Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:03, курсовая работа
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.
Необходимость финансового контроля в современном государстве, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации.
Введение................................................................................................................3-4
1. Теоретические и организационно-правовые аспекты финансового контроля....................................................................................5-14
1.1. Содержание, формы и значение финансового контроля…………..5-10
1.2.Виды и методы финансового контроля..............................................10-14
2. Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ…….…15
2.1. Государственный финансовый контроль, основные задачи и функции органов государственного финансового контроля.......................................15-19
2.2. Федеральные органы государственного финансового контроля……..20-23
3. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации........................................24
3.1. Проблемы эффективности финансового контроля и основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации....................................................................................24-32
Заключение.......................................................................................................33-34
Список литературы............................................................................................35
• международный
контроль осуществляется
международными
субъектами.
1.2.Виды и методы финансового контроля
Среди методов финансового контроля используются: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, наблюдение, ревизии.
Таблица 1
Методы финансового контроля
Метод финансового контроля |
Определение, основные принципы |
Проверка |
проводится по отельным вопросам
финансово-хозяйственной |
Обследование |
охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию. |
Предварительное изучение документов |
Проверка изъятых
или имеющихся в организации
документов с целью решения вопроса
о достаточности или |
Надзор |
Проводится гражданами, контролирующими органами, получившими специальные полномочия (лицензия и т.д.) на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль соблюдения установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Федеральной службы страхового надзора - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии. |
Анализ финансового состояния |
Как разновидность финансового
контроля |
Мониторинг |
это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия. |
Ревизия |
взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных денежных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. |
По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.
В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.
Таблица 2
Виды финансового контроля
Вид финансового контроля |
Определение, основные принципы |
Государственный |
проводится органами власти (президентом, парламентом, правительствами, министерствами и ведомствами и др.). Главная цель — обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности (бюджета, государственного экономического сектора, инфраструктуры и т.д.) прежде всего при поступлении доходов и расходовании государственных средств; |
Негосударственный |
включает внутрифирменный
(корпоративный) и аудиторский (внешний)
контроль. Основная цель - повышение
эффективности использования |
Ведомственный контроль |
проводится контрольно- |
Общественный |
Осуществляется неправительственными организациями и выполняется группами, отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. К общественному контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов. |
Внутрихозяйственный |
ведется экономическими
и |
Правовой |
проводится |
Гражданский |
осуществляемый каждым гражданином общества. Цель — проведение в жизнь личной финансовой политики граждан, обеспечение их интересов при поступлении доходов и расходов; |
Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ
Система органов финансового контроля включает следующие элементы:
Таблица 3
Элементы системы органов финансового контроля
Элементы системы органов финансового контроля |
Цель |
Ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением парламенту или президенту страны |
Общий контроль за расходованием государственных средств |
Налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны |
Контроль за поступлением налогов |
Контролирующие структуры в составе ведомств |
Осуществление проверок и ревизий подведомственных учреждений |
Негосударственные контролирующие службы
|
Осуществление на коммерческой основе проверок достоверности отчетной документации и законности финансовых операций |
Службы внутреннего контроля |
Поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли |
2.1. Государственный финансовый контроль, его основные задачи
Государственный финансовый
контроль в Российской Федерации
реализуется в форме
Таблица 4
Формы государственного финансового контроля
Форма государственного финансового контроля |
Основные направления | |
Общегосударственный финансовый контроль |
Контроль направлен на
все хозяйствующие субъекты независимо
от формы собственности или | |
Ведомственный финансовый контроль |
Внутренний контроль отдельных государственных ведомств, объектом которого является производственная и финансовая отчетность подведомственных мероприятий, организаций и учреждений. | |
Бюджетно-финансовый контроль |
Контроль, проводимый в бюджетно-финансовой сфере, предметом которого являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджетно-финансовый контроль в России осуществляют законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. |
Общее управление государственными финансами возложено на высшие органы власти и управления, регламентирующие деятельность финансовой системы. Это такие органы как:
Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации путем:
На основании Конституции Российской Федерации и Федерального закона “О Правительстве Российской Федерации” Правительство Российской Федерации контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового контроля. При Правительстве Российской Федерации действует Контрольный наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
Оперативный и последующий финансовый контроль в рамках Министерства Финансов Российской Федерации осуществляют: Департамент государственного финансового контроля и аудита (бывшее Контрольно-ревизионное управление) и Управление федерального казначейства.
Итак, непосредственным предметом государственного контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель – содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.
Объектами государственного финансового контроля выступают финансовые и нефинансовые активы, обязательства, финансовые результаты, доходы и расходы бюджетов, операции, связанные с образованием, распределением, перераспределением и расходованием фондов денежных средств.
Таким образом, контролируются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, страховые компании, банки и иные кредитные организации, их союзы, ассоциации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, органы военного управления и воинские формирования, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
На деятельность общественных
объединений, негосударственных фондов
и иных негосударственных
2.2 Федеральные
органы государственного
Законодательством Российской Федерации определено, что государственный финансовый контроль на федеративном уровне возлагается на:
Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами