место в системе финансового  контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счётной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 года. Это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счётной палаты – контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счётной палаты РФ поставлены следующие задачи:

    • Организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
    • Подготовка положений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;
    • Оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;
    • Определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
    • Финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
    • Регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счётная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего  и внешнего долга РФ, а также  деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных  кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией  финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной  основе иностранным государствам и  международным организациям.

Основные методы контроля, проводимого  Счётной палатой, - тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причинённого государству ущерба и  привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных  лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счётная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный  в нём срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству  прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счётной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счётной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платёжных и расчётных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

По закону деятельность Счётной  палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ путём издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных  законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной  Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.

Определённые функции финансового  контроля выполняет Главное контрольное  управление Президента РФ, созданное  Указом Президента от 24 мая 1994 года. Как  структурное подразделение Администрации  Президента оно подчиняется непосредственно  Президенту РФ, но взаимодействует  со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью  органов контроля и надзора при  федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации  Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан  и юридических лиц.

Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей  государственных органов, организаций  и предприятий (независимо от формы  собственности) предоставления документов, материалов и любой информации, необходимой  для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить  на рассмотрение Президента РФ предложения  по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих  полномочий, а также направляют и  контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том  числе финансовых.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете Министров – Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. Правительством РФ утверждены положения «О Министерстве Финансов» (на основании Постановления от 6 марта 1998 года), «О Казначействе» (на основании Постановления от 27 августа 1993 года). При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Важнейшее место в системе финансового  контроля со стороны Правительства  РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует её осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основании решения Правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета  предприятий и организации при  наличии у них фактов незаконного  расходования средств, а также непредставления  ими соответствующей отчётности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового  контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учёта в стране, а также проведение аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Следует отметить, что контрольные  полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность  субъектов Федерации и органов  местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

  • Оперативный контроль

Оперативный контроль использования  государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Департамент государственного финансового  контроля и аудита Минфина РФ, созданный  Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года является приемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Департамент  и его территориальные подразделения  обязаны проводить комплексные  ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений  и целевого использования средств  федерального бюджета и внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной  деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной  власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику; управлять процессом  исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жёсткий контроль поступления, целевого и экономного использования  государственных средств.

На него возложены следующие  задачи:

    • Контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения;
    • Контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчётов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
    • Контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
    • Контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право  производить проверки различных  денежных документов, отчётов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета  и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они  имеют право выдавать предписания  о взыскании в бесспорном порядке  государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей  учётной ставки Центрального банка  России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих  объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в  размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной  на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и  правоохранительными органами.

По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему  исполнения федерального бюджета, который  должен был закончится в 1999 году призван  значительно укрепить контрольные  полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета.

Следует отметить, что в настоящее  время не предусмотрено серьёзной  административной или уголовной  ответственности за нецелевое использование  бюджетных средств, что резко  снижает степень эффективности  государственного контроля. Практически  неизвестны случаи, когда возбуждённые по фактам нецелевого использования  государственных ресурсов дела были доведены до суда. Решить эту проблему призван находящийся в стадии проекта закон «О Государственном  финансовом контроле», предусматривающий  соответствующие санкции и механизм их применения.

 

  • Финансовый  контроль со стороны специализированных органов

Помимо рассмотренных выше органов  финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов  финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область  финансов, например налогообложение  или страхование.

В связи с повышением роли налогов  в доходах государства при  переходе к рыночной экономике стало  необходимо выделение органов налоговой  службы в особую систему. Главная  задача налоговых органов – обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система налоговых органов, подчиняющаяся  Президенту РФ, включает Федеральную  налоговую службу1, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено – городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учёт налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Налоговые органы имеют право, в  соответствии с налоговым законодательством  проверять любые денежные документы  у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных  граждан и лиц без гражданства; получать от них соответствующие  справки и сведения (за исключением  составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые  используемые для извлечения доходов  производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного  воздействия в отношении должностных  лиц и граждан, включая изъятие  соответствующих документов и приостановление  операций по счетам в банках. Налоговые  инспекции также имеют право  наложения административных штрафов  и принудительного взыскания  недоимок по налогам в бюджет.

Информация о работе Финансовый контроль: формы, методы, органы