Федеральное
агенство по образованию
ГОУ ВПО
Финансовый
университет при правительстве РФ
Кафедра теория
финансов
Факультет:
заочный факультет экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина:
финансы
Тема № 8
Название темы:
Финансовый контроль в системе управления
финансами.
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
- глава 4
1.1.Содержанме
и значение финансового контроля 4
1.2.Цели и задачи финансового
контроля 7
1.3.Организационно-правовые
основы финансового контроля……..10
2 Виды
и методы финансового контроля 14
2.1. Виды финансового
контроля 14
2.2. Формы и
методы финансового контроля 19
3 Пути
совершенствования финансового контроля
в РФ…………………..24
Заключение 28
Список
литературы и источников 29
ВВЕДЕНИЕ
В развитых
странах уделяется особое внимание
вопросам организации финансового
контроля всех сторон экономической
жизни и особенно сферы государственных
финансов.
Финансовый
контроль представляет собой
действующую на единых принципах
целостную систему, построение которой
вызвано необходимостью для осуществления
экономических преобразований.
Финансовый
контроль призван обеспечивать
интересы и права как государства
и его учреждений, так и всех
других экономических субъектов,
что и объясняет актуальность
темы.
Цель
курсовой работы – рассмотреть
содержание и задачи финансового
контроля, определить виды и методы
финансового контроля, а так же
выявить пути совершенствования
финансового контроля в Российской
Федерации.
Для
достижения поставленной цели
необходимо решить ряд задач:
определить, что представляет финансовый
контроль в системе управления
финансами, каковы его принципы
и организационно-правовые основы
в РФ;
дать классификацию видам и
формам финансового контроля, охарактеризовать
приемы и способы осуществления финансового
контроля, а так же выявить проблемы и
пути совершенствования государственного
финансового контроля в РФ.
Объектом исследования работы
являются методы финансового
контроля.
Предмет
исследования кур совой работы
– организационно – правовые
аспекты финансового контроля.
Глава 1.
Содержание
и значение финансового контроля
Контроль,
являясь одной из важнейших функций процесса
управления, осуществляемого на любом
уровне, представляет систему наблюдений
и проверки соответствия процесса функционирования
управляемого объекта принятым управленческим
решениям, а также выявление результатов
управленческих воздействий на управляемый
объект.
Контроль
осуществляется в различных сферах деятельности
общества. В связи с этим выделяют виды
контроля: экономический, статистический,
финансовый, экологический, технический,
административный и др.
Как форма
реализации контрольной функции финансов,
финансовый контроль необходим в любом
обществе, основанном на товарно-денежных
отношениях. В странах с рыночной экономикой
роль финансового контроля особенно велика,
так как важнейшим направлением деятельности
субъектов хозяйствования при обязательном
соблюдении установленных норм права
становится повышение ее эффективности.
Финансовый контроль имеет важнейшее
значение для управления финансами на
любом уровне, обеспечивая надежное функционирование
всей финансовой системы, реализацию осуществляемой
государством финансовой политики, содействует
обеспечению финансовой безопасности.
Финансовый
контроль - это совокупность действий
и операций, осуществляемых специально
уполномоченными органами, с целью контроля
за соблюдением субъектами хозяйствования
и органами государственной власти и местного
самоуправления норм права в процессе
образования, распределения и использования
финансовых ресурсов для своевременного
получения полной и достоверной информации
о ходе реализации принятых управленческих
финансовых решений.
Финансовый
контроль за деятельностью предприятий
включает также контроль со стороны кредитных
учреждений, акционеров и внутренний контроль:
проверку эффективности и целесообразности
использования денежных ресурсов – собственных,
заёмных и привлечённых; анализ и сопоставление
фактических результатов с прогнозируемыми;
финансовую оценку результатов инвестиционных
проектов; правильность и достоверность
финансовой отчётности; контроль за финансовым
состоянием и ликвидностью.
Таким образом,
финансовый контроль, с одной стороны,
является одной из завершающих стадий
управления финансами, а с другой, он выступает
необходимым условием эффективности управления
ими. Следовательно, финансовый контроль
— важный элемент системы управления
финансами. И обусловлен важнейшими функциями
финансов: распределительной и контрольной.
Объектом
финансового контроля, прежде всего, являются
денежные отношения, возникающие при формировании
и использовании финансовых ресурсов
в материальном производстве и в непроизводственных
сферах, а также во всех звеньях финансовой
системы. Следовательно, финансовый контроль
является многоуровневым и всесторонним.
Экономические
и политические преобразования в Российской
Федерации в начале 90-х годов привели к
существенной перестройке системы контрольных
органов.
Важную
роль в осуществлении финансового контроля
играет уровень организации учёта в стране
– бухгалтерского, бюджетного, налогового.
Отчётная документация – главный объект
финансового контроля.
Дальнейшее
развитие финансового контроля и его эффективность
во многом зависят от создания новой концептуальной
и законодательной базы, обеспечивающей
его проведение на качественно новом уровне.
Финансовый
контроль осуществляется путем применения
научно обоснованных методов установления
степени соответствия практики управления
финансовыми ресурсами во всех сферах
производства и распределения общественного
продукта задачам финансовой политики.
Институт финансового контроля представляет
собой составной элемент общей структуры
контрольных органов государства и вместе
с тем выступает как важнейший составной
элемент финансовой системы.
Финансовый
контроль присущ всем финансово-правовым
институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых
норм, регулирующих организацию и порядок
проведения финансового контроля в целом,
имеются нормы, предусматривающие его
специфику в отдельных финансово-правовых
институтах и закрепленные соответствующим
законодательством (например, в Налоговом
или Бюджетном кодексах РФ).
1.2.
