Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.
Необходимость финансового контроля в современном государстве, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3-4
1. Теоретические и организационно-правовые аспекты финансового контроля....................................................................................5-14
1.1. Содержание, формы и значение финансового контроля…………..5-10
1.2.Виды и методы финансового контроля..............................................10-14
2. Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ…….…15
2.1. Государственный финансовый контроль, основные задачи и функции органов государственного финансового контроля.......................................15-19
2.2. Федеральные органы государственного финансового контроля……..20-23
3. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации........................................24
3.1. Проблемы эффективности финансового контроля и основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации....................................................................................24-32
Заключение.......................................................................................................33-34
Список литературы............................................................................................35

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 63.48 Кб (Скачать файл)
    • Счетную палату Российской Федерации,
    • Центральный Банк Российской Федерации,
    • Министерство финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление),
    • Министерство Российской Федерации по налогам и сборам,
    • Государственные таможенный комитет Российской Федерации,
    • контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти,
    • органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В своей деятельности она руководствуется Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации». Счетная палата обладает организационной и функциональной независимость. Под организационной независимостью понимается ее самостоятельность как органа: она не входит в состав ни одной из палат Федерального собрания. Под функциональной независимостью понимается несовпадение функций Счетной палаты и Федерального Собранию

Основные задачи Счетной платы – контроль своевременного исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Таким образом, предметом контроля Счетной палаты являются средства федерального бюджета и федеральная собственность.

Контрольную деятельность Счетная  палата проводит посредством комплексных  ревизий и тематических проверок, по итогам которых составляется отчет. За достоверность данных отчета должностные  лица Счетной палаты несут персональную ответственность. Палата направляет проверяемой  организации представление, содержащее основные результаты проверки или ревизии, а в случаях нарушений, наносящих  государству прямой ущерб и требующих  безотлагательных мер, дает обязательные к исполнению предписания для  принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству  ущерба и привлечению к ответственности  должностных лиц. При неоднократном  неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной Палаты по согласованию с Государственной  Думой вправе приостановить операции по счетам проверяемой организации.

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Текущий контроль Банка России представлен в виде проверок кредитных  организаций и их филиалов, последующий  контроль – в виде анализа и  прогнозирования состояния экономики  страны в целом и по регионам, прежде всего состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

Министерство  финансов Российской Федерации (Минфин России) обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнителей власти

В числе основных задач  Минфина России входят:

    • Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной. Налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
    • Осуществление в пределах свей компетенции предварительного и последующего государственного финансового контроля.

Органы налоговой  полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных НК РФ процедур налогового контроля и взысканию налоговых санкций, однако, если они при осуществлении своих полномочий, перечисленных в п.2 ст. 36 НК РФ, выявят обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к компетенции налоговых органов для приятия решения. На основании таких материалов налоговые органы организуют выездные налоговые проверки, в том числе совместные с сотрудниками органов налоговой полиции.

Государственный финансовый контроль выполняется и другими федеральными органами, которые  используют в пределах своей компетенции финансовый контроль на несистематической основе при выявлении отклонений от финансового законодательства. К ним относятся: правоохранительные органы – прокуратура и Управление по экономическим преступлениям ГУВД, антимонопольные, таможенные органы и органы валютного контроля, контрольно-ревизионные органы и органы валютной исполнительной власти, а также иные органы, ответственные за контроль и поступление и расходования средств федерального бюджеты и федеральных внебюджетных фондов, федеральной исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3.Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации

 

3.1 Проблемы эффективности  государственного финансового контроля и основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации

В ходе социально-экономических  преобразований конца 80-ых- начала 90-ых годов система государственного контроля в стране была по многим направлениям разрушена. Ослаблен частично и ликвидирован ведомственный контроль, ликвидирована форма общественного контроля за рациональным и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов. Потребность в эффективном контроле вызывается и тем обстоятельством, что контроль обеспечивает необходимую в экономике обратную связь, систематическую сверку планов и фактических результатов, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений как на уровне управления государством, так и на региональном уровне.

Реальная и действующая система государственного финансового контроля является одним из непременных условий успеха экономических реформ и важным инструментом борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. Создание отлаженной системы государственного финансового контроля следует рассматривать как важнейший фактор дальнейшего развития российской экономики.

Для решения этих задач необходим комплекс мероприятий по совершенствованию государственного финансового контроля в Российской федерации по следующим направлениям:

  1. Создание единой системы государственного финансового контроля предполагает определение роли государственного финансового контроля в системе общего контроля, осуществляемого государством, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы – бюджетного контроля. Для этого необходимо реформировать организационную структуру и изменить распределение функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля; создать научно-исследовательскую и учебную базы деятельности органов государственного финансового контроля, сформировать систему кадрового обеспечения.

