Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:14, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключена в том, что на сегодняшний день наша страна находится в состоянии, которое принято называть переходным. И, пожалуй, основные изменения происходят как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значения и эти изменения касаются каждого из нас в той или иной степени и форме. Без правильной организации учета и контроля над производством нельзя обеспечить эффективное ведение хозяйства, повышение производительности труда и правильно организовать сложную работу всех отраслей народного хозяйства.
стр.
Введение
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1 Сущность финансового контроля
1.2 Понятие и значение финансового контроля
1.3 Функции финансового контроля
Глава 2.Классификация финансового контроля
2.1 Сферы финансового контроля
2.2 Объекты и субъекты финансового контроля………………....................
2.3 Методы финансового контроля
Глава 3. Государственный контроль
3.1 Контроль со стороны органов представителей власти
Глава 4. Негосударственный финансовый контроль
4.1 Аудит
4.2 Контроль банков
4.3. Внутрифирменный финансовый контроль......................................................
Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль над использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.
Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.
Одной из форм финансового контроля выступает контроль рублём, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль над финансово – хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и прочее, при использовании системы финансирования, кредитования, расчётов. Контроль рублём позволяет определить качество работы предприятий и экономически воздействовать на него. Например, анализ прибыли предприятия, её объёма, источников получения (или причин не получения) выявляет результаты работы предприятия.
На своевременном этапе
произошли изменения в
Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы.
Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с изменением системы политической власти и установлением власти Президента Российской Федерации организован президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением Президента Российской Федерации.
На основании Конституции РФ 1993 г. (ст. 101 – 103) палаты Федерального Собрания РФ образуют счётную палату РФ. Подобные органы действуют и на уровне субъектов Федерации.
Сформированы также новые органы финансового контроля: органы государственной налоговой службы, государственного страхового надзора; функции финансового контроля осуществляют и созданные в 1990 – х. гг. органы федерального казначейства. Широкое развитие получил контроль в новой форме – аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.
Преобразование в системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государственного контроля и надзора.
Впоследствии меры по совершенствованию системы органов, осуществляющих финансовый контроль, продолжались: Государственная налоговая служба РФ, преобразованная в Министерство РФ по налогам и сборам, изменена система органов, осуществляющих государственный страховой надзор.
Проблемы, связанные с собиранием
и расходованием
Совету предоставлены права: запрашивать от министерств и других органов исполнительной власти необходимые материалы и информацию; обсуждать результаты ревизий и проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, заслушивать объяснения их руководителей; вносить предложения в Правительство РФ.
Законодательство определяет формы взаимодействие органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особое значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.
1.3 Функции финансового контроля
Любая система функционирует без значительных сбоев и неполадок только в том случае, если налажен механизм контроля над ее деятельностью. Этот механизм позволяет вовремя выявить нарушения и принять меры к выправлению ситуации. Финансовая система в данном случае не является исключением: существует отлаженная система финансового контроля, который можно охарактеризовать как совокупность мероприятий, направленных на выявление, анализ и пресечение нарушений и злоупотреблений в сфере аккумулирования и распределения ресурсов.
Глава 2. Классификация финансового контроля
2.1
Сферы финансового контроля.
Необходимым условием
эффективности финансового
В странах с рыночной экономикой сфера государственного финансового контроля обеспечивает реализацию финансовой политики государства. Государственный финансовый контроль распространяется только на звенья системы государственных финансов и охватывает только обобществленную часть валового продукта. Это прежде всего, составление и исполнение государственного бюджета, внебюджетные правительственные фонды, местные финансы и финансы государственных предприятий. Деятельность монополий и частнопредпринимательская деятельность является объектом государственного финансового контроля лишь в части соблюдения финансовой дисциплине при выполнении монополиями государственных заказов, при предоставлении монополиям и частным предпринимателям субсидий и кредитов, при составлении ими налоговых деклараций.
За сферу государственного контроля выходит финансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности монополий и частного предпринимательства самим владельцами финансового капитала или его отдельных компонентов. Здесь финансовый контроль осуществляется, пожалуй, самым бескомпромиссным, ибо от его повседневности и строгости непосредственно зависит финансовая результативность деятельности самих владельцев капитала. Конечной целью предпринимательской деятельности в любой сфере, как правило, является обогащение, т.е. ни что иное как возрастание первоначального капитала.
Стоимостным звеном финансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторских служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчетности, глубокий экономический анализ финансовой деятельности, оценку финансовой надежности фирмы, предприятия, банка, страховой организации или другого контролируемого юридического лица и подготовку соответствующего заключения.
Формы и сферы финансового контроля
Под формами финансового
контроля понимают способы конкретного
выражения организации
Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо
финансового мероприятия. Предварительный
контроль осуществляется вышестоящими
органами хозяйственного управления и
учреждениями финансово-кредитной системы
при рассмотрении финансовых (кредитных,
кассовых) планов, смет и других нормативных
расчетов, открытии кредитов и перечислении
бюджетных средств.
Текущий (оперативный) контроль проводится
непосредственно в процесс операций по
расходованию и поступлению денежных
средств. На основе данных оперативного
и бухгалтерского учета, инвентаризаций
и визуального наблюдения текущий контроль
помогает предотвратить совершение финансовых
правонарушений, а также регулировать
финансовые риски.
Последующий финансовый контроль проводится после совершения денежных
операций с целью дополнительной проверки
их законности обоснованности. Эта форма
контроля осуществляется путем анализа
отчетов и балансов, а также методом проверок
и ревизий непосредственно на месте, на
предприятиях, в учреждениях и организациях.
В экономически развитых
странах финансовый контроль распадается
на две, взаимодействующие, но обособленные
сферы: государственный и
Государственный финансовый
контроль — комплексная и
Государственный финансовый
контроль призван отслеживать стоимостны
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на: внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля- максимизация поступления ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСА. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Обьективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Из этих базовых принципов вытекают и другие:
1. результативность;
2. четкость и логичность
предъявляемых контролерами
3. неподкупность субъектов контроля;
4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);
5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
6. согласованность действий
различных контролирующих
2.2 Классификация финансового контроля
Классификация финансового контроля
Специфика любого контроля как элемента управления – его вторичность: контролировать можно только то, что уже имеется независимо от контроля. Финансовый контроль не является сам по себе инструментом непосредственной организации финансовой деятельности. Он имеет целью устранение или предотвращение ошибок в этой деятельности или улучшение ее. Для осуществления контроля необходимы критерии, с которыми сравнивается действительность. Такие критерии определяются финансовым законодательством и другими правовыми нормами организации финансовой деятельности.