Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и изучении финансового контроля в России. Курсовая работа предусматривает решение следующих задач:
- изучение сущности финансового контроля;
- изучение видов и форм государственного финансового контроля;
- исследование процессов и принципов финансового контроля;
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансового контроля
1.1 Содержание и значение финансового контроля
1.2 Виды и формы государственного финансового контроля
1.3 Процесс финансового контроля
1.4 Принципы финансового контроля
Глава 2. Характеристика финансового контроля в Российской Федерации
2.1 Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ
2.2 Контроль над федеральными органами исполнительной власти всех уровней в РФ
2.3 Пути совершенствования финансового контроля в России
Заключение
Список литературы
1.3 Процесс финансового контроля
Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля,
Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:
-планирование, которое предполагает
определение объекта, целей,
-проведение контроля, целью
которого является сбор
-систематизация результатов
контроля (обобщение и упорядочение
полученной информации по
-реализация результатов,
которая предполагает
1.4 Принципы финансового контроля
Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Принципы финансового контроля, которые легли в основу организации прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля.
Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.
Принцип законности предусматривает
наличие правовой базы, обеспечивающей
проведение контроля в соответствии
с его целями и задачами. Независимость
органов финансового контроля (организационная,
функциональная, финансовая) гарантируется
действующим законодательством. Под
объективностью понимают отсутствие предвзятости
и невмешательство в
Принцип гласности предполагает
общедоступность результатов
"Принцип ответственности
предполагает добросовестное
Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
Глава 2. Характеристика финансового контроля в Российской Федерации
2.1 Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ
Деятельность органов
финансового контроля в РФ осуществляется
в соответствии с установленными
нормами права, основными источниками
которого являются: Конституция РФ,
Гражданский кодекс РФ, Бюджетный
кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные
законы и законы субъектов РФ, законодательные
акты органов местного самоуправления,
подзаконные нормативные
В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", другими федеральными законами.
Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя:
-контроль за своевременным
исполнением доходов и
-оценку эффективности
и целесообразности
Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.
На уровне субъектов РФ
внешний государственный
Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функциями функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение:
-порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере;
-порядка осуществления
контроля за исполнением
-методологии противодействия
легализации доходов,
Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов РФ" осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся вето ведении федеральных служб:
-Федеральной налоговой службы,
-Федеральной службы
-Федеральной службы финансово-
-Федеральной службы по финансовому мониторингу.
А также осуществляет контроль
за исполнением Федеральной
Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 "Об
утверждении положения о
Служба проводит ревизии
и проверки правомерности и эффективности
использования средств
Осуществляет контроль за
проводимыми в РФ (кроме кредитных
организаций и валютных бирж) валютными
операциями, а также за соблюдением
требований актов органов валютного
регулирования и валютного
Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 "О Федеральной службе страхового надзора" осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др.
Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
Согласно постановлению
Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 "Об
утверждении положения о
В соответствии со ст. 267 Бюджетного
кодекса РФ Федеральное казначейство
(федеральная служба) осуществляет
предварительный и текущий
Государственный финансовый
контроль осуществляют также главные
распорядители и распорядители
бюджетных средств. Бюджетным кодексом
РФ (ст. 158-160) предусмотрено, что главные
распорядители и распорядители
бюджетных средств осуществляют
финансовый контроль получателей бюджетных
средств за их целевым использованием,
своевременным возвратом, представлением
ими отчетности об использовании
бюджетных средств. Главные распорядители
бюджетных средств проводят проверки
подведомственных государственных
и муниципальных унитарных
Непосредственное проведение
контроля за использованием бюджетных
средств унитарными предприятиями
осуществляется по инициативе главного
распорядителя бюджетных
Органы исполнительной власти
субъектов РФ для осуществления
контроля создают свои органы контроля.
Так, в соответствии с постановлением
Правительства Москвы от 22.04.2003 N° 290-ПП
"Об утверждении Положения о
Главном управлении государственного
финансового контроля города Москвы"
контроль за деятельностью органов
исполнительной власти города Москвы,
государственных унитарных
2.2 Контроль над федеральными
органами исполнительной
В соответствии с Указом Президента
РФ от 08.06.2004 № 729 "О контрольном
управлении Президента Российской Федерации"
функцию обеспечения