Важным шагом на пути построения эффективной системы государственного финансового контроля в РФ является разработка и принятие ряда законов:

      • федерального закона «О государственном финансовом контроле», в котором необходимо определить такие понятия, как «государственный финансовый контроль», определить и закрепить статус высшего органа государственного финансового контроля. Следует также уточнить полномочия контрольных органов в соответствии с четко сформулированными целями и задачами их деятельности. От этого зависит степень результативности проводимых органами государственного финансового контроля мероприятий и формирование единой методической базы и технологии проведения государственного финансового контроля.
      • Счетная палата Российской Федерации должна быть наделена правом законодательной инициативы. Это предложение обусловлено тем, что для законодательной власти остается проблемой обеспечение обоснованности принимаемых законов и иных нормативных правовых актов, обеспечение их адекватности реальным направлениям финансовой и бюджетной политики государства.

К сожалению, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» не предусматривает права Счетной палаты обратиться в суд с иском о взыскании с проверяемых государственных органов и коммерческих организаций ущерба, причиненного государству, в порядке гражданского судопроизводства, что ежегодно приводит к потерям для бюджета, ущербу для государства.

Необходимо также обеспечить исполнение предписаний Счетной  палаты Российской Федерации, направляемых по результатам ревизии государственным  органам и коммерческим организациям. Это может быть достигнуто либо установлением  штрафов, взыскиваемых с руководителей  учреждений и организаций в административном порядке, либо тем, что будет предусмотрена  уголовная ответственность за неисполнение предписаний.

Важной проблемой осуществления  контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам  проведённых ревизий и проверок. Для повышения эффективности  проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив  цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих  право на проведение ревизии, их права  и обязанности; определить права  и обязанности ревизуемых организаций.

Специалисты считают, что, несмотря на реформирование бюджетной системы, существующая система многочисленных контрольных органов, которые дублируют  друг друга – неэффективна. Поэтому важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля,  - Министерства финансов РФ, органов федерального Казначейства, Счётной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, при осуществлении последующего финансового контроля.

О недостатках действующей  системы государственного контроля можно много говорить. Анализ проваленных  программ, неисполняемых законов, а  таких огромное количество, показывает, что в этих программах и законах  забывали о реальном состоянии механизма  контроля исполнения. Поэтому самым  верным признаком того, что очередная  новая программа и новый закон  будут исполнены не полностью, является отсутствие в них механизма контроля исполнения, адекватного поставленным в законе задачам.

  1. Формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности;

Важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса сегодня является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.

В настоящее время качество бюджетного контроля остается на крайне низком уровне. В соответствии с  законодательством контрольные  органы основное внимание обращают на соответствие исполнения бюджета заложенным в закон показателям. Такой контроль, по сути, является формальным. Финансовые и контрольные органы не в состоянии  дать оценку действительной эффективности  и производительности бюджетных  расходов по каждому бюджетополучателю, поскольку им не хватает концептуальных, материальных и профессиональных ресурсов. Модернизация деятельности Федерального казначейства России при правильном концептуальном подходе и использовании  информационных технологий уже повысило качество бюджетного контроля. Контрольная  структура будет выстраиваться  вокруг финансовых процессов, а не вокруг органов, которые хотели бы поучаствовать  в процессе государственного финансового  контроля.

  1. Повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства;

Возросшие экономические  возможности позволяют сегодня  направлять дополнительные финансовые ресурсы в социальную сферу; значительных финансовых затрат требует реализация национальных проектов. В то же время современная российская действительность демонстрирует «провалы» в реализации усилий государства, что связано, в первую очередь, с высоким уровнем экономической преступности, недопустимо опасным уровнем коррумпированности органов государственной власти всех уровней, наличием и возрастанием различных угроз финансовой стабильности государства в целом.

Первоочередной задачей является разработка «финансовой безопасности», которая должна содержать теоретические и методологические основы обеспечения финансовой безопасности и противодействия нарушению норм финансового права, а также определять внутренние и внешние угрозы национальным интересам Российской Федерации в сфере экономики и финансов. Необходимо уделять место вопросам мониторинга финансовых операций и легализации преступных доходов, борьбе с коррупцией, особенно важно выделить орган, занимающийся проблемами финансовой безопасности и взаимодействия с другими контрольными органами.

В целях дальнейшего совершенствования организации государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности необходимо:

  • создание эффективного механизма, направленного на сужение сферы теневой экономики;
  • укрепление международного сотрудничества в области розыска, конфискации и репатриации денежных средств и доходов, полученных преступным путем и незаконно вывезенных за рубеж;

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами