Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля.
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

Файлы: 1 файл

fin_kontrol.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Содержание финансового контроля:

  1. Проявляется в проверке финансовых обязательств юридических и физических лиц перед государством и муниципальными образованиями.
  2. Проявляется в проверке правильности использования предприятиями, учреждениями и организациями различных денежных ресурсов (собственные средства, банковские ссуды, бюджетные и внебюджетные средства и т.д.).
  3. Проверка правильности соблюдения финансовых операций.
  4. Выявление внутренних резервов производства. Финансовый контроль позволяет определить возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более эффективного использования факторов производства и т.д.
  5. Возможности устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина выражает одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования различных денежных фондов государства и муниципальных образований. Требования к финансовой дисциплине распространяется не только на хозяйствующие субъекты, но и на органы государственной власти, тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы не только государства, но и обеспечивает соблюдение законных интересов предприятий и их права.

Объект финансового контроля: ресурсы финансовые, материальные, трудовые, природные и другие ресурсы страны.

Формы финансового контроля. Самая распространенная форма - финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти и муниципальных образований, в рамках этой формы делаются не только замечания, но и предложения по улучшению качества работы.

Специфической формой финансового контроля является контроль рублем, он осуществляется в основном в коммерческой сфере, и происходит тогда, когда имеет место быть система финансирования, кредитования расчетов и т.д. (когда хозяйствующие субъекты используют различные виды своей деятельности).

Контроль рублем осуществляется:

    1. при ценообразовании;
    2. при формировании себестоимости продукции;
    3. при определении прибыли и иных экономических показателей деятельности хозяйственных субъектов.

Например, создание единого тарифного органа для естественных государственных монополий.

Изменение форм и методов финансового контроля на современном этапе. Это переходный период.

Любой переходный период характеризуется неустойчивостью экономических отношений, политических процессов и поэтому с постоянными изменениями, меняется система форм и методов органов финансового контроля.

Это в первую очередь выражается в создании новых органов финансового контроля, упразднение старых органов, которые себя исчерпали.

Сейчас серьезно усиливается президентская роль, в первую очередь за счет полпредов3

1.2. Методы  финансового контроля

 

Различают следующие методы проведения контроля:

    1. проверка;
    2. обследование;
    3. надзор;
    4. анализ финансового состояния;
    5. наблюдение (мониторинг);
    6. ревизия.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России - за страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля.

Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта4.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии5:

  1. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;
  2. частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  3. комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;

  1. тематические - проводятся на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:

  1. сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;
  2. выборочные — это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;
  3. комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности6.

 

2. Анализ финансового контроля

 

На сегодняшний день процесс развития экономики Российской Федерации характеризуется устойчивыми тенденциями к усилению позиций государства. За время рыночных преобразований эти позиции существенно пошатнулись, причем наиболее негативные последствия это имело для бюджетной сферы, для государственного сектора экономики. Вследствие целого ряда причин и, прежде всего, из-за инертности государственных структур существовавшая ранее система государственного финансового контроля не была своевременно адаптирована к реалиям рынка. В течение длительного времени с момента начала рыночных реформ государственный финансовый контроль как система в Российской Федерации отсутствовала. В связи с этим большинство исследователей сходятся во мнении, что текущее состояние государственного финансового контроля в Российской Федерации нельзя считать удовлетворительным. В то же время ГФК является одним из ключевых элементов системы государственного управления финансовыми ресурсами.

Прямым следствием недооценки значения и возможностей контрольной функции государства является то, что финансовая система как на федеральном, так и на региональном уровнях охвачена государственным контролем далеко не полностью. Некоторые субъекты РФ не имеют контрольно-счетных органов. Некоторые из действующих органов носят декоративный характер. Даже средства федерального бюджета формируются и расходуются во многом бесконтрольно, что приводит к массовым случаям их нецелевого использования, задержкам выплаты заработной платы, срыву финансирования федеральных программ, социальных программ, а нередко и к прямым хищениям. Сохраняется закрытость для ревизий и проверок отдельных секторов народного хозяйства и сегментов финансовой деятельности. Практически недоступна для государственных контролеров банковская система страны, которая сама по себе еще весьма несовершенна.

В настоящее время в научной среде дискуссионным остается вопрос о сфере осуществления государственного финансового контроля и общих направлениях его деятельности. Некоторые авторы предлагают при определении сферы осуществления государственного финансового контроля исходить из наличия четырех основных составляющих:

    1. контроля за процессами формирования и использования бюджетных средств, продуманностью и эффективностью управления бюджетными потоками;
    2. контроля за бюджетными средствами, направляемыми в негосударственный сектор российской экономики и надлежащим использованием в нем финансовых средств в точном соответствии с их целевым назначением;
    3. контроля за сохранностью государственной собственностью, эффективностью управления ею, приносящего максимальную пользу обществу и государству при минимуме затрат;
    4. контроля за чистотой финансовых операций, противодействующего «отмыванию» преступных доходов.

Другие авторы полагают, что государственный финансовый контроль должен осуществляться по следующим направлениям:

    1. формирование и использование все государственных средств, независимо от того, в какой форме они существуют – бюджетной или любой другой;
    2. деятельность органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;
    3. привлечение и использование средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями и иными организациями, которым законодательно предоставлено такое право.

В деятельности органов, так или иначе причастных к осуществлению финансового контроля в стране, очевиден явный перекос в сторону проверок в ущерб ревизиям, проведение которых сложно и трудоемко. Количество ревизий даже не учитывается. В последнее время происходит направленное удаление ревизии не только из практики, но и из правовой базы контроля.

В этой связи возникает необходимость создания теоретически проработанной и законодательно оформленной концепции государственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты можно свести к двум основным подходам. 
Первый подход связан с позицией ряда авторов рассматривающих процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархически сверху донизу выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения – объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в единый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре РФ.

Авторы другого подхода активно выступают против создания жестко иерархической соподчиненной контрольной системы, возглавляемой единым государственным органом. Они считают, что «системность» вовсе не требует «монолитности», то есть многоуровневой соподчиненности по принципу иерархической замкнутости, не позволяющей мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. Системность при этом трактуется как наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов контроля, обеспечение координации деятельности контрольных органов в части научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного статуса.

В соответствии с рассматриваемой позицией структурная основа государственной системы контроля должна складываться с одной стороны из высших органов государственной власти и управления, наделенных Конституцией РФ и законодательно-нормативными актами в области государственного контроля. С другой стороны ее составной частью могут стать специальные органы государственного контроля как ныне действующие, так и вновь создаваемые. Специальные органы государственного контроля должны осуществлять свою деятельность в конкретных областях, являясь либо самостоятельными центральными органами исполнительной власти, либо крупными специализированными подразделениями федеральных министерств. В рамках их полномочий возможно создание своих территориальных органов, делегирование им своих прав и функций.

Информация о работе Финансовый контроль