Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и изучении финансового контроля в России. Курсовая работа предусматривает решение следующих задач:

- изучение сущности финансового контроля;

- изучение видов и форм государственного финансового контроля;

- исследование процессов и принципов финансового контроля;

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы финансового контроля

1.1 Содержание и значение финансового контроля

1.2 Виды и формы государственного финансового контроля

1.3 Процесс финансового контроля

1.4 Принципы финансового контроля

Глава 2. Характеристика финансового контроля в Российской Федерации

2.1 Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

2.2 Контроль над федеральными органами исполнительной власти всех уровней в РФ

2.3 Пути совершенствования финансового контроля в России

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 35.93 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Процесс финансового  контроля

 

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс  финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления  контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных  действий и операций реализуется  в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля,

 

Как правило, процесс финансового  контроля включает следующие основные этапы:

 

-планирование, которое предполагает  определение объекта, целей, задач  и форм контроля и формирование  набора количественных и качественных  показателей, по которым будет  производиться оценка реализации  финансовых решений;

 

-проведение контроля, целью  которого является сбор оперативных  данных, характеризующих состояние  объекта контроля, и их предварительная  оценка;

 

-систематизация результатов  контроля (обобщение и упорядочение  полученной информации по определенным  критериям) и составление отчетности;

 

-реализация результатов,  которая предполагает доведение  принятых по результатам контроля  решений до всех заинтересованных  лиц, выработку и проведение  мероприятий по устранению выявленных  нарушений и недостатков.

1.4 Принципы финансового  контроля 

 

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Принципы финансового контроля, которые легли в основу организации  прежде всего государственного финансового  контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной  организации высших контрольных  органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение  в Лимской декларации руководящих  принципов контроля.

 

Основными принципами финансового  контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций  и полномочий, системности.

 

Принцип законности предусматривает  наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость  органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется  действующим законодательством. Под  объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную  деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов  по результатам контрольных мероприятий.

 

Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового  контроля при соблюдении установленных  норм и правил, касающихся государственной  и коммерческой тайны.

 

"Принцип ответственности  предполагает добросовестное отношение  сотрудников органов финансового  контроля к своим должностным  обязанностям. Реализация принципа  разграничения функций и полномочий  заключается в отсутствии дублирования  в деятельности органов финансового  контроля."

 

Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех  или иных финансовых контрольных  мероприятий.

 

Глава 2. Характеристика финансового  контроля в Российской Федерации

2.1 Организационно-правовые  основы финансового контроля  в РФ 

 

Деятельность органов  финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками  которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные  законы и законы субъектов РФ, законодательные  акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ и др.)

 

В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса  РФ предусмотрено, что государственный  и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

 

Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает  их право на создание собственных  контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные  палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

 

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная  палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", другими федеральными законами.

 

Основной задачей Счетной  палаты РФ является контроль за исполнением  федерального бюджета, который включает в себя:

 

-контроль за своевременным  исполнением доходов и расходов  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности;

 

-оценку эффективности  и целесообразности расходования  государственных средств и использования  федеральной собственности и  др.

 

Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением  федерального бюджета, проводит комплексные  ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных  правовых актов; проводит анализ нарушений  и отклонений в бюджетном процессе.

 

На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким органом контроля является образованная Московской городской  Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и  эффективным использованием средств  городского бюджета; за поступлением средств  в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской  собственностью.

 

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе  органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 "Вопросы  Министерства финансов Российской Федерации" определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими  функциями функцию контроля и  надзора в финансово-бюджетной  сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение:

 

-порядка организации контроля  в финансово-бюджетной сфере;

 

-порядка осуществления  контроля за исполнением федерального  бюджета и реализации мер принуждения,  применяемых к участникам бюджетного  процесса за нарушение бюджетного  законодательства;

 

-методологии противодействия  легализации доходов, полученных  преступным путем, коррупции и  финансирования терроризма.

 

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О  Министерстве финансов РФ" осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся вето ведении федеральных  служб:

 

-Федеральной налоговой  службы,

 

-Федеральной службы страхового  надзора,

 

-Федеральной службы финансово-бюджетного  надзора,

 

-Федеральной службы по  финансовому мониторингу.

 

А также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости  товаров и транспортных средств.

 

Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями  и иными организациями. В своей  деятельности они руководствуются  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

 

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 "Об утверждении положения о Федеральной  службе финансово-бюджетного надзора" осуществляет функции по контролю и  надзору в финансово-бюджетной  сфере, а также функции органа валютного контроля.

 

Служба проводит ревизии  и проверки правомерности и эффективности  использования средств федерального бюджета, средств государственных  внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 

Осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных  организаций и валютных бирж) валютными  операциями, а также за соблюдением  требований актов органов валютного  регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение  единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной  сфере.

 

Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 "О  Федеральной службе страхового надзора" осуществляет контроль и надзор в  сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами  страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых  резервов, состава и структуры  активов и др.

 

Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с  получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой  предложений по совершенствованию  законодательства, регулирующего осуществление  страхового надзора.

 

Согласно постановлению  Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 "Об утверждении положения о Федеральной  службе по финансовому мониторингу" основными функциями Федеральной  службы по финансовому мониторингу  являются контроль и надзор за выполнением  юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с  денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю, проверка полученной информации; выявление признаков  операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с  легализацией доходов, полученных преступным путем.

 

В соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство (федеральная служба) осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ходе осуществления контроля Федеральное  казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

 

Государственный финансовый контроль осуществляют также главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств. Бюджетным кодексом РФ (ст. 158-160) предусмотрено, что главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных  средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании  бюджетных средств. Главные распорядители  бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных  и муниципальных унитарных предприятий  и бюджетных учреждений.

 

Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных  средств унитарными предприятиями  осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств  органами государственного финансового  контроля.

 

Органы исполнительной власти субъектов РФ для осуществления  контроля создают свои органы контроля. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.04.2003 N° 290-ПП "Об утверждении Положения о  Главном управлении государственного финансового контроля города Москвы" контроль за деятельностью органов  исполнительной власти города Москвы, государственных унитарных предприятий  и учреждений города Москвы; расходованием  средств, поступивших в бюджет муниципального образования из бюджета города Москвы, а также обеспечение координации  работы контролирующих органов, осуществляющих финансовый контроль в городе Москве, возложен на Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.

2.2 Контроль над федеральными  органами исполнительной власти  всех уровней в РФ 

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729 "О контрольном  управлении Президента Российской Федерации" функцию обеспечения контрольных  полномочий Президента РФ в сфере  государственных финансов имеет  Контрольное управление Президента РФ. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями  федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.

Информация о работе Финансовый контроль