Финансовый контроль в системе управления финансами
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:18, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы – рассмотреть содержание и задачи финансового контроля, определить виды и методы финансового контроля, а так же выявить пути совершенствования финансового контроля в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: определить, что представляет финансовый контроль в системе управления финансами, каковы его принципы и организационно-правовые основы в РФ; дать классификацию видам и формам финансового контроля, охарактеризовать приемы и способы осуществления финансового контроля, а так же выявить проблемы и пути совершенствования государственного финансового контроля в РФ.
Содержание работы
Введение 3 глава 4 1.1.Содержанме и значение финансового контроля 4 1.2.Цели и задачи финансового контроля 7 1.3.Организационно-правовые основы финансового контроля……..10 2 Виды и методы финансового контроля 14 2.1. Виды финансового контроля 14 2.2. Формы и методы финансового контроля 19 3 Пути совершенствования финансового контроля в РФ…………………..24 Заключение 28 Список литературы и источников 29
Текущий (оперативный) финансовый
контроль проводится в момент совершения денежных
сделок, финансовых операций, выдачи ссуд
и субсидий. Он предупреждает возможные
злоупотребления при получении и расходовании
средств, способствует соблюдению финансовой
дисциплины и своевременности осуществления
финансово-денежных расчетов. Большую
роль здесь играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль – проводится
путем проверки, анализа и ревизии отчетной
бюджетной, финансовой и бухгалтерской
документации и призван оценить результаты
финансовой деятельности с точки зрения
законности и эффективности как на макро-,
так и на микроуровне.
Указанные три вида контроля должны следовать
один за другим, циклично приобретая качества
предварительного, текущего и последующего.
По полноте охвата проверяемых вопросов
проверки и ревизии бывают: тематические
(проводятся по определенному кругу вопросов)
и комплексные (т. е. охватывают практически
все аспекты финансово-хозяйственной
деятельности).
По характеру источников контроля проводят:
документальные проверки и ревизии (проверка
финансовой отчетности и документов, образующихся
в деятельности организации) и фактические
(используются такие приемы, как проведение
инвентаризации денежных средств и материальных
запасов и т.п.).
Методы финансового контроля – это приемы
исследования учетной документации и
получения фактических данных, применяемые
работниками контрольно-ревизионных органов
и служб с целью выявления доказательной
информации.
Между различными методами финансового
контроля нет чётких границ, многие из
них находятся во взаимосвязи, включают
элементы других методов. Во многих случаях
достоверное установление фактов возможно
лишь с помощью комплексного использования
целого ряда методов. Различают следующие методы проведения
финансового контроля:
1) документальные
и камеральные проверки – на основе
отчетной документации и расходных документов
рассматриваются отдельные вопросы финансовой
деятельности и намечаются меры для устранения
выявленных нарушений;
2) обследование
– охватывает более широкий спектр финансово-экономических
показателей обследуемого экономического
субъекта для определения его финансового
состояния и возможных перспектив развития;
3) надзор – осуществляется
контролирующими органами за экономическими
субъектами, получившими лицензию на тот
или иной вид финансовой деятельности,
и предполагает соблюдение ими установленных
правил и нормативов (например, осуществляется
надзор за коммерческими банками со стороны
Банка России и т.д.);
4) анализ финансового
состояния – детальное изучение поквартальной
или годовой финансово-бухгалтерской
отчетности в целях общей оценки результатов
финансовой деятельности и ликвидности,
обеспеченности собственным капиталом
и эффективности его использования;
5) наблюдение (мониторинг)
– постоянный контроль со стороны кредитора
за использованием выданной ссуды и финансовым
состоянием клиента;
6) ревизия (наиболее
глубокий и всеобъемлющий метод финансового
контроля) – это обследование финансово-хозяйственной
деятельности экономического субъекта
в целях проверки его законности, правильности,
целесообразности, эффективности.
Классификация
ревизий:
1. По ведомственной принадлежности ревизуемых
органов: ведомственные, внутриведомственные,
внутрихозяйственные;
2. По полноте охвата: полные,
частичные, комплексные, тематические;
3. По глубине проведения:
сквозные, локальные;
4. По степени охвата данных:
сплошные, выборочные, комбинированные;
5. По характеру материала:
документальные, фактические;
6. По отношению к плану:
плановые, внеплановые;
7. По очерёдности исследования
одних и тех же документов: первичные,
дополнительные, повторные.
