Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:14, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключена в том, что на сегодняшний день наша страна находится в состоянии, которое принято называть переходным. И, пожалуй, основные изменения происходят как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значения и эти изменения касаются каждого из нас в той или иной степени и форме. Без правильной организации учета и контроля над производством нельзя обеспечить эффективное ведение хозяйства, повышение производительности труда и правильно организовать сложную работу всех отраслей народного хозяйства.
стр.
Введение
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1 Сущность финансового контроля
1.2 Понятие и значение финансового контроля
1.3 Функции финансового контроля
Глава 2.Классификация финансового контроля
2.1 Сферы финансового контроля
2.2 Объекты и субъекты финансового контроля………………....................
2.3 Методы финансового контроля
Глава 3. Государственный контроль
3.1 Контроль со стороны органов представителей власти
Глава 4. Негосударственный финансовый контроль
4.1 Аудит
4.2 Контроль банков
4.3. Внутрифирменный финансовый контроль......................................................
Содержание
Введение
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1 Сущность финансового контроля
1.2 Понятие и значение финансового контроля
1.3 Функции финансового контроля
Глава 2.Классификация финансового контроля
2.1 Сферы финансового контроля
2.2 Объекты и субъекты финансового
контроля………………................
2.3 Методы финансового контроля
Глава 3. Государственный контроль
3.1 Контроль со стороны органов представителей власти
Глава 4. Негосударственный финансовый контроль
4.1 Аудит
4.2 Контроль банков
4.3. Внутрифирменный
финансовый контроль...........
Введение
Объектом исследования курсовой работы являются финансы и финансовый контроль. Финансы - неотъемлемая часть экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемая часть финансов. Финансовый контроль имеет стоимостную форму и занимает значительное место во всех сферах общественного производства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов. Поддержание эффективной финансовой системы - одна из основных функций государственного управления. Финансовый контроль является составной частью, или специальной отраслью, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля над ходом выполнения этих задач. Учитывая всеохватывающий характер финансового контроля, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.
Целью работы является рассмотрение понятия «финансовый контроль». Выявление его видов, основных методов и проблем в данной области, а так же рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации.
Работа состоит из четырех глав. В первой главе будет раскрыто понятие финансовый контроль, во второй главе будут рассмотрены его виды, формы и методы. Третья глава посвящена контролю со стороны государства. Четвёртая глава посвящена негосударственному контролю, т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм (или аудиторов – физических лиц).
Основными задачами работы являются: изучение понятий и принципов финансового контроля, анализ видов финансового контроля, а так же определение особенностей методов финансового контроля в РФ.
Актуальность выбранной темы заключена в том, что на сегодняшний день наша страна находится в состоянии, которое принято называть переходным. И, пожалуй, основные изменения происходят как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значения и эти изменения касаются каждого из нас в той или иной степени и форме. Без правильной организации учета и контроля над производством нельзя обеспечить эффективное ведение хозяйства, повышение производительности труда и правильно организовать сложную работу всех отраслей народного хозяйства.
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория
Контроль над состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одно из звеньев системы контроля - финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и направлениях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку значительно возрастает.
Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность. Так же и финансовый контроль представляет собой весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и заканчивая получением финансовых результатов этой деятельности.
Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Для осуществления финансового контроля создаются специальные контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Основными предметами проверок приходятся такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль над их исполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.). Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны, как налогоплательщики.
Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов. В том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.
Проблема усиления финансовой ответственности,
действенности финансового
1.2. Понятие и значение финансового контроля
Финансовый контроль
– это составная часть или
специальная отрасль
Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:
1) как строго регламентированную
деятельность специальных
2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.
Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления (предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами), во – вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст. 15 Конституции РФ).
Итак, финансовый контроль – это контроль над законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально – экономического развития страны и её регионов.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах. Они закреплены соответствующим законодательством,(например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).
Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:
а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
б) проверка выполнения финансовых обязательств пред государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
в) проверка правильности использование государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчётов и хранения денежных средств организациями, учреждениями и предприятиями;
д) выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного эффективного использования материальных и денежных средств;
е) устранение и предупреждение нарушение финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина выражается в четком соблюдении установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения и граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль над соблюдением законодательства о представление льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т. д.).