Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть содержание и задачи финансового контроля, определить виды и методы финансового контроля, а так же выявить пути совершенствования финансового контроля в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: определить, что представляет финансовый контроль в системе управления финансами, каковы его принципы и организационно-правовые основы в РФ;
дать классификацию видам и формам финансового контроля, охарактеризовать приемы и способы осуществления финансового контроля, а так же выявить проблемы и пути совершенствования государственного финансового контроля в РФ.

Содержание работы

Введение 3
глава 4
1.1.Содержанме и значение финансового контроля 4
1.2.Цели и задачи финансового контроля 7
1.3.Организационно-правовые основы финансового контроля……..10
2 Виды и методы финансового контроля 14
2.1. Виды финансового контроля 14
2.2. Формы и методы финансового контроля 19
3 Пути совершенствования финансового контроля в РФ…………………..24
Заключение 28
Список литературы и источников 29

Файлы: 1 файл

курс по фин.docx

— 54.96 Кб (Скачать файл)

Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль – проводится путем проверки, анализа и ревизии отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации и призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения законности и эффективности как на макро-, так и на микроуровне.

Указанные три вида контроля должны следовать один за другим, циклично приобретая качества предварительного, текущего и последующего.

По полноте охвата проверяемых вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определенному кругу вопросов) и комплексные (т. е. охватывают практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности).

По характеру источников контроля проводят: документальные проверки и ревизии (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся в деятельности организации) и фактические (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.).

Методы финансового контроля – это приемы исследования учетной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации.

Между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов. Различают следующие методы проведения финансового контроля:

1) документальные и камеральные проверки – на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений;

2) обследование – охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития;

3) надзор – осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, осуществляется надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и т.д.);

4) анализ финансового состояния – детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования;

5) наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента;

6) ревизия (наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля) – это обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целях проверки его законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Классификация ревизий:

1. По ведомственной принадлежности ревизуемых органов: ведомственные, внутриведомственные, внутрихозяйственные;

2. По полноте охвата: полные, частичные, комплексные, тематические;

3. По глубине проведения: сквозные, локальные;

4. По степени охвата данных: сплошные, выборочные, комбинированные;

5. По характеру материала: документальные, фактические;

6. По отношению к плану: плановые, внеплановые;

7. По очерёдности исследования одних и тех же документов: первичные, дополнительные, повторные.

Таким образом, во второй главе были рассмотрены различные классификации финансового контроля по видам, формам и методам. Столь широкая разновидность подчёркивает разнонаправленность системы контроля финансов.

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В Российской Федерации.

Проблемы и пути совершенствования государственного финансового контроля в РФ

          В связи с определением  значимости  финансового контроля в создании  адекватной, современным экономическим  условиям, системы приобретает смысл  совершенствования и повышения  его действенности и эффективности.

       Реальная  и действующая система государственного  финансового контроля является  одним из непременных условий  успеха экономических реформ  и важным инструментом борьбы  с коррупцией и правонарушениями  в экономической сфере. Создание  отлаженной системы государственного  финансового контроля следует  рассматривать как важнейший  фактор дальнейшего развития  российской экономики.

Совершенствование финансового контроля должно осуществляться по следующим направлениям:

1. Создание единой системы  государственного финансового контроля, что предполагает определение  роли государственного финансового  контроля в системе общего  контроля, осуществляемого государством, а также формирование концептуальных  основ государственного финансового  контроля и его важнейшей сферы  – бюджетного контроля. Для этого  необходимо реформировать организационную  структуру изменить распределение  функций и сфер деятельности  органов государственного финансового  контроля; создать научно-исследовательскую  и учебную базы деятельности  органов государственного финансового  контроля, сформировать систему  кадрового обеспечения .

       Счетная  палата Российской Федерации  должна быть наделена правом  законодательной инициативы, так  как Федеральный закон «О Счетной  палате Российской Федерации»  не предусматривает права Счетной  палаты обратиться в суд с  иском о взыскании с проверяемых  государственных органов и коммерческих  организаций ущерба.

    Необходимо также  обеспечить исполнение предписаний  Счетной палаты Российской Федерации, направляемых по результатам  ревизии государственным органам  и коммерческим организациям. Признаком  того, что очередная новая программа  и новый закон будут исполнены  не полностью, является отсутствие  в них механизма контроля исполнения.

2. Формирование нормативно-правовой  и методической базы аудита  эффективности использования бюджетных  средств и государственной собственности.

На сегодняшний день важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.

      В настоящее  время качество бюджетного контроля  остается на крайне низком  уровне. В соответствии с законодательством  контрольные органы основное  внимание обращают на соответствие  исполнения бюджета заложенным  в закон показателям. Такой контроль, по сути, является формальным. Финансовые  и контрольные органы не в  состоянии дать оценку действительной  эффективности и производительности  бюджетных расходов по каждому  бюджетополучателю, поскольку им  не хватает концептуальных, материальных  и профессиональных ресурсов. Модернизация  деятельности Федерального казначейства  России при правильном концептуальном  подходе и использовании информационных  технологий уже повысило качество  бюджетного контроля. Контрольная  структура будет выстраиваться  вокруг финансовых процессов, а  не вокруг органов, которые хотели  бы поучаствовать в процессе  государственного финансового контроля .