Таким образом,
во второй главе были рассмотрены различные
классификации финансового контроля по
видам, формам и методам. Столь широкая
разновидность подчёркивает разнонаправленность
системы контроля финансов.
ГЛАВА
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ В Российской Федерации.
Проблемы
и пути совершенствования государственного
финансового контроля в РФ
В связи с определением значимости
финансового контроля в создании
адекватной, современным экономическим
условиям, системы приобретает смысл
совершенствования и повышения
его действенности и эффективности.
Реальная
и действующая система государственного
финансового контроля является
одним из непременных условий
успеха экономических реформ
и важным инструментом борьбы
с коррупцией и правонарушениями
в экономической сфере. Создание
отлаженной системы государственного
финансового контроля следует
рассматривать как важнейший
фактор дальнейшего развития
российской экономики.
Совершенствование финансового
контроля должно осуществляться по следующим
направлениям:
1. Создание единой системы
государственного финансового контроля,
что предполагает определение
роли государственного финансового
контроля в системе общего
контроля, осуществляемого государством,
а также формирование концептуальных
основ государственного финансового
контроля и его важнейшей сферы
– бюджетного контроля. Для этого
необходимо реформировать организационную
структуру изменить распределение
функций и сфер деятельности
органов государственного финансового
контроля; создать научно-исследовательскую
и учебную базы деятельности
органов государственного финансового
контроля, сформировать систему
кадрового обеспечения .
Счетная
палата Российской Федерации
должна быть наделена правом
законодательной инициативы, так
как Федеральный закон «О Счетной
палате Российской Федерации»
не предусматривает права Счетной
палаты обратиться в суд с
иском о взыскании с проверяемых
государственных органов и коммерческих
организаций ущерба.
Необходимо также
обеспечить исполнение предписаний
Счетной палаты Российской Федерации,
направляемых по результатам
ревизии государственным органам
и коммерческим организациям. Признаком
того, что очередная новая программа
и новый закон будут исполнены
не полностью, является отсутствие
в них механизма контроля исполнения.
2. Формирование нормативно-правовой
и методической базы аудита
эффективности использования бюджетных
средств и государственной собственности.
На сегодняшний день важнейшим
направлением реформирования бюджетного
процесса является повышение эффективности
и результативности бюджетных расходов.
В настоящее
время качество бюджетного контроля
остается на крайне низком
уровне. В соответствии с законодательством
контрольные органы основное
внимание обращают на соответствие
исполнения бюджета заложенным
в закон показателям. Такой контроль,
по сути, является формальным. Финансовые
и контрольные органы не в
состоянии дать оценку действительной
эффективности и производительности
бюджетных расходов по каждому
бюджетополучателю, поскольку им
не хватает концептуальных, материальных
и профессиональных ресурсов. Модернизация
деятельности Федерального казначейства
России при правильном концептуальном
подходе и использовании информационных
технологий уже повысило качество
бюджетного контроля. Контрольная
структура будет выстраиваться
вокруг финансовых процессов, а
не вокруг органов, которые хотели
бы поучаствовать в процессе
государственного финансового контроля
.
3.Повышение роли государственного
финансового контроля в сфере
обеспечения финансовой безопасности
государства.
Первоочередной задачей является
разработка «финансовой безопасности»,
которая должна содержать теоретические
и методологические основы обеспечения
финансовой безопасности и противодействия
нарушению норм финансового права,
а также определять внутренние
и внешние угрозы национальным
интересам Российской Федерации
в сфере экономики и финансов.
Необходимо уделять место вопросам
мониторинга финансовых операций
и легализации преступных доходов,
борьбе с коррупцией, особенно
важно выделить орган, занимающийся
проблемами финансовой безопасности
и взаимодействия с другими
контрольными органами.
В
этих целях необходимо: создание
эффективного механизма, направленного
на сужение сферы теневой экономики;
укрепление международного сотрудничества
в области розыска, конфискации
и репатриации денежных средств
и доходов, полученных преступным
путем и незаконно вывезенных
за рубеж.
