Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля.
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

Файлы: 1 файл

fin_kontrol.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Финансовый контроль есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

    1. строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
    2. неотъемлемый элемент управления финасами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

  Наличие финансового контроля  объективно обусловлено тем, что  финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Цель представленной работы – изучить финансовый контроль и пути повышения его эффективности.

Задачи работы – дать понятие, определить значение, а также содержание и формы финансового контроля, рассмотреть методы финансового контроля, дать анализ финансового контроля, а также предложить пути совершенствования финансового контроля.

 

1. Сущность финансового контроля

 

 

1.1. Понятие и значение, содержание и формы финансового  контроля

 

Финансовый контроль считается специальным видом осуществления государственного контроля, и означает применительно к финансам, что помимо функций распределения, финансам свойственна и функция контроля. Финансовый контроль осуществляется всеми без исключения государственными органами: Президентом, представительной, исполнительной властью и т.д. Значение финансового контроля заключается в том, что в процессе его осуществления проверяется:

    1. Соблюдение действующего правопорядка в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
    2. Проверяется экономическая эффективность и обоснованность действий конкретных органов государства.

Финансовый контроль служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой государством политики.

Таким образом, финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий органов государственной власти и местного самоуправления в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Финансовый контроль присущ всем без исключения финансово-правовым образованиям1.

Государственный контроль – комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский)2.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведение проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и,    во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

  Требование соблюдения законности  в деятельности по образованию, распределению и использованию  денежных фондов государства  и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст. 15 Конституции РФ).

  Итак, финансовый контроль –  это контроль за законностью  и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально – экономического развития страны и ее регионов.

  Финансовый контроль присущ  всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закрепленные соответствующим законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).

  Основными направлениями финансового  контроля в отношениях, регулируемых  финансовым правом, являются:

    1. проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
    2. проверка выполнения финансовых обязательств пред государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
    3. проверка правильности использование государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
    4. проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
    5. выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного эффективного использования материальных и денежных средств;
    6. устранение и предупреждение нарушение финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

  В результате реализации  задач финансового контроля укрепляется  финансовая дисциплина, выражающая  одну из сторон законности. Финансовая  дисциплина – это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организация, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о представление льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т. д.).

Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

  Эффективность финансового  контроля предполагает необходимость  глубокого экономического анализа  финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами  предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.

  Одной из форм финансового  контроля выступает контроль  рублем, свойственный сфере коммерческих  отношений. Это контроль за финансово  – хозяйственной деятельностью  предприятий, объединений, организаций  посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и др., при использовании системы финансирования, кредитования, расчетов. Контроль рублем позволяет определить качество работы предприятий и экономически воздействовать на него. Например, анализ прибыли предприятия, ее объема, источников получения (или причин не получения) выявляет результаты работы предприятия. Несвоевременность возращения ссуды, полученной в банке, сигнализирует о неблагополучном финансовом положении предприятия.

  На своевременном этапе произошли изменения в организации финансового контроля, в его содержании.

  В условиях перехода к  рыночным отношениям, хозяйственной  самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение  повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.

  Более глубоким, неформальным  стал контроль со стороны представительных  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  за финансовой деятельностью  исполнительной власти, опирающийся  на создаваемые ими специальные контрольные органы.

  Изменилась система контрольных  органов: упразднены органы народного  контроля, в связи с изменением  системы политической власти  и установлением власти Президента  Российской Федерации организован  президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением Президента Российской Федерации.

   На основании Конституции  РФ 1993 г. (ст. 101 – 103) палаты Федерального  Собрания РФ  образуют счетную  палату РФ. Подобные органы действуют  и на уровне субъектов Федерации.

  Сформированы также новые органы финансового контроля: органы государственной налоговой службы, государственного страхового надзора; функции финансового контроля осуществляют и созданные в 1990-х гг. органы федерального казначейства. Широкое развитие получил контроль в новой форме – аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.

  Преобразование в системе  банков и их деятельности применительно  к особенностям рыночных отношений  обусловили изменения в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государственного контроля и надзора.

  Впоследствии меры по совершенствованию  системы органов, осуществляющих  финансовый контроль, продолжались: Государственная налоговая служба РФ, преобразованная в Министерство РФ по налогам и сборам, изменена система органов, осуществляющих государственный страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимость укрепления государственного финансового контроля, чему призван способствовать намечены к принятию Федеральный закон «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации».

  Проблемы, связанные с собиранием  и расходованием государственных  финансовых ресурсов обусловили  создание Межведомственного совета по государственному финансовому контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет. Целями деятельности Совета определены координация и усиление контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и других государственных средств. В состав Совета включены руководители финансово – контрольных и экономических органов, в том числе министров финансов, Председатель Банка России, руководитель федерального казначейства и др. Председатель Совета – министр финансов. В работе Совета могут принимать участие представитель Генеральной Прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов.

  К задачам Совета отнесены: формирование тактики и методологии государственного финансового контроля; определение его основных направлений и механизма; согласование практических мероприятий по осуществлению государственного финансового контроля; утверждение программы совместных ревизий и проверок; подготовка предложений по расширению источников средств федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, по эффективности государственного финансового контроля; обобщение и распространение опыта государственного финансового контроля.

  Совету предоставлены права: запрашивать от министерств и других органов исполнительной власти необходимые материалы и информацию; обсуждать результаты ревизий и проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, заслушивать объяснения их руководителей; вносить предложения в Правительство РФ.

Законодательство определяет формы взаимодействие органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

Информация о работе Финансовый контроль