Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля.
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

Файлы: 1 файл

fin_kontrol.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основным принципиальным моментом второго подхода является соответствие структуры органов финансового контроля федеративному устройству государства, конституционному разделению ветвей власти и многообразию форм финансово-хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.

На сегодняшний день выработано, по крайней мере, две концепции государственного финансового контроля – Счетной палаты и Министерства финансов. Минфин РФ в предложенной им концепции считает, что преимущественное направление развития гражданского финансового контроля в России – это расширение внутреннего контроля, введение в структуре объектов финансового контроля должностей внутренних контролеров, осуществляющих на постоянной основе внутренний (ведомственный) финансовый контроль. Счетная палата считает, что тех же результатов можно достичь путем укрепления финансовой дисциплины со стороны уже имеющихся работников бухгалтерских служб.

Следует отметить, что система государственного финансового контроля эффективно действующая во многих развитых странах состоит из внешнего контроля (по большей части независимые и подотчетные лишь парламентам высшие органы) и внутреннего контроля (исполнительная власть, действующая через казначейство и органы контроля министерств и ведомств)7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование финансового  контроля

 

 

В настоящее время в РФ действует более 269 федеральных законов, указов и постановлений, в которых в той или иной мере регулируется контрольная и надзорная деятельность. В результате становится затруднительно сориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов.

 Главными недостатками действующей  системы государственного финансового  контроля в РФ являются:

    • возможность ухода от ответственности за использование бюджетных средств не по целевому назначению, за неэффективное использование бюджетных средств, неполный и несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;
  • разобщенность действий различных органов ГФК, отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как за поступлением налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему, в государственные внебюджетные фонды, так и за целевым и эффективным использованием средств из бюджетной системы и внебюджетных фондов;
  • неупорядоченность действий отдельных органов финансового контроля порождает взаимную заинтересованность контролеров и объектов проверки и, соответственно, коррупцию и взяточничество8.

Эффективное функционирование системы общегосударственного финансового контроля возможно при условии реализации следующих принципов в деятельности контрольных органов:

    • принцип достаточности законодательно установленных полномочий для контрольных органов обеих ветвей государственной власти и органов местного самоуправления;
    • принцип объективности органов государственного финансового контроля и гласности их деятельности;
    • принцип неотвратимости наказания за нарушение налогового и бюджетного законодательства;
    • принцип планомерности в системе отбора объектов финансового контроля, основанный на цикличности (периодичности) проверок; 
      принцип консолидированного взаимодействия органов государственного финансового контроля, осуществляемых в форме совместных проверок, других организационных формах временного характера как по линии одноименных разноуровневых органов (Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований, федеральное, региональное и муниципальное казначейства), так и по линии разноименных органов, функционирующих на одном уровне – федеральном, региональном, муниципальном.9

Весьма важным как в практическом, так и в теоретическом аспекте является вопрос оценки эффективности деятельности отдельно взятого органа государственного финансового контроля. Существует множество подходов к решению этого вопроса. Однако все авторы сходны во мнении, что оценить эффективность деятельности контрольно-счетного органа только с помощью количественных показателей невозможно. Так, некоторые ученые считают, что эффективная деятельность субъекта финансово-бюджетного контроля результируется в социальном, организационном и экономическом эффекте. 
Социальный эффект контроля выражается в выявлении допущенных объектом контроля нарушений и их устранении, что в конечном итоге должно привести к минимизации объективно совершаемых нарушений.

Организационный эффект контроля проявляется в том, что по его результатам могут применяться административные меры к лицам, допустившим нарушения финансового законодательства. При этом количественному измерению данный эффект не поддается.

Экономический эффект проявляется в том, что обеспечивается возврат средств, использованных не по целевому назначению и штрафных санкций за это в бюджетную систему.

При этом ряд авторов указывает на то, что оценивать эффективность работы органов финансового контроля, исходя только из выявленных нарушений организациями и предприятиями действующих норм финансового регулирования и примененных санкций неправильно. Такой критерий оценки аналогичен оценке деятельности контролеров на транспорте по объему штрафов, взысканных с пассажиров.

В.В. Мясников, ссылаясь на опыт западных специалистов, предлагает обратить внимание на мотивы поведения субъектов контроля. Таких мотивов, как утверждает автор, три: мотив «гордыни», агентский мотив и синергетический мотив. Первые два имеют своей конечной целью моральное удовлетворение и рост собственного благосостояния соответственно. Особенность синергетического мотива состоит в том, что его результатом является так называемый синергетический эффект, то есть сложение ресурсов, сил и средств всех контролирующих и управляющих органов, дающее в итоге повышение эффективности деятельности объекта контроля10.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В настоящее время в РФ можно наблюдать процесс постоянного реформирования системы государственного финансового контроля и соответствующих контрольных органов. Одним из направлений такого реформирования должна стать автоматизация данных процессов управления.

Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль реализуется контрольно-счетными органами, создаваемыми законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления.

Главной целью внешнего государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации является повышение эффективности управления государственными и муниципальными ресурсами для обеспечения финансовой стабильности, поступательного развития экономики и социальной сферы общества, улучшения качества жизни российских граждан, усиления безопасности государства.

Деятельность контрольно-счетных органов должна быть созидательной, то есть приносящей реальный вклад в улучшение социально-экономического положения общества, и оцениваться по таким важнейшим критериям, как результативность, действенность, экономичность и эффективность.

Финансовый контроль может реализовываться в различных формах (предварительный, текущий, последующий) и методах (проверки, надзор, обследования, наблюдение, ревизии).

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
    2. Большаков С.В. Основы управления финансами: М.: ФБК-Пресс, 2000.
    3. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. СПб.: Экономическая школа, 1998.
    4. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Маркетинг, 2000.
    5. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002.
    6. Ламыкин А., Мамий И. Финансовый механизм регулирования национальной экономики. М., 1997.
    7. Миляков Н.В. Финансы. М.: Инфра-М, 2002.
    8. Никольский Д.В. Государственный финансовый контроль в    России // Финансы №2, 2003.
    9. Петров А.Ю. Государственный финансовый контроль // Финансы - №10, 2000.
    10. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы и статистика, 2000.
    11. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000.
    12. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2000.
    13. Черноморд П.В. Господдержка социальной сферы и науки: Государственный финансовый контроль. М.: Экономика, 2000.

 

 

1 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. С. 200.

 

2 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 386.

3 Миляков Н.В. Финансы. М.: Инфра-М, 2002. С. 67-68.

 

4 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 392-393.

5 Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000. С. 38-40.

6 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 393.

 

7 Петров А.Ю. Государственный финансовый контроль // Финансы - №10, 2000. С. 42-43.

 

8 Большаков С.В. Основы управления финансами: М.: ФБК-Пресс, 2000. С. 86-87.

9 Никольский Д.В. Государственный финансовый контроль в России // Финансы №2, 2003. С. 16.

 

10 Черноморд П.В. Господдержка социальной сферы и науки: Государственный финансовый контроль. М.: Экономика, 2000. С. 99-101.

 


Информация о работе Финансовый контроль