Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.
Необходимость финансового контроля в современном государстве, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3-4
1. Теоретические и организационно-правовые аспекты финансового контроля....................................................................................5-14
1.1. Содержание, формы и значение финансового контроля…………..5-10
1.2.Виды и методы финансового контроля..............................................10-14
2. Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ…….…15
2.1. Государственный финансовый контроль, основные задачи и функции органов государственного финансового контроля.......................................15-19
2.2. Федеральные органы государственного финансового контроля……..20-23
3. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации........................................24
3.1. Проблемы эффективности финансового контроля и основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации....................................................................................24-32
Заключение.......................................................................................................33-34
Список литературы............................................................................................35

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 63.48 Кб (Скачать файл)

• международный   контроль   осуществляется   международными 
субъектами.

 

1.2.Виды и методы  финансового контроля

 

Среди методов финансового контроля используются: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, наблюдение, ревизии.

Таблица 1

Методы  финансового  контроля

Метод финансового  контроля

Определение, основные принципы

Проверка

проводится по отельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование

охватывает более  широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию.

Предварительное изучение документов

Проверка изъятых  или имеющихся в организации  документов с целью решения вопроса  о достаточности или документальной возможности проведения намеченной ревизии.

Надзор

Проводится гражданами, контролирующими  органами, получившими специальные  полномочия (лицензия и т.д.) на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль соблюдения установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Федеральной службы страхового надзора - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансового  состояния

Как разновидность финансового контроля 
имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности для общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

Мониторинг

это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

Ревизия

взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных денежных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.


По полноте охвата хозяйственной  деятельности субъекта различаются ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

  • Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.
  • Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности субъектов.
  • Комплексная ревизия — наиболее полная, она охватывает все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества состояния учета и отчетности.
  • Тематическая ревизия — проверка определенного аспекта деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени  охвата финансовых и хозяйственных  операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.

  • Сплошная ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период.
  • Выборочная ревизия — это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии.
  • Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

 

 

 

Таблица 2

Виды финансового  контроля

Вид

финансового контроля

Определение, основные принципы

Государственный

проводится органами власти (президентом,  парламентом, правительствами,  министерствами  и ведомствами и др.). Главная цель — обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности (бюджета, государственного экономического сектора, инфраструктуры и т.д.) прежде всего при поступлении доходов и расходовании государственных средств;

Негосударственный

включает внутрифирменный (корпоративный) и аудиторский (внешний) контроль. Основная цель - повышение  эффективности использования вложенных  средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи  в пользу государства.

Ведомственный контроль

проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных  ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи.

Общественный

Осуществляется неправительственными организациями и выполняется группами, отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. К общественному контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов.

Внутрихозяйственный

ведется   экономическими   и 
финансовыми службами организаций. Объект контроля — хозяйственная и финансовая деятельность.

Правовой

проводится правоохранительными  органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской  экспертизы.

Гражданский

осуществляемый каждым гражданином общества. Цель — проведение в жизнь личной финансовой политики граждан, обеспечение их интересов при поступлении доходов и расходов;


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Органы, осуществляющие  финансовый контроль в РФ

Система органов финансового  контроля включает следующие элементы:

Таблица 3

Элементы системы  органов финансового контроля

Элементы системы  органов финансового контроля

Цель

Ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением  парламенту или президенту страны

Общий  контроль за  расходованием  государственных средств

Налоговое ведомство с  подчинением правительству или  министерству финансов страны

Контроль за поступлением налогов

Контролирующие структуры  в составе ведомств

Осуществление проверок и  ревизий подведомственных учреждений

Негосударственные контролирующие службы

 

 

Осуществление на коммерческой основе проверок достоверности отчетной документации и законности финансовых операций

Службы внутреннего контроля

Поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли


 

  2.1. Государственный финансовый контроль, его основные задачи

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации  реализуется в форме общегосударственного, бюджетно-финансового и ведомственного.

 

 

Таблица 4

Формы государственного финансового контроля

Форма государственного финансового контроля

Основные направления

Общегосударственный финансовый контроль

Контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной  подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный  финансовый контроль. Объектом этого  контроля является прежде всего соблюдение хозяйствующими субъектами финансового  законодательства и финансовых интересов  государства. Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль. Этот контроль возложен на Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам (МНС России) и его  службы на местах.

Ведомственный финансовый контроль

Внутренний контроль отдельных  государственных ведомств, объектом которого является производственная и  финансовая отчетность подведомственных мероприятий, организаций и учреждений.

   

Бюджетно-финансовый контроль

Контроль, проводимый в бюджетно-финансовой сфере, предметом которого являются процессы формирования и использования  финансовых ресурсов государства. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджетно-финансовый контроль в России осуществляют законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.


Общее управление государственными финансами возложено на высшие органы власти и управления, регламентирующие деятельность финансовой системы. Это такие органы как:

    • Президент Российской Федерации(администрация Президента)

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации путем:

    • издания указов по финансовым вопросам,
    • подписания федеральных законов (в том числе и о федеральном бюджете);
    • назначения и освобождения от должности Министра финансов Российской Федерации;
    • представления Государственной Думе Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка России.
    • Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, — устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.);
    • Правительство Российской Федерации

На основании Конституции  Российской Федерации  и Федерального закона “О Правительстве Российской Федерации” Правительство Российской Федерации контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового контроля. При Правительстве Российской Федерации действует Контрольный наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

    • Министерство финансов Российской Федерации – является центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации; координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти; осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; организует разработку федерального бюджетного плана; принимает активное участие в разработке баланса финансовых ресурсов страны. На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведение мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.

Оперативный и последующий  финансовый контроль в рамках Министерства Финансов Российской Федерации осуществляют: Департамент государственного финансового контроля и аудита (бывшее Контрольно-ревизионное управление) и Управление федерального казначейства.

Итак, непосредственным предметом государственного контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель – содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

Объектами государственного финансового контроля выступают финансовые и нефинансовые активы, обязательства, финансовые результаты, доходы и расходы бюджетов, операции, связанные с образованием, распределением, перераспределением и расходованием фондов денежных средств.

Таким образом, контролируются органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, страховые компании, банки и иные кредитные организации, их союзы, ассоциации и объединения  вне зависимости от видов и  форм собственности, органы военного управления и воинские формирования, граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций действие государственного финансового контроля распространяется в части, связанной с получением, перечислением либо использованием государственных средств или  управлением ими, а также в  части предоставленных им законодательством  или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот  и преимуществ.

2.2 Федеральные  органы государственного финансового  контроля

Законодательством Российской Федерации определено, что государственный  финансовый контроль на федеративном уровне возлагается на:

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами