Финансовый контроль в системе управления финансами
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:18, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы – рассмотреть содержание и задачи финансового контроля, определить виды и методы финансового контроля, а так же выявить пути совершенствования финансового контроля в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: определить, что представляет финансовый контроль в системе управления финансами, каковы его принципы и организационно-правовые основы в РФ; дать классификацию видам и формам финансового контроля, охарактеризовать приемы и способы осуществления финансового контроля, а так же выявить проблемы и пути совершенствования государственного финансового контроля в РФ.
Содержание работы
Введение 3 глава 4 1.1.Содержанме и значение финансового контроля 4 1.2.Цели и задачи финансового контроля 7 1.3.Организационно-правовые основы финансового контроля……..10 2 Виды и методы финансового контроля 14 2.1. Виды финансового контроля 14 2.2. Формы и методы финансового контроля 19 3 Пути совершенствования финансового контроля в РФ…………………..24 Заключение 28 Список литературы и источников 29
2) рассмотрение жалоб
и обращений физических и юридических
лиц.
Контрольное управление обладает
правом требовать от руководителей государственных
органов, организаций и предприятий документы,
материалы и иную информацию, необходимую
для проведения проверок.
Финансовый
Контроль со стороны Правительства РФ.
В
соответствии с Конституцией
РФ и Законом «О Совете министров
— Правительстве РФ» оно наделено
самыми широкими полномочиями. Правительство
РФ контролирует процесс разработки
и исполнения федерального бюджета,
осуществление единой политики
в области финансов, денег и
кредита. Оно контролирует и регулирует
финансовую деятельность федеральных
министерств и ведомств, направляет
деятельность подведомственных
ему органов финансового контроля.
Особую
роль в функционировании государственных
финансов играет Министерство
финансов Российской Федерации.
Это федеральный орган исполнительной
власти, обеспечивающий проведение
единой финансовой, бюджетной и
налоговой политики в Российской
Федерации и координирующий деятельность
в этой сфере других федеральных
органов исполнительной власти.
Минфин России имеет территориальные
органы.
Министерство финансов РФ выполняет
следующие основные функции:
- участвует в работе
по составлению долговременных
и кратковременных прогнозов
функционирования экономики;
- организует работу по
составлению проекта федерального
бюджета, прогноза консолидированного
бюджета РФ;
- обеспечивает исполнение
федерального бюджета, а так же
государственных федеральных внебюджетных
фондов;
- принимает участие
в работе по совершенствованию
страховой деятельности в стране
и др.
Контроль использования государственных
средств осуществляет действующий
в рамках Минфина Департамент
государственного финансового контроля
и аудита, а также органы Федерального
казначейства.
Федеральное казначейство осуществляет
контроль за: операциями с бюджетными
средствами главных распорядителей
бюджетных средств, бюджетополучателей,
уполномоченных банков, других участников
бюджетного процесса .
Подводя
итог по первой главе, следует
отметить то, что должны быть
предприняты меры по усилению
контроля за достоверностью и
полнотой используемой информации,
объективностью и независимостью
работы компетентностью и высоким
уровнем профессионализма.
Таким образом,
выявив сущность, принципы и организационно-правовые
основы финансового контроля, перейдем
к следующей главе, где сможем
ознакомиться с видами и методами
финансового контроля.
ГЛАВА 2. ВИДЫ И МЕТОДЫ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
2.1. Виды финансового контроля
Для определения
видов финансового контроля, как правило, исходят
из таких наиболее существенных признаков
классификации, как субъект и объект контроля.
В зависимости от определенных признаков
классификации выделяют следующие виды
финансового контроля (табл. 1).
В зависимости
от субъектов, осуществляющих контроль,
выделяют: государственный финансовый
контроль и негосударственный финансовый
контроль, который включает аудиторский,
внутрихозяйственный и общественный контроль.
Государственный
финансовый контроль представляет собой совокупность
действий и операций, осуществляемых органами
государственной власти, а также специально
созданными ими органами, с использованием
специфических форм и методов его организации
за соблюдением субъектами хозяйствования
и органами государственной власти норм
права с целью обеспечения законности,
целесообразности, эффективности образования,
распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Государственный финансовый контроль
охватывает не только государственный сектор экономики, но
и распространяется на субъекты хозяйствования
всех форм собственности, главным образом
путем проверки соблюдения ими налогового
законодательства, выполнения государственных
и муниципальных заказов, целевого использования
субсидий, дотаций, бюджетных кредитов,
а также эффективности предоставления
и законности использования налоговых
льгот. Следовательно, объектом государственного финансового
контроля выступают все денежные отношения,
складывающиеся в процессе деятельности
субъектов хозяйствования, связанные
с формированием и использованием финансовых
ресурсов государства.
Цель государственного финансового
контроля – максимизация поступления денежных
средств в казну и недопущение их нецелевого
и неэффективного расходования.
Негосударственный финансовый
контроль включает в себя: аудиторский контроль,
внутрихозяйственный финансовый контроль
и общественный контроль.
Аудиторский контроль – это независимый
вневедомственный финансовый контроль,
который проводят как отдельные физические
лица, прошедшие государственную аттестацию
и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов,
так и аудиторские фирмы.
Целью аудита
является выражение мнения о достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчётности
и о соответствии порядка ведения бухгалтерского
учёта действующему законодательству,
которое позволяет её пользователю делать
правильные выводы о результатах хозяйственной
деятельности, финансовом и имущественном
положении субъектов хозяйствования и
принимать базирующиеся на этих выводах
обоснованные решения. В настоящий момент
аудиторская деятельность регулируется
Федеральным законом РФ №307-ФЗ от 30.12.2008г.
«Об аудиторской деятельности» и Федеральными
правилами (стандартами) аудиторской деятельности
от 23.09.2002 г. №696.
В соответствии
с характером и целями проведения выделяют
такие формы аудита, как:
обязательный
аудит, проводимый в отношении определённых
субъектов хозяйствования (занимающихся
определённым видом деятельности либо
образованных в определённой организационно-правовой
форме);
инициативный
аудит.
В ст.5 ФЗ
№307-ФЗ от 30.12.08г. указано, в каких случаях
проводится обязательный аудит. Целью
обязательного аудита является получение
информации о финансовом положении организации,
пользователями которой являются: исполнительный
орган организации, её участники (собственники),
а также органы государственной власти,
осуществляющие контроль как в определённых
сферах финансовых отношений (например,
деятельность внебюджетных фондов), так
и за процессом образования, распределения
и использования государственных средств.
Инициативный аудит проводится с целью получения информации
о финансовом положении организации, состоянии
её взаимоотношений с контрагентами, налоговыми
органами и т.п., которая необходима исполнительному
органу или участникам (собственникам)
организации для принятия управленческих
решений.
Аудиторский
контроль имеет свои особенности: аудит
осуществляется на договорных началах;
субъект хозяйствования имеет определённую
самостоятельность в выборе аудиторской
организации (аудитора).
В связи
с увеличением влияния государства на
экономику, возрастанием роли социального
обеспечения, развитием конкурентной
среды и новыми возможностями в получении
информации появилась новая форма аудита
органов исполнительной власти – аудит эффективности. Он определяет результат использования
государственных средств, проверяет не
только законность и целевое назначение,
но и эффективность затрат финансовых
ресурсов с точки зрения решения общегосударственных
задач. В рамках внедрения новой системы
учета меняются роль и характер деятельности
органов внешнего государственного финансового
контроля. Аудит эффективности позволяет
корректировать программу в процессе
ее реализации, принимать более рациональные
политические решения, наилучшим образом
распределять ресурсы и предоставлять
сведения о программе основным заинтересованным
сторонам.
Согласно
стандартам аудита, принятым International Organization
of Supreme Audit Institutions (INTOSAI), аудит эффективности
включает в себя:
аудит экономичности административной
деятельности по обеспечению программы
в соответствии с правильными административными
принципами и практиками;
аудит эффективности использования человеческих,
финансовых и иных ресурсов, включая проверку
информационных систем, систем показателей
измерения деятельности и мониторинга,
а также процедур для устранения обнаруженных
несоответствий и недостатков;
аудит результативности деятельности
в части достижения проверяемой программой
заданных целей, а также аудит влияния,
то есть сравнение фактического влияния
той или иной программы или политики с
запланированным [17; с. 374].
Внутрихозяйственный контроль проводится
самим предприятием, его экономическими
службами за финансово-хозяйственной
деятельностью своего предприятия, его
филиалов и дочерних предприятий и подразделяется
на оперативный (текущий) и стратегический.
Внутрихозяйственный контроль имеет ряд
особенностей:
работники,
его осуществляющие, непосредственно
подчиняются руководителю;
этот вид финансового
контроля осуществляется постоянно, а
не периодически;
отсутствует
единая регламентация объёма и характера
процедур контроля, порядка их документирования
(определяется, как правило, самой организацией).
К видам
финансового контроля также относят и общественный контроль, под которым
понимают контроль, осуществляемый непосредственно
гражданами, а также общественными организациями
и объединениями, т.е. без участия специальных
государственных органов.
Задача негосударственного финансового
контроля – это повышение эффективности
использования вложенных средств за счет
снижения издержек, включая и налоговые
платежи в пользу государства.
Бюджетный контроль, являющийся одним
из важнейших видов финансового контроля,
обеспечивает проверку правильности составления
и исполнения доходов и расходов бюджета
в разрезе показателей, установленных
законом о бюджете на соответствующий
год; выявление отклонений в ходе исполнения
бюджета; выявление финансовых нарушений
в бюджетной сфере, контроль за правильностью
осуществления бюджетного учета. Налоговый
и таможенный контроль рассматриваются
либо как самостоятельные виды контроля,
либо как составляющие бюджетного контроля.
Финансовый
контроль, объектом которого являются
финансовые отношения, складывающиеся
в различных сферах и звеньях финансовой
системы, могут осуществлять как органы
государственного, так и негосударственного
финансового контроля.
2.2. Формы и методы финансового
контроля
Совокупность контрольных действий и
операций, осуществляемых субъектами
контроля, может быть выражена в той или
иной форме, зависящей от целого ряда факторов.
С учетом этих факторов (время и место
проведения контроля, периодичность его
проведения и др.) можно выделить следующие
формы финансового контроля.
Основные формы
финансового контроля
Признак
классификации
Формы
финансового контроля
Время проведения контроля
Предварительный,
текущий, последующий
Направление воздействия
субъекта на объект контроля
Внешний, внутренний
Место проведения
контроля
Камеральный, выездной
Полнота охвата
проверяемого материала (информации)
Сплошной, выборочный
Характер источников
контроля
Документальный, фактический
Периодичность проведения
контроля
Систематический, периодический,
единовременный
Полнота охвата
проверяемых вопросов
Комплексный, тематический,
встречный
Обязательный (внешний) контроль финансовой
деятельности юридических и физических
лиц осуществляется на основе закона (налоговые
проверки, контроль за целевым использованием
бюджетных ресурсов и т.д.).
Инициативный (внутренний)
контроль не вытекает из финансового законодательства,
но является неотъемлемой частью управления
финансами для достижения тактических
и стратегических целей.
В зависимости от времени проведения финансовый
контроль можно подразделить на предварительный,
текущий и последующий.
Предварительный финансовый
контроль проводится до совершения финансовых
операций и призван предупреждать финансовые
нарушения. Он предусматривает оценку
обоснованности финансовых программ и
прогнозов для предотвращения неэкономного
и неэффективного расходования средств.
Примером такого контроля на макроуровне
является процесс составления и утверждения
бюджетов всех уровней и финансовых планов
внебюджетных фондов на основе оценки
обоснованности распределения ВВП и разработки
макроэкономических показателей развития
экономики страны. На микроуровне – это
процесс разработки финансовых планов
и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых
разделов бизнес-планов, составление прогнозных
балансов, а также учредительных договоров,
договоров о совместной деятельности
и т.д.