Финансовый контроль: виды, формы и методы проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:29, реферат

Описание работы

Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и значение финансового контроля.
1.1. Необходимость финансового контроля
1.2. Задачи и функции финансового контроля.
Глава 2. Виды финансового контроля.
2.1. Государственный финансовый контроль.
2.2. Негосударственный финансовый контроль.
Глава 3. Формы и методы проведения финансового контроля
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реф.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Контроль со стороны  коммерческих банков.

Появление коммерческих банков в результате перестройки  банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области  финансового контроля. Если отделения  Государственного банка СССР контролировали всю финансовую деятельность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий -- потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка -- важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский финансовый контроль, его виды и значение.

Аудит - изучение, анализ, контроль денежного состояния предприятий, организаций, фирм, их доходов и расходов, прибыли и выработка советов  по улучшению хозяйственной деятельности. Такой анализ выполняют квалифицированные  специалисты в области бухгалтерии, финансов, называемые аудиторами. Иногда аудитора приглашают на фирму ее руководитель для проверки того, насколько успешно ведет фирма свое хозяйство, чтобы узнать, как улучшить работу. Бывает, что аудитора направляют государственные органы для ревизии, если возникает подозрение, что в своей финансовой деятельности, в бухгалтерском учете фирма нарушает законы.

Аудиторский контроль - независимый  негосударственный, вневедомственный контроль всех экономических субъектов, а также органов власти и управления всех уровней и органов на местах. Это сравнительно новое направление финансового контроля.

Основные цели аудиторской  проверки:

установление достоверной  бухгалтерской отчетности;

соответствие совершаемых  финансовых и хозяйственных операций с нормативными актами (законность операций).

Этот контроль осуществляет аудиторская фирма или частные  аудиторы. Государственное регулирование  этой деятельности осуществляется Комиссией  аудиторской деятельности при Президенте РФ. Ее основная задача - организация  разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защита интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. В положении о комиссии сформулированы ее полномочия:

* выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности;

* организация ведения  государственных реестров, аудиторов,  аудиторских фирм и их объединений;

* организация публикаций  в СМИ сведений о выдаче  и аннулировании лицензий на  осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и т. д.;

* Комиссия имеет право  направлять аудиторам, аудиторским  фирмам и их объединениям обязательные  для исполнения предписания об  устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

Аудитором можно стать  при наличие высшего финансового  или экономического образования  со стажем работы по специальности  не менее 3 лет. Аудиторы должны иметь  лицензию Минфина России и должны быть включены в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Виды деятельности аудиторов:

анализ хозяйственной  деятельности;

постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

составление деклараций о доходах;

составление бухгалтерской  отчетности - баланса;

оценка активов пассивов экономического субъекта;

обучение в области  своей деятельности;

консультирование по вопросам финансов, налогов, по банковским вопросам - konsalting - консалтинг - деятельность специальных компаний по консультированию производителей, продавцов, покупателей, по широкому кругу вопросов.

Все эти услуги предоставляются  за определенную плату, которая оговаривается  в договорах.

При осуществлении своей  деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют  определенные обязанности. Аудиторы имеют право:

* проверять у хозяйствующих  субъектов в полном объеме  документацию о финансово-хозяйственной  деятельности, наличие денежных  средств, ценных бумаг, материальных  ценностей;

* получать разъяснения  по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки;

* по письменному запросу  получать необходимую для осуществления  проверки информацию от третьих  лиц, в том числе при содействии  государственных органов, поручивших  проверку;

* самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т. д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;

* отказаться от проведения  аудиторской проверки в случае  не предоставления проверяемым  хозяйствующим субъектом необходимой  документации, а также в случае  не обеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Обязанности аудитора сводятся к следующему:

* неукоснительно соблюдать  законность в ходе проведения  проверки;

* квалифицированно предоставлять аудиторские услуги;

* обеспечивать сохранность  документов, получаемых в ходе  проверки и не разглашать их  содержание без согласия хозяйствующего  субъекта, за исключением случаев,  специально предусмотренных законом.

Аудит может быть обязательный и инициативный.

Обязательному аудиту подвергаются:

Все коммерческие банки, включая Банк России;

Страховые компании;

Биржи;

Акционерные общества;

Внебюджетные и благотворительные  фонды;

По решению налоговых  и правоохранительных органов;

Обязательная проверка проводится по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

Объем выручки организации  или индивидуального предпринимателя  за один год превышает в 500000 раз  установленный законодательством  РФ минимальный размер оплаты труда  или сумма активов баланса  превышает на конец отчетного года в 200000 раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

Аудиорская проверка аудируемых лиц, в финансовой документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться  только аудиторскими организациями, в уставном капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке установленном законодательством РФ.

Аудиторы могут образовывать союзы и другие объединения. Все они дорожат своей репутацией, несут ответственность за результаты своей деятельности. Не должны нарушать законодательство и должны соблюдать конфиденциальность (тайну).

При проведении обязательного  аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированной государственным органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

Текст аудиторского заключения состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Во вводной части приводится юридический адрес аудиторской фирмы, фамилии всех аудиторов, принимавших участие в проверке, номер и дата выдачи лицензии и т.п. В аналитической части излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

 

Глава 3. Формы  и методы проведения финансового  контроля

Формы государственного финансового контроля различают  по времени проведения: предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа  и ревизии отчетной финансовой и  бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Различают следующие  методы (способы, приемы) осуществления  финансового контроля:

· проверка;

· обследование;

· надзор;

· анализ финансового  состояния;

· наблюдение (мониторинг);

· ревизия.

- Проверка производится  по отдельным вопросам финансовой  деятельности на основе отчетной  документации и расходных документов. В случае выявления нарушения  финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

- Обследование предполагает  более полное изучение отдельных  аспектов функционирования предприятий,  организаций с целью определения  их финансового состояния и  возможных направлений развития. При этом определяется финансовое положение хозяйствующего субъекта, перспективы развития. Обследование может проводиться в виде анкетирования и опроса.

- Надзор представляет  собой контроль за осуществлением  финансовых операций в целях  их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

- Наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль за  использованием финансовых ресурсов  субъекта контроля и его финансовым  состоянием. Наблюдение может устанавливаться  со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

- Анализ финансового  состояния предполагает оценку  результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала. Он проводится по периодической или годовой отчетности. При этом выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, соблюдение финансовой дисциплины и т.д.

Информация о работе Финансовый контроль: виды, формы и методы проведения