Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключена в том, что на сегодняшний день наша страна находится в состоянии, которое принято называть переходным. И, пожалуй, основные изменения происходят как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значения и эти изменения касаются каждого из нас в той или иной степени и форме. Без правильной организации учета и контроля над производством нельзя обеспечить эффективное ведение хозяйства, повышение производительности труда и правильно организовать сложную работу всех отраслей народного хозяйства.

Содержание работы

стр.
Введение
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1 Сущность финансового контроля
1.2 Понятие и значение финансового контроля
1.3 Функции финансового контроля

Глава 2.Классификация финансового контроля
2.1 Сферы финансового контроля
2.2 Объекты и субъекты финансового контроля………………....................

2.3 Методы финансового контроля
Глава 3. Государственный контроль
3.1 Контроль со стороны органов представителей власти
Глава 4. Негосударственный финансовый контроль
4.1 Аудит
4.2 Контроль банков
4.3. Внутрифирменный финансовый контроль......................................................

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданными.

Классификация финансового контроля приведена на рис. 2.2.

По времени проведения финансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий и последующий (формы финансового контроля).

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. Это касается, прежде всего, процесса определения объема финансовых ресурсов государства на планируемый период и их основной части, мобилизуемой в государственном бюджете, и их распределения между отдельными общественными потребностями и адресатами выделяемых финансовых ресурсов. Предварительный финансовый контроль необходимо осуществлять и на стадии разработки и приема законов и других нормативных актов по финансовым вопросам.

Для этого нужна  квалифицированная экспертная оценка финансовых результатов внедрения того или иного принимаемого решения. При этом предварительный контроль на основе глубокого анализа и просчета финансовых результатов обеспечивает объективность оценки целесообразности принимаемых решений.

Предварительный контроль должен предшествовать расходованию финансовых ресурсов и принятию каких-либо решений по финансовым (и не только финансовым) вопросам. Он должен способствовать выбору наиболее экономичных решений, обеспечивающих наряду с наибольшей эффективностью использования финансовых ресурсов оптимальную сбалансированность стоимостных и натурально-вещественных пропорций и показателей экономического и социального развития общества. Как правило, предварительный финансовый контроль осуществляется высшими государственными органами власти.

Текущий финансовый контроль осуществляется финансовыми органами. Это контроль за оперативной текущей деятельностью, и он состоит в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины, то есть соблюдения финансовых норм и нормативов и, прежде всего, соблюдения установленных показателей по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Этот вид финансового контроля оказывает наибольшее превентивное воздействие на процесс формирования и использования финансовых ресурсов во всех структурах общественного воспроизводства.

Последующий финансовый контроль - это контроль за финансовыми результатами деятельности, он обычно проводится либо по наступлении отчетного периода, либо по завершении определенных этапов деятельности с целью выявления ее эффективности.

Последующий финансовый контроль – база для анализа и  оценки не только эффективности использования  финансовых средств, но и эффективности  организации финансовой работы и  применения конкретных финансовых норм и нормативов.

Все названные виды финансового контроля проводятся и непосредственно финансовыми работниками структур, осуществляющих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность, и владельцами капитала. Значение и роль их не изменяются, но сфера контроля ограничивается своим предприятием, учреждением, организацией, фирмой. Здесь акцент делается не на проверку соблюдения государственной финансовой дисциплины (хотя и этот участок работы является важным), а на оборот финансовых средств, его эффективность и отражение в учете и отчетности.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль (виды финансового контроля).

Государственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления, а также контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы).

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские службы и фирмы.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, анализ и ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.

Обследование охватывает отдельные стадии деятельности предприятия, организации, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей и определяет финансовое положение хозяйственных органов, перспективы их развития.

Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он производится по периодической или годовой отчетности. При этом выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств.

Ревизия представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации за отчетный период.

 

 

Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям:

1. Регламент осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2. Время проведения - предварительный,  текущий (оперативный), последующий;

3. Субъекты контроля — президентский,  контроль законодательных органов  власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;

4. Объекты контроля — бюджетный,  контроль за внебюджетными фондами,  налоговый, валютный, кредитный,  страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

 

Глава III. Государственный  контроль

 

3.1 Контроль со стороны органов  представительной власти

Контроль со стороны президента РФ

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994г. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Главное Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей  государственных органов, организаций  и предприятий (независимо от формы  собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Оно вправе направлять предписания  об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Контроль со стороны органов  исполнительной власти

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность, подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Правительство РФ наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс  разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. При Правительстве РФ действует Контрольно наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Важнейшее место в системе финансового  контроля со стороны Правительства  РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета  предприятий и организаций при  наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового  контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Следует отметить, что контрольные  полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный контроль использования  государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина  Департамент государственного финансового  контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику; управлять процессом  исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования  государственных средств.

 

На него возложены  следующие задачи:

1. контроль за доходной  и расходной частью федерального  бюджета в ходе его исполнения;

2. контроль состояния  государственных финансов в целом  (предоставление высшим органам  законодательной и исполнительной  власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

3. контроль совместно  с Банком России состояния  государственного внешнего и  внутреннего долга РФ;

4. контроль государственных  федеральных внебюджетных фондов  и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов  и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета  и вне бюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.

Контроль со стороны  органов законодательной власти

С этой целью созданы  соответствующие структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и  Государственной Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов  РФ.

Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ.

В настоящее время  основная часть его функций передана Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят экспортно-аналитические работы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Особое место в системе  финансового контроля со стороны  органов представительной власти принадлежит  Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счетной палаты — контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств.

Контролю подлежат все  юридические лица — государственные  органы и учреждения, включая государственные  внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации — в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счетной палаты РФ поставлены следующие задачи:

Информация о работе Финансовый контроль