3.Повышение роли государственного  финансового контроля в сфере  обеспечения финансовой безопасности  государства.

         Первоочередной задачей является  разработка «финансовой безопасности», которая должна содержать теоретические  и методологические основы обеспечения  финансовой безопасности и противодействия  нарушению норм финансового права, а также определять внутренние  и внешние угрозы национальным  интересам Российской Федерации  в сфере экономики и финансов. Необходимо уделять место вопросам  мониторинга финансовых операций  и легализации преступных доходов, борьбе с коррупцией, особенно  важно выделить орган, занимающийся  проблемами финансовой безопасности  и взаимодействия с другими  контрольными органами.

        В  этих целях необходимо: создание  эффективного механизма, направленного  на сужение сферы теневой экономики; укрепление международного сотрудничества  в области розыска, конфискации  и репатриации денежных средств  и доходов, полученных преступным  путем и незаконно вывезенных  за рубеж.

4.Стандартизация государственного  финансового контроля.

         В Российской Федерации должна  быть создана единая унифицированная  система стандартов, органично объединяющая  все виды и направления финансового  контроля в Российской Федерации. Стандарты, устанавливающие общие  положения и процедуры, могут  служить базой для разработки  стандартов, определяющих особенности  каждого вида финансового контроля (государственный, внутрихозяйственный, аудиторский). Проверки, ревизии и  обследования целесообразно проводить, руководствуясь едиными методиками  и программами. При формировании  стандартов государственного финансового  контроля следует решить несколько  важных задач, а именно: определить  терминологию и понятийный аппарат  государственного финансового контроля; разработать его методологию (цели, задачи, принципы и т.д.); определить  организационную структуру системы  государственного финансового контроля; определить органы правового  регулирования государственного  финансового контроля, их права  и обязанности; определить предмет, отношения регулирования, цели и  задачи системы нормативно-правовых  актов (законодательства) государственного  финансового контроля; определить  порядок построения системы нормативно-правовых  актов государственного финансового  контроля, ее структуру (части, разделы, подразделы и т.д.), их расположение  в определенной последовательности  и содержание .

           Основная проблема неэффективности  системы финансового контроля  в регионах заключается в том, что до сих пор нет достаточно  четкого определения места и  роли каждого контрольного органа, отсутствует четкое разграничение  сфер их деятельности, имеет место  нерациональное разделение обязанностей  между субъектами контроля, неоправданное  дублирование их функций и  параллелизм в работе.

          От контрольных органов необходима  полная, достоверная информация  о качестве финансово-управленческой  деятельности и путях ее совершенствования, действительном объеме финансовых  ресурсов территории, находящихся  в ведении региональных органов  власти и управления.

         Делая выводы по данной главе, первым делом должны быть предприняты  меры по усилению контроля  со стороны Президента РФ, чтобы  улучшить результативность финансовой  политики. Так же необходимо совершенствовать  нормативные и организационные  основы, правовую базу; усилить жёсткость  государственного финансового контроля, повысив его роль и статус  в финансовой политике РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Финансовый  контроль является важнейшим  элементом  для реализации финансовой  политики государства. Назначение  финансового контроля заключается  в том, что он способствует  эффективному распределению  и  использованию финансовых ресурсов  во всех сферах экономики, а  так же соблюдению установленных  государством законодательных норм.

     Для осуществления  финансового контроля создаются  особые контрольные органы, права  и обязанности которых, строго  регламентированы.

    Однако требования  дальнейшего развития и совершенствования  системы   ставят перед финансовым  контролем новые задачи, что, в  свою очередь, способствует  возникновению  новых организационных форм и  методических приемов.

      В дополнение  к выше сказанному стоит отметить, что в финансовом контроле  Российской Федерации несовершенство  системы приводит к возникновению  целого ряда проблем, таких как: коррупция, использование бюджетных  средств не по назначению, отток  капитала за рубеж.

     В заключении  следует сказать, что для нормального  функционирования финансовых звеньев  народного хозяйства финансовый  контроль  должен быть направлен  на ускорение экономического  и социального развития, предоставлять достоверную  информацию о финансовом положении государства, а так же осуществлять проверку своевременного выполнения обязательств перед бюджетным и внебюджетным фондами.

        Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 40994

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Бюджетный кодек РФ 2010-2011 гг. / Официальный сайт Бюджетного кодекса РФ. – Режим доступа: www.bdkodeks.ru.- Загл. с экрана.

2.Налоговый кодекс РФ 2011 г./ Официальный сайт Налогового кодекса РФ. – Режим доступа: www.nalkodeks.ru.- Загл. с экрана.

3.Российская федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: маркетинг, 2001. – 40 с.

4.Бровеина Н.Д. Основы  финансового контроля; Учеб. пособие / Под ред. проф.М.В. Мельник. – М.: Магистр, 2009.

5.Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим  специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами