Финансовый контроль: формы, методы, органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Содержание работы

1. Введение 3
2. Необходимость и содержание финансового контроля 4
2.1 Сфера финансового контроля 7
2.2 Задачи финансового контроля 8
3. Организация финансового контроля, пути повышения его действенности 9
3.1 Государственный финансовый контроль 9
3.2 Внутрихозяйственный финансовый контроль 9
3.3 Общественный финансовый контроль 10
3.4 Банковский надзор 10
3.5 Аудиторский контроль 12
3.6 Предварительный финансовый контроль 16
3.7 Текущий финансовый контроль 17
3.8 Последующий финансовый контроль 17
4. Методы финансового контроля 18
4.1 Сущность и методы экономического анализа на микроуровне 18
4.1.1 Сущность анализа экономики на микроуровне 18
4.1.2 Задачи и методы экономического анализа деятельности фирмы 19
4.2 Сущность, задачи и виды ревизии 23
5. Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации. 28
5.1 Финансовый контроль со стороны представительной власти 29
5.2 Оперативный контроль 33
5.3 Финансовый контроль со стороны специализированных органов 35
6. Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения экономической  безопасности РФ и укрепления государственной  дисциплины в области налоговой  дисциплины созданы органы налоговой полиции, её территориальные и местные подразделения.

Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:

    • Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
    • Защиту сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
    • Выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах.

Для осуществления финансового  контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 года «О государственном страховом надзоре РФ» была организована Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР «О страховании» от 27 ноября 1992 года. В 1996 году Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций.

Департамент страхового надзора и  территориальные органы, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования  единого страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых  тарифов и следят за соблюдением  страховыми фирмами нормативов платёжеспособности. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчёта соотношений между  активами и обязательствами страховой  фирмы, а также порядок учёта  страховых операций и формы отчётности по страховой деятельности, включая  соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления  нарушений законодательства и нормативных  документов органы страхового надзора  имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском  об их ликвидации.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделённый властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБР, в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала, выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более жёстких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера – отзыв лицензии и ликвидация банка.

На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Деятельность Федеральной службы по валютному и экспортному контролю, созданной в 1992 году, тесно связана с ЦБР и ГТК. Основной задачей Службы являются поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве, позволяющих осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за рубеж; создания банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства.

Служба по валютному и экспортному  контролю имеет право проверять  все финансовые документы организаций, осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность; поднимать вопрос о  приостановлении лицензий на право  осуществления таких операций в  случае выявления несоблюдения валютного  и экспортного законодательства, непредставления отчётных документов. Кроме того, Службе приданы военизированные  подразделения; они используются в  разведывательно-карательных целях. Служба имеет право привлекать другие организации Российской Федерации  в качестве агентов валютного  контроля.

6. Список используемой  литературы

 

  1. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма: Учебник. Под ред. Проф. Рыбалкина В.Е. – М.: Междунар. Отношения, 1999.
  2. Андреев А.Г., Соменков А.Д. Правовые основы финансового контроля. // Финансы. – М., 1999. -  №12. – с. 62-64.
  3. Андрюшин С.А. Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля. // Финансы. – М., 2002. - №4. – с. 59-63.
  4. Аудит: Учебник для вузов / Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А., Сотникова Л.В.; Под ред. Проф. Подольского В.И. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
  5. Аудит и ревизия: Справ. Пособие / Бавдей А.Л., Белый И.Н., Дробышевский Н.П. и др.; Под общ.  ред. Белого И.Н. – Мн.: ООО “Мисанта”, 1994.
  6. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
  7. Бурцев В.В. об этике и принципах финансового контроля. // Финансы. – М., 2001. - №6. – с. 59-62.
  8. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. – М.: Информационно – внедренческий центр “Маркетинг”, 2000.
  9. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск – менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. – Железнодорожный, Моск. Обл.: ТОО НЦП “Крылья”, 1998.
  10. Деньги, кредит, банки: Справ. пособие / Кравцова Т.И., Войтешенко Б.С., Кравцов Е.И. и др.; Под общ. ред. Кравцовой Г.И. – Мн.: Меркаванне, 1994.
  11. Лабынцев Н.П. Аудит: Теория, методология и практика. – М.: Финансы и статистика, 1998.
  12. Малышева В.И. Казначейство: цель, задачи, функции. // Финансы. – М., 2001. - №12. – c. 24-26.
  13. Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективности управления государственными финансами. // Финансы. – М., 2001. - №3. – с. 16-20.
  14. Терехов А.А., Терехов М.А. Контроль и аудит: Основные методологические приемы и технология. – М.: Финансы и статистика, 1998.
  15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под. Ред. Дробозиной Л.А. – М.: ЮНИТИ, 1997.
  16. Финансы / Родионова В.М., Вавилов Ю.Я., Гончаренко Л.И. и др.; Под ред. Родионовой В.М. – М.: Финансы и статистика, 1995.
  17. Финансы: Учебник для вузов /  Под ред. Проф. Дробозиной Л.А. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  18. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. – М., 2001. - №1. – с. 55-56.

 

 

 

 

 

1 В конце 1998 года Федеральная налоговая служба преобразована в Министерство по налогам и сборам.




Информация о работе Финансовый контроль: формы, методы, органы