Цели и задачи финансового контроля
Содержание финансового контроля раскрывается
через его цель и задачи; элементы, совокупность
которых образует систему контроля; принципы
организации.
Цель финансового
контроля заключается в своевременном
получении всей информации о ходе процесса
управления финансами на микро- и макроуровне,
выявленных нарушениях для принятия адекватных
управленческих решений. Цель финансового
контроля реализуется в выполняемых им
задачах.
Основными
задачами финансового контроля являются:
- обеспечение
финансовой безопасности государства
и финансовой устойчивости субъектов
хозяйствования;
- выполнение
субъектами хозяйствования своих
финансовых обязательств;
- рост финансовых
ресурсов во всех сферах и
звеньях финансовой системы;
- соблюдение
финансовых интересов всех субъектов
хозяйствования, усиление их ответственности
за результаты своей деятельности;
- повышение
эффективности финансовой политики
государства.
В результате
реализации задач финансового контроля
укрепляется финансовая дисциплина, выражающая
одну из сторон законности. Требования
финансовой дисциплины распространяются
не только на предприятия, организации,
учреждения, граждан, но и на органы государственной
власти и местного самоуправления, их
должностных лиц. Тем самым финансовый
контроль обеспечивает интересы государства,
муниципальных образований, а также способствует
соблюдению прав и интересов конкретных
граждан, предприятий, учреждений (например,
контроль за соблюдением законодательства
о предоставлении льгот по платежам в
бюджет, за правильностью взимания налогов,
за своевременностью выделения бюджетных
ассигнований и т.д.).
Непосредственным
предметом проверок выступают такие финансовые
(стоимостные) показатели, как прибыль,
доходы, налог на добавленную стоимость,
рентабельность, себестоимость, издержки
обращения, отчисления на различные цели
и в фонды. Поэтому контроль за их выполнением
охватывает все стороны хозяйственной
и коммерческой деятельности предприятий,
учреждений.
Однако
объект финансового контроля не ограничивается
проверкой только денежных средств. В
конечном итоге он означает контроль за
использованием материальных, трудовых,
природных и других ресурсов страны, поскольку
в современных условиях процесс производства
и распределения опосредуется денежными
отношениями.
Эффективность
финансового контроля предполагает необходимость
глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной
деятельности, разработки контролирующими
органами предложений по улучшению качества
работы проверяемых организаций.
Контролю
подлежат не только плохо работающие предприятия
и организации, но и имеющие нормальные
результаты деятельности.
Финансовый
контроль включает проверку:
-соблюдения
требований экономических законов;
-составления
и исполнения бюджета;
-финансового
состояния и эффективного использования
трудовых, материальных и финансовых
ресурсов предприятий и организаций,
бюджетных учреждений, а также
налоговый контроль; и другие.
Финансовый
контроль тесно связан с ответственностью
предприятий, организаций, учреждений,
а также государственных и финансово-банковских
структур за выполнение финансовой дисциплины.
Эта ответственность может быть выражена
как в административных, так и в экономических
(материальных) мерах воздействия на нарушителя
финансовой дисциплины.
Проблема
усиления финансовой ответственности,
действенности финансового контроля требуют,
с одной стороны, сокращения количества
применяемых санкций, а, с другой, повышения
их результативности.
Для осуществления
финансового контроля создаются особые
контрольные органы, укомплектованные
высококвалифицированными специалистами.
Их права, обязанности и ответственность
строго регламентированы, в том числе
и в законодательном порядке.
Деятельность органов финансового
контроля в РФ осуществляется в соответствии
с установленными нормами права, основными
источниками которого являются:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Бюджетный кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Федеральные законы и
законы субъектов РФ;
- Законодательные акты
органов местного самоуправления,
подзаконные нормативные правовые
акты (указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ и др.).
1.3. Организационно
- правовые основы финансового контроля
в РФ.
Деятельность органов финансового
контроля в РФ осуществляется
в соответствии с установленными
нормами права, основными источниками
которого являются: Конституция
РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный
кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ,
федеральные законы и законы
субъектов РФ, законодательные акты
органов местного самоуправления,
подзаконные нормативные правовые
акты (указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ и др.).
В рамках задач, определенных
действующим законодательством, Счетная
палата обладает организационной
и функциональной независимостью.
Задачами Счетной палаты являются:
- организация и осуществление
контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов
по объемам, структуре и целевому
назначению;
- определение эффективности
и целесообразности расходов
государственных средств и использования
федеральной собственности;
- анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов
и подготовка предложений, направленных
на их устранение, а также на
совершенствование бюджетного процесса
в целом;
- регулярное представление
Совету Федерации и Государственной
Думе информации о ходе исполнения
федерального бюджета и результатах
проводимых контрольных мероприятий
и др.
Все органы государственной власти
в Российской Федерации, органы
местного самоуправления, предприятия,
учреждения, организации независимо
от форм собственности обязаны предоставлять
по запросам Счетной палаты информацию,
необходимую для обеспечения ее деятельности.
Неправомерный отказ в предоставлении
или уклонение от предоставления информации
(документов, материалов), а также предоставление
заведомо неполной либо ложной информации
влечет за собой уголовную ответственность,
предусмотренную статьей 287 Уголовного
кодекса Российской Федерации.
Финансовый
Контроль со стороны Президента РФ.
Финансовый
контроль со стороны Президента
РФ осуществляется в соответствии
с Конституцией РФ с помощью
издания указов, подписания федеральных
законов, назначения и освобождения
от должности министра финансов
РФ и т. д.
К его функциям относятся:
1) контроль деятельности
органов контроля при федеральных
органах исполнительной власти,
подразделений Администрации Президента,
органов исполнительной власти
субъектов Федерации;