4.Стандартизация государственного
финансового контроля.
В Российской Федерации должна
быть создана единая унифицированная
система стандартов, органично объединяющая
все виды и направления финансового
контроля в Российской Федерации.
Стандарты, устанавливающие общие
положения и процедуры, могут
служить базой для разработки
стандартов, определяющих особенности
каждого вида финансового контроля
(государственный, внутрихозяйственный,
аудиторский). Проверки, ревизии и
обследования целесообразно проводить,
руководствуясь едиными методиками
и программами. При формировании
стандартов государственного финансового
контроля следует решить несколько
важных задач, а именно: определить
терминологию и понятийный аппарат
государственного финансового контроля;
разработать его методологию (цели,
задачи, принципы и т.д.); определить
организационную структуру системы
государственного финансового контроля;
определить органы правового
регулирования государственного
финансового контроля, их права
и обязанности; определить предмет,
отношения регулирования, цели и
задачи системы нормативно-правовых
актов (законодательства) государственного
финансового контроля; определить
порядок построения системы нормативно-правовых
актов государственного финансового
контроля, ее структуру (части, разделы,
подразделы и т.д.), их расположение
в определенной последовательности
и содержание .
Основная проблема неэффективности
системы финансового контроля
в регионах заключается в том,
что до сих пор нет достаточно
четкого определения места и
роли каждого контрольного органа,
отсутствует четкое разграничение
сфер их деятельности, имеет место
нерациональное разделение обязанностей
между субъектами контроля, неоправданное
дублирование их функций и
параллелизм в работе.
От контрольных органов необходима
полная, достоверная информация
о качестве финансово-управленческой
деятельности и путях ее совершенствования,
действительном объеме финансовых
ресурсов территории, находящихся
в ведении региональных органов
власти и управления.
Делая выводы по данной главе,
первым делом должны быть предприняты
меры по усилению контроля
со стороны Президента РФ, чтобы
улучшить результативность финансовой
политики. Так же необходимо совершенствовать
нормативные и организационные
основы, правовую базу; усилить жёсткость
государственного финансового контроля,
повысив его роль и статус
в финансовой политике РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый
контроль является важнейшим
элементом для реализации финансовой
политики государства. Назначение
финансового контроля заключается
в том, что он способствует
эффективному распределению и
использованию финансовых ресурсов
во всех сферах экономики, а
так же соблюдению установленных
государством законодательных норм.
Для осуществления
финансового контроля создаются
особые контрольные органы, права
и обязанности которых, строго
регламентированы.
Однако требования
дальнейшего развития и совершенствования
системы ставят перед финансовым
контролем новые задачи, что, в
свою очередь, способствует возникновению
новых организационных форм и
методических приемов.
В дополнение
к выше сказанному стоит отметить,
что в финансовом контроле
Российской Федерации несовершенство
системы приводит к возникновению
целого ряда проблем, таких как:
коррупция, использование бюджетных
средств не по назначению, отток
капитала за рубеж.
В заключении
следует сказать, что для нормального
функционирования финансовых звеньев
народного хозяйства финансовый
контроль должен быть направлен
на ускорение экономического
и социального развития, предоставлять достоверную
информацию о финансовом положении государства,
а так же осуществлять проверку своевременного
выполнения обязательств перед бюджетным
и внебюджетным фондами.
Данная работа скачена с сайта
http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 40994
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Бюджетный кодек РФ 2010-2011 гг.
/ Официальный сайт Бюджетного кодекса
РФ. – Режим доступа: www.bdkodeks.ru.- Загл. с экрана.
2.Налоговый кодекс РФ 2011 г./
Официальный сайт Налогового кодекса
РФ. – Режим доступа: www.nalkodeks.ru.- Загл. с экрана.
3.Российская
федерация. Конституция (1993). Конституция
Российской Федерации: офиц. текст. – М.:
маркетинг, 2001. – 40 с.
4.Бровеина Н.Д. Основы
финансового контроля; Учеб. пособие
/ Под ред. проф.М.В. Мельник. – М.: Магистр,
2009.
5.Бюджетная система России:
учебник для студентов вузов,
обучающихся по экономическим
специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2009.