Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является определение сущности финансового механизма, а так же выявление роли финансовой политики в структуре финансового механизма.
Поставленная цель определяет ряд задач, с помощью которых она реализуется:
Рассмотреть понятие и функции финансового механизма.
Рассмотреть структуру финансового механизма.
Изучить финансовую политику государства.
Изучить финансовую политику предприятия.
Выявить совершенствования финансового механизма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Сущность и характеристика финансового механизма……………….6
Понятие и функции финансового механизма…………………………….6
Структура финансового механизма……………………………………….8

Глава 2. Роль финансовой политики в структуре финансового механизма...17
2.1. Финансовая политика государства………………………………………...17
2.2. Финансовая политика предприятия………………………………………..20

Глава 3. Совершенствование финансового механизма………………………..24

Заключение…………………………………………………………………….....33

Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсавая финансовый механизм.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

 

Глава 1. Сущность и  характеристика финансового механизма……………….6

    1. Понятие и функции финансового механизма…………………………….6
    2. Структура финансового механизма……………………………………….8

 

Глава 2. Роль финансовой политики в структуре финансового механизма...17

2.1. Финансовая политика государства………………………………………...17

2.2. Финансовая политика  предприятия………………………………………..20

 

Глава 3. Совершенствование  финансового механизма………………………..24

 

Заключение…………………………………………………………………….....33

 

Список  литературы………………………………………………………………35

 

Введение.

Финансовый механизм - инструмент реализации финансовой политики государства, решения задач и выбора направлений.

Финансовый механизм - совокупность конкретных форм финансовых отношений, методов, приемов, и способов и организации в процессе формирования, распределения и использования денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств на макро- и микроуровнях.

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день практическую значимость приобретают проблемы широкого развития качественного управления финансами как на уровне государства, так и на предприятии.

Объектом  исследования является финансовая политика.

Предметом исследования является финансовый механизм.

В рамках данной курсовой работы была использована различная литература.

При написании  курсовой были использованы работы: Бабича А.М., Галицкой С. В., Носовой С. С., Шеремета А.Д. и Р. С. Сайфулина, А. Г. Грязновой.

В своей  работе Бабич А.М.1 анализировал финансы государственных и муниципальных предприятий, а также рассматривал порядок формирования, распределения и организации использования денежных фондов указанных субъектов.

Галицкая  С. В.2 В данном учебнике изложен материал по следующей схеме: понятие, выполняемые функции, понятие и основные элементы финансового механизма.

Носова  С. С.3 и Грязнова А. Г.4 дают основные термины и понятия, касающиеся сущности финансовой политики и финансового механизма.

Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С.5 отражают систему управления финансовыми ресурсами предприятия.

Данный анализ позволяет сделать вывод о  том, что к настоящему времени  проделана большая работа по изучению финансовой политики, но стоит уделить  особое внимание финансовому механизму.

Целью исследования данной работы является определение сущности финансового механизма, а так же выявление роли финансовой политики в структуре финансового механизма.

Поставленная  цель определяет ряд задач, с помощью  которых она реализуется:

  • Рассмотреть понятие и функции финансового механизма.
  • Рассмотреть структуру финансового механизма.
  • Изучить финансовую политику государства.
  • Изучить финансовую политику предприятия.
  • Выявить совершенствования финансового механизма.

Исследование  выполнено на основе опубликованных документов и материалов.

К этой группе источников, использованных в данной работе, необходимо отнести законодательные документы и статистические данные, а также официальные сайты.

 Законодательные  документы включают в себя: Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. №145-ФЗ, принят ГД ФС РФ 17.07 1998г., ред. от 27.06.2011г., Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51- ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994г., ред. от. 27.06. 2011г., Налоговый кодекс РФ – часть первая от 31.07.1998г. №146 – ФЗ и часть вторая от 05.08.2000г. № 117 – ФЗ (с изм. и доп. от 25.07.2002г.), а также распоряжения Правительства РФ, бюджетное послание Президента РФ.

Также стоит уделить  внимание официальным сайтам: Министерства финансов РФ6 и Президента РФ7 в которых определена структура и основные направления государственного управления в области финансовой политики.

 

В процессе работы над всеми группами источников главным  условием являлось осмысление, анализ и их изучение, которое позволило  доказать, что имеющаяся источниковая база дает возможность решить поставленные в исследовании цель и задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и характеристика финансового механизма.

    1. Понятие и функции финансового механизма.

 

Финансовый  механизм8 – это система управления финансами, совокупность форм и методов, с помощью которых государство и хозяйствующие субъекты обеспечивают себя необходимыми денежными средствами, достигают нормального уровня стабильности, обеспечивают получение максимальной прибыли.

Финансовый  механизм может рассматриваться, как финансовый механизм государства и хозяйствующих субъектов. Он строится в соответствии с требованиями объективных экономических законов. Его основы устанавливаются государством для решения тех задач, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития.

Составляющими финансового механизма являются: 
1) финансовое регулирование:

- налоги 
- вклады 
- займы 
- субсидии; 
2) система финансовых индикаторов и финансовых инструментов, которые дают возможность оценить это влияние.

