Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и изучении финансового контроля в России. Курсовая работа предусматривает решение следующих задач:

- изучение сущности финансового контроля;

- изучение видов и форм государственного финансового контроля;

- исследование процессов и принципов финансового контроля;

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы финансового контроля

1.1 Содержание и значение финансового контроля

1.2 Виды и формы государственного финансового контроля

1.3 Процесс финансового контроля

1.4 Принципы финансового контроля

Глава 2. Характеристика финансового контроля в Российской Федерации

2.1 Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

2.2 Контроль над федеральными органами исполнительной власти всех уровней в РФ

2.3 Пути совершенствования финансового контроля в России

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 35.93 Кб (Скачать файл)

 

Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые  возглавляет Федеральная налоговая  служба1.

 

Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов  и других обязательных платежей, несет  ответственность за выработку и  проведение налоговой политики с  целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней  и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов  и других обязательных платежей. Налоговый  контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности  налоговых органов и их должностных  лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса  РФ. Кодексом также предусмотрено, что  реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в  том числе с органами таможенного  контроля.

 

Таможенный контроль в  РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении  Министерства экономического развития и торговли РФ, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению  своих функций как в сфере  таможенного дела, так и в связанных  с ней областях - налогового и  валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют  обязанности налоговых органов  по взиманию налогов и сборов при  перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым  кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также  иными федеральными законами.

 

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного  контроля, которыми являются Центральный  банк РФ (Банк России) и Правительство  РФ (система федеральных органов  исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Валютный контроль в РФ реализуется по следующим направлениям: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для  них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже  иностранной валюты на внутреннем рынке  РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты  и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

 

Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным  законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской  деятельности", который определяет правовые основы регулирования аудиторской  деятельности в Российской Федерации, а также в соответствии с иными  федеральными законами, регулирующими  отношения, возникающие при осуществлении  аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении  аудиторской деятельности, могут  регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства  РФ. Органы исполнительной власти осуществляют регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям — реализация государственной политики в области  аудиторской деятельности, разработка мер государственной поддержки  развития рынка аудиторских услуг1. Кроме того, подлежат регламентации  следующие вопросы: проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских  организаций; создания и аккредитации профессиональных аудиторских объединений; осуществления контроля за деятельностью аудиторских организаций и др.

 

Аудиторская деятельность в  РФ осуществляется на основании федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности2, внутренних правил (стандартов), которые  действуют в профессиональных аудиторских  объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими  свою деятельность без образования  юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая  сопоставимость деятельности аудиторских  фирм (аудиторов).

 

Аудиторская деятельность осуществляется в форме обязательного и инициативного  аудита. Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской  проверке исходя из определенных критериев. Такими критериями в Российской Федерации  являются: организационно-правовая форма (акционерные общества открытого  типа), вид деятельности (банки, страховые  организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, др.), финансовые показатели деятельности (объем выручки, сумма активов) и др.

 

В отдельных случаях орган  государственной власти может выступать  заказчиком аудиторского контроля, например, при проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные  средства.

 

Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация  внутреннего контроля обязательна  для коммерческих банков.

 

Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется:

 

-органами управления (например, советом директоров);

 

-администрацией предприятия;

 

-специализированными службами (внутреннего аудита, внутреннего  контроля) или работниками, в чьи  должностные обязанности входит  осуществление контроля.

 

В отдельных случаях законодательство предусматривает обязательное избрание ревизионной комиссии (ревизора), например для акционерных обществ. Организация  может осуществлять внутрихозяйственный  контроль как самостоятельно, так  и на основании договора с аудиторской  организацией. Кредитная организация  обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий  характеру и масштабам проводимых операций.

 

Общественный контроль в  РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере социального страхования  и пенсионного обеспечения.

 

Например, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением  Правительства РФ.

 

От 10.07.2001 № 910-р, предусмотрено  расширение участия общества в управлении образованием путем создания попечительских советов, деятельность которых позволит обеспечить приток в образование  дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное  использование и общественный контроль.

 

Федеральным законом от 16.07.1999 № 65-ФЗ (ст. 4) "Об основах обязательного  страхования" предусмотрено, что  одним из основных принципов осуществления  обязательного социального страхования  является обеспечение надзора и  общественного контроля.

 

В системе обязательного  пенсионного страхования Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 827 "Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений" создан Общественный совет  по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет: общественный контроль деятельности субъектов  отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; разработку рекомендаций и проектов нормативных  правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц, на создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции.

 

2.3 Пути совершенствования  финансового контроля в России 

 

Роль финансового контроля в системе управления финансами  трудно переоценить. В связи с  этим большое значение приобретает  необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления  контроля положительных результатов  намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

 

Совершенствование финансового  контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового  контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам  хозяйствования получить четкие ориентиры  в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а  также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового  контроля и т.п.

 

Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового  контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации  финансового контроля, единой терминологии в части определения таких  ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в  разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению  ряда спорных ситуаций, например, в  отношении мер ответственности  за финансовые нарушения.

 

Необходимо также завершить  разработку единой кодифицированной системы  стандартов финансового контроля, используя  опыт Счетной палаты РФ.

 

В вопросах совершенствования  финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов  финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные  вопросы осуществления того или  иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы  методологии финансового контроля.

 

Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового  контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия.

 

В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового  контроля и их сотрудников.

 

В современных условиях отсутствует  механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ.

 

Важным вопросом является также определение органа, обладающего  статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового  контроля по отношению к органам  аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля.

 

До сих пор не решен  вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких  как Федеральный закон о государственном  финансовом контроле в РФ, о статусе  контрольно-счетных органов.

 

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования.

 

В настоящее время отсутствует  единая методика проведения аудита эффективности  государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности  использования государственных  средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

 

Значительную долю в общем  объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового  контроля, является нецелевое использование  бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым  использование бюджетных средств  может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности  за нецелевое и неэффективное  расходование государственных средств.

 

Важной проблемой осуществления  контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам  проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять  комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных  должностных лиц за нарушение  требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности  должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.

 

Для повышения эффективности  проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив  цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих  право на проведение ревизии, их права  и обязанности; определить права  и обязанности ревизуемых организаций  и т.п.

 

Важным вопросом совершенствования  контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении различными органами своих  функций в отношении одних  и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных  органов, созданных главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств при осуществлении последующего финансового контроля.

 

Органы налогового и таможенного  контроля должны более тесно взаимодействовать  с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной  палатой РФ.

 

Кроме того, повышению эффективности  налогового контроля будут способствовать:

 

-решение задач, связанных  с разработкой форм и методов  контрольной работы в отношении  налогоплательщиков, представляющих "нулевые  балансы" или не представляющих  налоговую отчетность;

 

-дальнейшее развитие налогового  администрирования, и в первую  очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в  приоритетных для данного региона  направлениях деятельности;

Информация о работе Финансовый контроль