Финансовый  механизм есть инструмент воздействия  финансов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно:

  • организация финансовых отношений;
  • управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Содержание  первой функции финансового механизма  является создание им стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности.

Действие  второй функции финансового механизма  выражается через функционирование финансового менеджмента.

Финансовый  менеджмент9 – это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности государства и предпринимательской организации. В процессе функционирования финансовый менеджмент опирается на финансовый механизм.

 

 

1.2.  Структура финансового механизма.

Подсистемы  финансового механизма.

Финансовый  механизм состоит из двух подсистем:

1.Управляющей            2.Управляемой.

Управляющая подсистема.

Управляющая подсистема включает в себя финансовую службу предприятия и ее подразделения, таким образом, субъектом управления финансового механизма являются финансовая служба и ее отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры.

Управляемая подсистема.

Управляемая подсистема (объект управления) включает в себя: Финансовые отношения; источники финансовых ресурсов; финансовые ресурсы предприятия; денежный оборот предприятия.

В качестве основного объекта управления в  финансовом механизме выступает  денежный оборот как непрерывный  поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный и другие счета предприятия.

Управлять денежным оборотом - значит прогнозировать и планировать его возможные  состояния в ближайшей и в  отдаленной перспективе, определять объем  и интенсивность поступления  и расхода денежных средств, как  на ближайшую дату, так и на долгосрочную перспективу.

Блоки финансового механизма.

Финансовый  механизм представляет собой систему  действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Организация финансового механизма — это система мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами. Из трех фундаментальных блоков главным является организация. Если организация плохая, то финансовый механизм всегда будет функционировать неэффективно и даже во вред экономическим отношениям в обществе.

Организация финансового механизма сводится прежде всего к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на основе каких-то правил и процедур.

К организационным  процедурам относятся: создание органов  управления финансами, построение структуры  аппарата управления, разработка методик, инструкций, норм нормативов и т. п.

Организация финансового механизма отражает также тесную взаимосвязь между  системой финансовых рычагов и финансовыми ресурсами. Эта взаимосвязь выражается через координацию и регулирование.

Координация10 (лат. соре + ordinatio — расположение в порядке) в финансовом механизме означает согласованность работ всех звеньев системы механизма, аппарата управление и специалистов. Координация, обеспечивает единство отношений финансового механизма и финансовых ресурсов.

Регулирование11 (лат. regulate — подчинение определенному порядку, правилу) в финансовом механизме означает воздействие механизма на финансовые ресурсы, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от установленных норм и нормативов, от графиков, от плановых заданий.

Планирование  в финансовом механизме представляет собой процесс выработки плановых заданий составления графика  их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением. Планирование — это, прежде всего, процесс администрирования, т. е. он носит директивный характер.

Стимулирование  в финансовом механизме выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов.

Стимул12 (лат. Stimulus, остроконечная палка, которой погоняли животных) — это побуждение к действию, побудительная причина. К финансовым стимулам относятся цены, кредит, использование прибыли и амортизации для самофинансирования, налоги, процентные ставки, дивиденды, премии, финансовые санкции и т. п.

Финансовые  стимулы воздействуют как на трудовую деятельность отдельного работника (его  инициативу творческую активность и  производственную дисциплину и т. п.), так и на эффективность производственного и торгового процессов (получение чистой прибыли, т. е, прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, доходов от вложения капитала, снижение стоимости заемного капитала и др.).

Таким образом, в финансовом механизме  соединяются в единое целое процессы администрирования и стимулирования.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет «как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Сфера финансов государственные и муниципальные  финансы состоит из двух звеньев:

1. финансы  государственного бюджета

2. финансы  внебюджетных фондов

Государственный внебюджетный фонд - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Финансовые  отношения предприятия можно  объединить в четыре группы, при  этом две группы относятся к внешним  финансовым отношениям предприятия - отношения  с другими предприятиями и организациями, отношения с финансово-кредитной системой, а две к внутренним - отношения внутри коммерческого предприятия, отношения внутри объединений фирм.

Таблица 113

Внешние

Внутренние

1. Отношения  с другими предприятиями и организациями.

2. Отношения с финансово-кредитной системой.

1. Отношения  внутри фирмы.

 

2. Отношения внутри объединений фирм.


 

Так же финансовые отношения охватывают14:

  1. отношения с другими предприятиями и организациями. Это большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и соответственно прибыль. Правильная организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности.
  2. отношения с финансово-кредитной системой многообразны. Прежде всего, это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений, а также отношения с учреждениями инфраструктуры финансового рынка (кредитными организациями, страховыми компаниями, фондовыми и валютными биржами, инвестиционными фондами и компаниями и т.п.).
  3. отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию финансовых и экономических рисков;
  4. отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами;
  5. отношения с инвестиционными институтами по размещению инвестиций;
  6. отношения с филиалами и дочерними предприятиями;
  7. отношения с персоналом предприятия;
  8. отношения с акционерами предприятия;
  9. отношения с налоговой службой;
  10. отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.

Информация о работе Финансовый механизм